Проектная деятельность: "Ритмопластика на занятиях как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Туктаров Айнур Фагимович

Ритмопластика является дополнительным резервом двигательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад с. Первомайский, Стерлибашевский район

Проект «Ритмопластика на занятиях как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»

Туктаров Айнур Фагимович, музыкальный руководитель, первая квалификационная категория, стаж 6 лет.

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.

Цель исследования- Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики.

Основные задачи,  реализации.

1. Развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие музыкального слуха, чувства ритма; музыкального кругозора и музыкальной памяти.

2. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении через музыку: творческого воображения и фантазии; способности к импровизации.

3. Поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления детей.

 4. Развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту.

Формы и методы реализации.

      Доступность, систематичность, наглядность, повторяемость,  индивидуальность, постепенность повышения требований.

Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого упражнения, игры, танца выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания – это такие методы как:

показ (предварительный показ танцевальной композиции, отдельных элементов, упражнений);

словесный;

игровой;

разговорно - игровой (позволяет ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогает скоординировать движения своего тела с характером музыки);

анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируется отдельные части движения, композиции и потом соединяются.

Актуальность занятия ритмопластикой с детьми очевидна. Это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка.

Современное состояние общества, быстрые темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям, способностями здоровью. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

 Работа ДОУ сегодня направлены на оздоровление ребенка- дошкольника, формирование здорового образа жизни.  

Основу для ритмических композиций составляют простые движения, способствующие раскрытию и реализации внутреннего потенциала детей, их творческих способностей.

Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки. Именно в этом заключается актуальность данного проекта.

Проблема.

Работая с детьми, мы видим, что современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами, телефонами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении.

Вот почему передо мной возникла необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, которые повлияли бы на гармоничное развитие, единство духовного и физического.

Данная проблема позволила определить тему исследованияРитмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Педагогическая целесообразность проекта.

Занятия ритмической гимнастикой начинаются с детьми 3-4 лет. Основными задачами, которые для этого возраста, являются: - развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ (например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации - например, поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др.

Учимся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

 Работа по ритмопластике в нашем учреждении ведётся в разных формах:

- НОД Музыка;

-Зарядка, ФИЗО.

- индивидуальная;

- подгрупповая;

- ОД во второй половине дня;

Способ организации - по возрастным  группам, (дети от 3 до 4 лет и дети от 4 до 5 лет и от 5 до 6,7 лет).

Объектом исследования является ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий.

Предмет исследования - совокупность методов и приемов, средств для развития двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики как инновационного метода работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Гипотеза исследования- я предполагаю, что успешность развития и совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики может быть обеспечена, если:

будут обеспечены условия, в которых ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, используя средства ритмической пластики;

будет поощряться спонтанность, фантазия, способствуя самораскрытию и развитию личности каждого ребенка;

будет поощряться обсуждение ребенком достигаемых ощущений, состояния, осознания им себя, своего тела.

  Новизна проекта заключается в том, что с помощью интеграции образовательных областей «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация» осуществляется комплексный подход к коррекционно-развивающему воспитанию.

Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.

Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе систематического использования инновационного метода в рамках здоровьесберегающих технологий- ритмопластики, физическое и психологическое состояние детей значительно улучшается.

Практическая значимость.

Инновационный метод- ритмопластика способствует развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять движения в различных игровых ситуациях.

Познавательная значимость ритмопластики проявляется, прежде всего, в том, что она отражает использование здоровьесберегающих технологий, как инновационного метода для развития детей дошкольного возраста.

Условия реализации проекта.

1. Создание предметно-пространственной среды для музыкально-ритмической деятельности.

2. Методическое обеспечение программы. ( Музыкально- ритмические упражнения: упражнения из хореографии (музыкальные игры, упражнения на согласованность движений с музыкой, упражнения ритмической гимнастики, элементы народных и современных танцев. Упражнения, составляющие содержание спортивно технической подготовки: упражнения без предмета (специальные виды ходьбы или бега, пружинные движения, "волна", взмах, равновесие, повороты, наклоны, прыжки, упражнения с предметами (мячом, лентой, обручем, скакалкой)).

3. Взаимосвязь с семьей.

4. Взаимосвязь с педагогами.

Ожидаемые результаты:

В итоге реализации проекта могут быть отмечены следующие показатели уровня развития детей:

- выразительность, легкость исполнения движения под музыку;

- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;

- умение организовать игровое общение с другими детьми;

- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

При работе с детьми ритмопластикой у детей улучшается память, совершенствуются координация движений, способность к обучению письму. Им под силу выполнять движения с контролем их сознания.

Ритмопластика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного напряжения, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе

Опыт проведения ритмопластики показал её привлекательность и доступность. Потому что основу для ритмических композиций составляют простые движения.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, дети овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки. Именно в этом заключается актуальность данного вида музыкальной деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, в домах творчества.

Приложение: фото-отчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Биоэнергопластика - инновационный метод развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.»

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика....

«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»

Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов на тему «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»

laquo;Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»...

Доклад для педагогов на тему: Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.

Доклад для педагоговна тему:Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.«В песочной терапии мир детствавновь распахивает перед человеком свои двери,и эти же две...

Реализация современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в рамках проекта «Доброжелательный детский сад»

В своей практике мы активно используем современные технологии в рамках реализации проекта «Доброжелательный детский сад». Приведем примеры из опыта работы использования технологии «У...

Методическое пособие: Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий.

Методическое пособие по физической культуре в ДОУ: Ритмопластика - оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенн...