Игры
картотека (старшая группа) на тему


Дидактические игры по ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry1.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по ЗОЖ                              

           

                                                                             

                                     «Мой день».

Цель: рассказать о важности соблюдения  режима дня для сохранения здоровья; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование:  комплекты  карточек с изображением разных режимных моментов.

Предложить детям разложить карточки в правильном порядке.

 Вариант 1. «Разложи правильно».

Вариант 2.«Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

                                          «Закончи предложение»

Цель: Формировать умение понимать  причинные связи между поведением и следствием. Способствовать сознательному отношению к своему здоровью.

Игровые действия: воспитатель организует игру с детьми в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку, начиная предложение, а ребенок его продолжает. Например: «Если я буду есть много сладкого, то…», «Если буду делать зарядку каждый день, то…», «Если буду есть фрукты немытыми, то…», «Буду заниматься спортом, чтобы…» и т.д.

                                            «Что было бы, если бы…»

Цель: Формировать внимательное отношение к своему здоровью, содействовать умению устанавливать простейшие причинно - следственные связи .

Игровые действия: Воспитатель знакомит детей с различными ситуациями, обыгрывает их. Спрашивает детей, что было бы, если бы… (ты не мыл руки перед едой, не занимался физкультурой, поздно ложился спать, промочил ноги и т. д.)

                                              «Что ты знаешь о…»

Цель: закреплять знания детей о строении, работе, особенностях своего организма, правилах ухода за ним.

Игровые действия: Дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Воспитатель – водящий кидает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь о…(например, о мышцах?, ушах, глазах». Ребенок, поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ.

Материал: мяч.

                                   «Отбери полезные продукты»

Цель: уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения человека.

Игровые действия: Детям предлагается витрина и картинки с изображением различных продуктов. Нужно рассмотреть и подобрать картинки с продуктами полезными для здоровья (богатые витаминами), объяснить свой выбор.

Материал: ширма-витрина, дидактические картинки с изображением разных видов продуктов ( мороженое, чипсы, молоко, йогурт, рыба, конфеты и т.д.).

«Полезно- вредно»

Цель: закрепить представление о том, какая еда полезная, а какая вредная для организма.

Игровые действия: Детям раздают картинки с изображениями продуктов питания. Под зеленую карточку надо положить картинки с изображением полезных продуктов, а под красную - вредных.

                                     

                              «Пишем письмо заболевшему товарищу»

Цель: Содействовать умению детей проявлять сочувствие к больному, интересоваться его самочувствием, находить слова поддержки.

Игровые  действия: Детям предлагается написать письмо заболевшему товарищу. Воспитатель предлагает подумать детям, что бы они хотели написать, какие слова поддержки сказать. Затем все вместе составляют письмо. В большой, красивый конверт они кладут письмо и заранее приготовленные подарки (рисунки, фотографии, аппликации и т.д.) Письмо отправляется заболевшему товарищу.

Материал: большой конверт, лист бумаги для письма, рисунки, аппликации.

                                                Азбука здоровья

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации.

Ход игры:   играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

                           

                               Путешествие в страну здоровья.

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

Играющие по очереди бросают кубик на гранях которого изображены от 1  до 3 кружков,  и передвигают свою фишку вперёд на столько ходов,  сколько кружков выпало на кубике.  Если фишка оказалась на красном кружке, то ребёнок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке ( кашле, высокой температуре, зубной боли). При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном- делает следующий. Когда фишка  оказывается на зелёном кружке, играющий рассказывает, чем полезны  для человека спорт, ( режим дня, витамины, водные процедуры). При  неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперёд. Побеждает тот, кто первым доберётся в страну здоровья.

                                 

                                                 Правила гигиены

Цель:   воспитывать  культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание),

показывать эти умения при помощи мимики и жестов и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.),  или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

                                   

                                                  «Отгадай вид спорта»

Цель: систематизировать знания детей о различных видах спорта, воспитывать интерес к спорту, желание им заниматься.

Игровые действия: К детям приходит доктор Пилюлькин, приносит картинки с изображением разных видов спорта. Дети встают в круг. Пилюлькин предлагает водящему показать детям  вид спорта при помощи мимики и движений. По очереди дети встают в центр круга и показывают  задуманный вид спорта. Если дети в кругу отгадают, ребенок получает картинку от Пилюлькина.

Материал: кукла- доктор Пилюлькин, картинки с различными видами спорта.

                                 

                                                    «Мои помощники»

Цель: закреплять знания детей об органах чувств как анализаторах, позволяющих человеку осуществлять взаимосвязь с внешней средой.

Игровые действия: воспитатель проводит игру с детьми в кругу с мячом.

Педагог начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Например: «  Узнать по запаху  суп   мне помог…», «Рассмотреть жука я могу с помощью…», «Маму я узнаю по голосу с помощью…», «Холодную и горячую воду чувствую с помощью...», «Понять, какое на вкус яблоко мне помог…» и т.д..

Материал: мяч.  

                                               

                                                          Подбери картинки

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал:  картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

Эстафета

Цель: формировать представления о предметах личной гигиены.

Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.

На столах лежат разные предметы. Дети делятся на две команды. Каждый участник подбегает к столу, выбирает предмет, необходимый для умывания, кладёт его на поднос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку.

                                             Назови одним словом

Цель: научить ребёнка давать определения.

О каких предметах идёт речь? Продолжить определения.

Средство для мытья волос – это…

Однородная масса для чистки зубов – это…

Предмет для вытирания лица и тела – это…

Средство для мытья рук и тела – это…и т. д.

Что ты знаешь о себе.

Цель: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

Оборудование: мяч.

 Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… ( например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ.

Что мы делали – покажем.

Цель: имитация движений с ориентировкой на звучащее слово, по инструкции взрослого;

Ход игры:  Дети показывают определенное действие, например, чистят зубы, делают зарядку, умываются и т.д. Водящий должен отгадать действия детей.

                                    Наши помощники – растения.

Цель: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.  

Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

Валеологические  игры, направленные    на  формирование  здорового  образа жизни

Где  живет  витаминка?

Дидактическая   задача: знакомить  детей  с  видами  витаминов  и  их  источником.

Игровые  правила: Нужно  выбрать  картинку,    и  назвать  какие  витамины   находятся  в  данном  фрукте  или  овоще.

Игровые  действия: выбор  карточек  и  соотнесение   их  с  изображением   овоща  или  фрукта.

Ход  игры: Воспитатель  предлагает  детям  разделиться  на  две  команды. Игрок  первой  команды  показывает  витамин, а  игроки  другой  команды  показывают  картинки с  изображением  овощей  и  фруктов, в  которых  он  есть. Далее   наоборот: игрок  второй  команды  показывает  картинку  с  изображением  фрукта  или  овоща, а  игроки  первой  команды   называют  витамины, которые  в  нем  есть   и  показывают  соответствующую  картинку.

Эта  игра  может  проводиться  как  часть   занятия   по  познавательному  развитию.

Что  любит  сердце?

Дидактическая   задача: прививать   привычку  к  здоровому  образу  жизни, расширять  кругозор  детей   по  профилактике  болезни  сердца.

Игровые  правила: Нужно  называть   вид  продукта  или  вид  деятельности  полезный  для  сердца.

Игровые  действия: называние  слов  и   соединение  частей  сердца  в  целое.

Ход  игры: Воспитатель  предлагает  детям  называть  виды  продуктов  и  виды  деятельности,  полезные  для  сердца. Каждое   названное  слово - это  часть  сердца. Постепенно  по  мере  названия   детьми  слов  получается  целое  сердце. Количество  игроков  8-10  человек. Эта  игра  может  проводиться  как  часть   занятия   по  познавательному  развитию, так  и  в  свободной  деятельности  детей, как  самостоятельная  игра.

Утро  начинается…

Дидактическая   задача: приучать  детей  к  выполнению  режима  дня, закреплять  виды  деятельности, проводимые  в  разное  время  суток.

Игровые  правила: Нужно  называть  виды  деятельности, проводимые  утром, днем, вечером, ночью.

Игровые  действия: выбор  картинок  и  называние    видов  деятельности, соответствующие   утру, дню, вечеру  и  ночи.

Ход  игры: Воспитатель  предлагает  детям  выбрать  картинку   времени  суток  и  назвать  к  ней   соответствующие  виды  деятельности,  которые  необходимо  проводить   в  это  время  суток  и  расположить   карточки  в  той  последовательности, в  которой  они  должны  выполняться. Количество  игроков  8-10  человек.  

Часы  здоровья

Дидактическая   задача: закреплять  знания  у  детей  о  вредных  и  полезных  продуктах  питания  и  видах   деятельности.

Игровые  правила: Нужно  прокрутить  стрелки  на  "часах  здоровья"  и  определить  полезность  или  вредность    изображения.

Игровые  действия: определение  полезности  или  вредности  изображения  на  картинке.

Ход  игры:

1  вариант. Воспитатель  предлагает  детям  по  очереди  прокручивать  стрелки  на  "часах  здоровья", при  этом   периодически   говорит: "Стоп". Игрок  останавливает  стрелку    на  "часах  здоровья", рассматривает  изображение, на  которое  она   направлена  и    рассуждает  о  полезности  или  вредности   того, что  находится  на  картинке . Количество  игроков  8-10  человек.

2  вариант. Совместить  два  круга  часов  и  соотнести  варианты  картинок. Например, во  время  занятия  - не  кричать  или   перед  сном  не   смотреть  долго  телевизор; Эта  игра  может  проводиться  как  часть   занятия   по  познавательному  развитию, так  и  в  свободной  деятельности  детей, как  самостоятельная  игра.

Дерево   здоровья

Дидактическая   задача: закреплять  знания  у  детей  о  вредных  и  полезных  продуктах  питания.

Игровые  правила: Нужно  распределить   картинки  на  листочках    по  соответствующим  деревьям.

Игровые  действия: определение  полезности  или  вредности  изображения  на  картинке.

Ход  игры: Воспитатель  предлагает  детям  разделиться  на  две  команды, выбрав  для  себя  дерево  "здоровья"  или      дерево  "нездоровья"   и  включает  легкую  музыку. Пока  играет   музыка,  дети  развешивают  листочки  с  картинками  по  соответствующим  деревьям.  Как   музыка  остановилась,   воспитатель  подводит  итоги  выполнения  задания.  Количество  игроков  8-10  человек. Эта  игра  может  проводиться  как  часть   занятия   по  познавательному  развитию, так  и  в  свободной  деятельности  детей, как  самостоятельная  игра.

Здоровье  с  комнатными  растениями

Дидактическая   задача: закреплять  знания  у  детей  о  комнатных  растениях, их  названиях  и  полезных  свойствах.

Игровые  правила: Нужно  выбрать  из  ряда  картинок  картинки  с  изображением  комнатных  растений, назвать  их  и  перечислить  его  полезные  свойства.

Игровые  действия: называние   растения  и  определение  его  полезности.  

Ход  игры: Воспитатель  предлагает  детям  выбирать  по  очереди  перевернутые  картинки. Рассмотрев   изображение на  картинке  ребенку  необходимо  назвать  комнатное  растение   и  перечислить  его  полезные  свойства. Выполнив   задание,  ребенок  получает  фишку. Выиграл  тот, у  кого  больше  фишек.  Количество  игроков  8-10  человек.

Эта  игра  может  проводиться  как  часть   занятия   по  познавательному  развитию, так  и  в  свободной  деятельности  детей, как  самостоятельная  игра.

 

Будь  здоров

Дидактическая   задача: формировать  привычку  здорового  образа  жизни, закреплять  знания  у  детей  о  полезных  продуктах  и  видах  деятельности.

Игровые  правила: Нужно  выбрать  по очереди  картинку  с  изображением  продукта  питания  и  вида  деятельности  и  соотнести  их  между  собой.

Игровые  действия: соотнесение  продукта  питания  с  видом  деятельности.

Ход  игры: Воспитатель  предлагает  детям  выбрать, например, картинку  с  изображением  моркови  и  спортсмена   и  соотнести  их  между  собой: спортсмен  для  питания  выбирает  полезные  овощи  и  т. д.  Количество  игроков  8-10  человек. Эта  игра  может  проводиться  как  часть   занятия   по  познавательному  развитию, так  и  в  свободной  деятельности  детей, как  самостоятельная  игра.

 

Здоровье  и  цвет

Дидактическая   задача: учить  создавать   определенный  настрой  на  определенный  вид  деятельности  с  помощью  цвета.

Игровые  правила: Нужно  соотносить   определенный  цвет  с  определенным  видом  деятельности.        

Игровые  действия: соотнесение  цвета  с  соответствующим  видом  

деятельности.

Ход  игры: Воспитатель  предлагает  детям  выбрать   цвет  и  соотнести  с  соответствующим  видом  деятельности:

Красный - возбуждающий, энергетический  (занятия, экзамен, спорт);

Желтый - при  напряженной  работе  глаз  (пишут, рисуют, читают);

Синий, голубой - при  напряженных  физических  нагрузках  (отдых  после  физических  нагрузок); Фиолетовый - ускоряет  процессы  регенерации  (быстрое  заживление  после  болезни); Оранжевый - для  преодоления  вялости  (поют, танцуют); Зеленый - для  создания   положительного   эмоционального  фона  (спальня, отдых);

Эта  игра  может  проводиться  как  часть   занятия   по  познавательному  развитию, так  и  в  свободной  деятельности  детей, как  самостоятельная  игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...