Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ через создание предметно-развивающей среды.
материал на тему

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_zozh_cherez_predmetnuyu_sredu.docx13.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Приобщение детей к здоровому образу жизни должно начинаться уже в детском саду. У детей еще отсутствует осознанное отношение к своему здоровью. Потребность в здоровье ребенка есть у его родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов посвящается изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Над проблемой приобщения детей к здоровому образу жизни работают воспитатели и медицинские работники; мы все прикладываем большие усилия для укрепления здоровья и физического воспитания детей, используем различные методы и приемы по приобщению детей к здоровому образу жизни. Но не следует забывать, что одним из важных аспектов приобщения детей к основам здорового образа жизни является соответствующая предметно – развивающая среда в группе, в которой дети могли бы получать необходимые знания, навыки и привычки.

Поэтому, создание  такой предметно-развивающей среды, которая помогла бы получить положительные результаты в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, и использование ее в различных видах деятельности, очень важная задача.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятекльности, в играх, в спорте.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую развивающую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями здоровьесберегающего характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Исходя из этого, вся  деятельность, оздоровительно-педагогического характера, должна быть систематической и комплексной, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, все используемые материалы должны находить своё отражение во всех режимных моментах группы (непосредственно образовательной деятельности, режиме дня, образовательной деятельности по физической культуре,  в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).

Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки здоровьесберегающего характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Создание и внедрение  среды, направленной на приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни должна быть нацелена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями,  умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможно при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Процесс приобщения дошкольников к здоровому образу жизни будет более эффективным, если создать и систематически, целенаправленно использовать предметно-развивающую среду с применением  разнообразных форм и методов, при активном  взаимодействии с семьей.

Большая роль в этой работе отводится созданию информационного «Уголка здоровья», где в первую очередь детям представлена наглядность (схемы, рисунки, плакаты), которые  не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка. В «Уголке здоровья» в различной форме представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, кожей и др. Через плакаты и рисунки, наглядные пособия дети имеют возможность знакомиться с особенностями строения тела человека. В уголке здоровья должны быть книги, энциклопедии, альбомы с  иллюстрациями. Рассматривая их, у детей проявляется  интерес к своему здоровью.  

Совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

Хорошо, когда широко используется наглядная агитация – уголок здоровья в группах, стенды в дошкольном образовательном учреждении, альбомы здорового образа жизни в семье, и здоровый образ жизни в режиме дня  с детьми в детском саду.

В детском саду постепенно создаются традиции здорового образа жизни – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья в дошкольном образовательном учреждении, семейный клуб «Здоровячок».

Приобщение детей к здоровому образу жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении:

  • Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
  • Учебно-воспитательный процесс: нод «Быть здоровым я хочу!» (гимнастика, познавательная часть, релаксация), учебно-воспитательные нод (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки), физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости), логопедические занятия (физминутки, словарная работа), рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости).

Таким образом, осуществляется комплексный подход в приобщении детей к здоровому образу жизни.

Программа оздоровительно-педагогических занятий с дошкольниками состоит из 6 блоков, каждому блоку соответствует свое графическое изображение.

1 блок: Знай свое тело:

На нод по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

2 блок: Соблюдай правила гигиены:

Особое внимание уделяется приобщению практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

3 блок:Скажи «НЕТ» вредным привычкам:

В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.

4 блок: Занимайся физкультурой:

Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

5 блок: Соблюдай режим дня:

Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

6 блок: Следи за датчиком настроения:

Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель блока – повышение психоэмоциональной устойчивости.

Формируя привычки потребности в здоровом образе жизни, которые мы пытаемся приобщить детям в группе,  стараемся выработать  такие навыки у детей:

- полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и вечером;

- спать в облегчённой форме;

- ежедневно обтираться прохладной водой;

- разминаться после пробуждения;

- уметь избегать опасных ситуаций;- уметь расслабляться и гасить отрицательные эмоции;

-мыть руки перед едой и после посещения туалета;

- ежедневно менять нижнее белье, носовые платки.

К моменту выпуска детей в школу они получат необходимые знания о здоровом образе жизни и будут иметь стойкие навыки и привычки сохранения своего здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к памяти событий времён ВОВ через игру и музыкально – спортивные мероприятия»

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается  у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает Родину в семье...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к техническому творчеству через создание собственного медиапродукта (мультфильма) «Мультистудия Светлячка»

Основные термины (генерируются автоматически): божья коровка, ребенок, внутренний мир, детское творчество, мультипликация, мультфильм, рабочая зона, сценарий, творческая деятельность....

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ через квест игры

консультация для родителей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ через квест игры"...

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к техническому творчеству через создание собственного медиапродукта (мультфильма) «Мультистудия Светлячка»»

Мультипликация — это универсальный и интернациональный язык общения детей и взрослых всего мира. Детская мультипликация — это особый вид искусства, самостоятельный, с...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающуб предметно пространственную среду группы.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающую предметно пространственную среду группы....