Просветительский материал на тему: «Взаимоотношения в семье и психологическое здоровье ребенка»
методическая разработка на тему

Найденова Наталья Николаевна

Проблема развития эмоциональной и социально – личностной  сферы детей в современном мире стоит особенно остро. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени способствует формированию способности понимать и принимать чувства другого человека. Современные дошкольники стали менее отзывчивы к эмоциям  других людей. Поэтому воспитание в семье, направленное на развитие эмоциональной сферы,  актуально и важно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Психическое здоровье ребенка47 КБ

Предварительный просмотр:

          Проблема развития эмоциональной и социально – личностной  сферы детей в современном мире стоит особенно остро. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени способствует формированию способности понимать и принимать чувства другого человека. Современные дошкольники стали менее отзывчивы к эмоциям  других людей. Поэтому воспитание в семье, направленное на развитие эмоциональной сферы,  актуально и важно. Для того, чтобы ребенок ощущал себя комфортно и стремился понимать людей, нужно создать спокойные условия в семье, где никто не кричит друг на друга и любой спорный вопрос обсуждается без давления и ссор. Только в такой обстановке дошкольник  будет расти эмоционально благополучной личностью, способной на адекватное реагирование и поведение. Если вы неправы в чем-то, не бойтесь признавать свои ошибки и извиняться, только так вы научите и детей признавать свои ошибки и исправлять их. Когда вы плохо себя чувствуете, не стесняйтесь попросить ребенка о помощи и объяснить ему ваше состояние. Благодаря этому ваши сын или дочь воспитываются не только отзывчивыми, людьми, но и  способными понять настроение другого человека, его поведенческие особенности, мимику, жесты, по которым возможно определить, что он чувствует. Понимание чувств и эмоций пригодится всегда как для общения, так и для жизни в обществе, для достижения главных целей в жизни.

            Никогда не говорите ребенку, если у него что-то не получилось, таких слов, как «всегда», «никогда», «вообще». Ваш малыш всегда и вообще хороший, только сейчас он допустил ошибку, которую мудрый взрослый поможет ему исправить.

            Помните: что бы вы ни говорили, какие бы замечательные правила не озвучивали, только ваш собственный пример может дать ребенку почву  для принятия основных норм и правил. Дети копируют поведение родителей. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример тому!

            Если вы нервничаете по пустякам и не умеете регулировать свое психологическое состояние, то, скорее всего, и ваш дошкольник не сможет этому научиться. Поэтому чтобы наши дети росли эмоционально благополучными людьми, нам, взрослым, необходимо «навести порядок» в собственном мире эмоций и чувств и не бояться обращаться за помощью к специалистам. У счастливых, воспринимающих позитивно окружающий мир,  родителей вырастают такие же оптимистично настроенные дети.    

          Для того чтобы наши дети выросли здоровыми полноценными гражданами необходимо несколько условий которые мы, родители можем предоставить им это: правильного питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры и  психологический комфорт.

        Рассмотрим  последний фактор — это значение психологического комфорта для здоровья ребенка.

       Если в доме больше одного ребенка,  то  драки  из-за  вещей  вполне  вероятны. Это естественно, но это не значит, что родителям следует их игнорировать. Слиш¬ком часто родители решают эту проблему,  просто  сказав  ребенку: «Тебе нужно делиться игрушками, иначе  никто  не  будет  тебя   любить». Важно отделять действия ребенка от его человеческой сущности.

        Обнаружить, что ребенок эгоист, никому не бывает приятно. Родители же обычно замечают это последними. Эго¬изм не самое прекрасное качество, и, когда речь идет о нас самих, нам еще труднее согласиться или допустить, что наши дети – себялюбцы. Иной раз мы даже пытаемся не замечать, что увлечения нашего ребенка какой-нибудь глупостью становятся чрезмерными.

          Почему дети ведут себя так?

С той минуты, как только они начинают ходить, мы постоянно внушаем им понятие о собственности. Мы без конца напоминаем, что  эта вещь  может сломаться, а ту трогать нельзя, что эта – чужая и так далее. Позднее, когда дети начнут просить у нас что-нибудь, мы сочи¬няем целые истории, прежде чем удовлетворяем их же¬лание. Или отказываем, потому что вещь дорого стоит, или же милостиво снисходим к их просьбе и разрешаем. В 4-5 лет дети уже сравнивают свои игрушки, свою «собственность» с игрушками сверстников и часто страдают, обнаруживая, что у них есть не все, что имеется у других. И конечно, невольно задумываются, не означает ли это, что родители недостаточно любят их... Кроме того, они становятся ревнивыми не только к иг¬рушкам братьев и сестер, но также к любви, которую родители распределяют между ними порой не слишком справедливо. Дети  начинают понимать, как важно обладать чем-то. Почему они так думают?

1. Мы учим их, что они не могут иметь того, что им не принадлежит.

2. Не всегда удовлетворяем их желание получить что-то.

3. Рано или поздно наши дети оказываются в контакте с другими ребятами, у которых есть то, что им хочется.

4. Соперничество с братьями и сестрами  из-за родительской  любви  заставляет их думать, будто обладание игрушками – доказательство доброго отношения взрослых.

5. Многие вещи неизбежно привлекают детей только тем, что могут доставить удовольствие.

Однако чувство собственности, которое из-за всего этого подобным образом развивается у ребенка, не единственная причина эгоизма. Оно лишь подготавливает психологическую почву, на которой формируется характер. Ребенок будет расценивать обладание вещами и станет эгоистом лишь в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Он может иметь бесконечное множе¬ство игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом. Его неумение поделиться игрушками с другими почти всегда может быть истолковано как знак недоверия. Он думает, что другие не ответят ему тем же чувством, ко¬торое ему самому  так  трудно  проявить. Он вырос только внешне, окружая себя игрушками – не чем иным, как заменой, суррогатом богатства и теплоты чувств, которых у него не было или было мало.

Советы и рекомендации

1. Помогите вашему ребенку найти специальную полку или коробку для тех вещей, которыми он не хочет делиться. Примите за правило в вашей семье не входить в чужую комнату и не брать вещи, принад¬лежащие другим членам семьи без разрешения.

2. Если ваших детей беспокоят их младшие братья и сестры, которые еще очень малы, и которые лезут в их игрушки,  помогите найти  старшим  детям место для игры, которое малышам недоступно.

3. Если к вашим детям  приходят  друзья,  заранее  обсудите,  какими игрушками они готовы поделиться.

4. Если ваши дети дерутся из-за игрушки, уберите ее и дайте им ясно понять,  что  они  получат  ее  назад,  когда  решат, как  они  смогут  ею   поделиться.

Меры социально-психологической

профилактики

1. На семейном совете обсудите проблему необходимости делиться. Можно составить расписание, в соответствии с  которым  дети  могут по  очереди играть с самыми популярными игрушками в семье, такими, как видеоигры. Если дети все еще не могут поделить их без драки, надо убрать игру на время, пока дети не найдут взаимоприемлемое решение.

2. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он делился принадлежащей только ему игрушкой, если он этого не хочет.

3. Покажите пример уважения к частной собственности, сказав детям, которые хотят взять что-то, при¬надлежащее вам: «Это мое, и я не хочу этим делить¬ся».

4. Если вы действительно разрешили пользоваться кому-то вашей собственностью, ясно объясните детям, на каких условиях и в каком виде это должно быть возвращено. Иногда помогает взаимодоговоренность. Например, вы можете держать любимую игрушку до тех пор, пока вам не вернут ваши швейные ножницы

5. Дети должны знать, что они имеют право на свою собственность. Они не могут пользоваться игрушками, которые принадлежат всем детям до тех пор, пока они не уяснят, как играть с ними мирно и без драк.

6. Дети  нуждаются  в  уединении  и  уважении.  Им  не  обязательно  делиться со всеми своими вещами.

7. Не говорите детям, что они эгоистичны, и не давайте им никаких кличек, показывающих ваше неуважение. Лучше скажите: «Ты меня очень расстра¬иваешь тем, как ты обращаешься со своей сестрой во время игры», вместо того чтобы ругаться и обзывать ребенка.

Самый лучший способ предупредить развитие эгоизма или вылечить от него ребенка состоит в том, что родители  должны  целиком,   без  остатка  посвятить себя детям. Это означает, что ребятам, прежде всего и главным  образом, нужно ваше время, а не какие-либо вещи, ко¬торые можно купить за деньги. Нет ничего, что могло бы заменить это время.

Однако обратите внимание еще на одно обстоятель¬ство. Все дети, так или иначе, что-нибудь собирают, и поэтому не надо думать, будто мы мало уделяем вре¬мени ребенку, если он начинает составлять какую-нибудь коллекцию. В то же время, если малыш, потеряв какую-нибудь игрушку, ведет себя так, словно остался без ноги, или же почти весь досуг тратит на собирание игрушек, а не на игру с ними, родителям стоит вмешаться и уде¬лить ему больше внимания. Когда же мы добавим в эту коллекцию самих себя, то окажемся в ней самой большой ценностью, значение же остальных вещей померкнет, и ребенок постепенно станет все  более  великодушным  и  все  менее эгоистичным.

    Любой стресс для ребёнка оказывает прямое влияние на его физическое и психическое состояние.

  Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей ребенка. Наличие фрустраций у ребенка может обусловливать формирование таких черт характера, как агрессивность, возбудимость, пассивность.

  Прежде всего, можно назвать известный феномен депривации, когда младенец лишен материнского внимания и заботы, в результате чего наблюдается задержка в его психическом и физическом развитии.

  При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей, воспитателей детского дошкольного учреждения или учителей школы дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Фрустрация этих потребностей, приводящая к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности.

  В результате психологического дискомфорта могут возникнуть такие заболевания как: бронхиальная астма, головные боли и приступы рвоты все эти симптомы лежат в основе неврозов. Для того чтобы избежать такие психосоматические заболевания родители должны соблюдать три момента в воспитании своего чада:

1. Спокойное, уравновешенное состояние матери, ухаживающей за младенцем. А именно: между младенцем и матерью существует эмоциональная связь.  И если мать нервничает  или она чем-то расстроена, подавлена, то и ребенок становится капризным и беспокойным, много плачет и плохо спит. Таким образом, передающийся ему эмоциональный дискомфорт влияет на его состояние. Как правило, у нервной и тревожной матери вырастает нервный и тревожный ребенок. Объясняется это не только наследственной предрасположенностью, но и постоянным психологическим дискомфортом, в котором растет малыш, эмоционально зависимый от матери.

2. Продление домашнего периода дошкольного детства, т. е. максимальная отсрочка определения малыша в детское дошкольное учреждение. А это значит: что малыш не всегда готов идти в детский сад  из-за чрезмерной психологической нагрузки, не адекватной возрасту ребенка, получаемой им в детском саду или яслях. Связанной с большой ответственностью накладываемой воспитателями на детей, соблюдению правил и так далее. Оптимальным возрастом посещения детского сада большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три.  Вот только спокойное, воспитание в семье позволяет окрепнуть нервной системе ребенка и предохраняет его от раннего развития психосоматических заболеваний.

3. Подготовка ребенка к школьному обучению.

    Адаптацию к школе проходят все первоклассники. И чем лучше подготовлен к ней ребенок, тем меньшую психологическую и физическую нагрузку он испытывает.

Все выше сказанное показывает, что заболевания ребенка нередко являются защитной реакцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации. Если ребенку плохо в каком-то детском учреждении, то болезнь позволяет не ходить туда. Кроме того, во время болезни ребенок испытывает повышенное внимание и заботу взрослых, чего ему может так недоставать в обыденной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "В счастливой семье - счастливый ребенок"

В наше время весьма эффективно проводить родительские собрания в нетрадиционной форме: за круглым столом, в форме диалога или игры, с использованием наглядного материала. Опыт показывает, что такая фо...

Анкетирование родителей группы раннего возраста на тему: " Взаимоотношения в семье"

Я работаю в группе раннего возраста, начиная с октября месяца начала работу над проектом " Вместе весело играть".Цель проекта: развитие эмоциональной сферы детей, формирование доверительных отношений ...

Консультация для родителей на тему: «В кругу семьи ваш ребенок познает мир книги».

Это консультация для родителей  на тему: «В кругу семьи ваш ребенок познает мир книги»....

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»

В данной работе представлены и разобраны основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии, процедура консультирования семьи, коррекция понимания родителем...

Консультация для родителей. Тема: Кризисные периоды семьи с ребенком дошкольного возраста.

Кризисные периоды семьи в психолого-педагогической литературе связывают с возрастом семьи....

Методический материал по теме "День любви семьи и верности"

8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности.У праздника в нашей стране есть особые традиции....