Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Су-Джок терапия.
статья на тему

Коткова Ирина Анатольевна

Су-Джок терапия совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_su-dzhok.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников с речевыми нарушениями

Коткова И.А.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы:

-  помогающий непосредственному речевому развитию ребенка;

- опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание специалистов. Су-Джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления.

Су-Джок терапия совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.

В нашем ДОУ Су-Джок терапия реализуется в следующих направлениях:

  • работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами работы по его использованию;
  • работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности; в повседневной жизни);
  • работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование);
  • создание развивающей среды (использование массажных шариков,  массажных мячиков с шипами разного размера, пружинок, чудо-роликов, использование  «пальчикового бассейна», составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

В коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда важным направлением является работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с нарушениями речи. Наряду с традиционными технологиями развития мелкой моторики мы используем Су-Джок терапию.

Цель использования метода - стимуляция точек соответствующих речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата посредством разных видов массажа и игр.

Задачи:

  • нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга;
  • содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать мышечный тонус;
  • совершенствовать навыки пространственной ориентации;
  • развивать память, внимание, воображение и другие высшие психические функции.

Су-Джок терапия в рамках логопедических занятий осуществляется поэтапно.

I этап: Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

II этап: Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап: Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах.

Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет добиться следующих преимуществ:

  • сократить сроки коррекционной работы;
  • повысить качество работы;
  • снизить энергетические затраты;
  • наладить преемственность в работе всех лиц, заинтересованных в коррекции речи детей.

В ходе Су-Джок терапии развивается не только пальчиковая моторика, ловкость и координация движений, но и повышается физическая и умственная работоспособность, создаётся база для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизируется словарь, развиваются лексико-грамматические категории, развивается чувство ритма. Упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука). Немаловажным является и положительный эмоциональный фон занятия. Эта работа проводится в игровой форме, с использованием наглядного и практического материала.

Мы применяем Су-Джок массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Приемы Су-Джок терапии, используемые на логопедических занятиях.

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Массаж эластичным кольцом, который помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров - «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

«Пальчиковый бассейн» - одна из любимых игр детей.  Материал:

А) «Пальчиковый бассейн» - тазик или коробка с высокими бортами с крышкой, в которой прорезаны два отверстия для рук. В отверстие вклеены трикотажные рукава(чтобы содержимое бассейна не высыпалось наружу). Коробку заполнить на треть крупой (или горохом, или гречкой, или фасолью);

Б) поднос для «пальчикового бассейна»;

В) массажный шарик с шипами.

Игровые приемы:

  • предложить ребенку опустить руки в пальчиковый бассейн и потрогать фасоль, горошины или гречку;
  • попросить ребенка переложить: фасоль, гречку, горох горстью, щепоткой, указательным и большим пальцами
  • провести пальчиковую гимнастику:

- согреть фасолинки, горох, гречку;

- потереть между ладонями;

- сжимать и разжимать кулаки с фасолью, горохом, гречкой, держа руки в «бассейне»;

- «прижимать ладони ко дну «пальчикового бассейна» и, не отрывая их поочередно поднимать и опускать пальцы;

- «закопать» руки на дно «пальчикового бассейна», перебирая пальцами его содержимое;

- предложить ребенку закрыть глаза и достать на ощупь предметы заданной формы или фактуры.

Разминка «Кручу-Верчу». Материал: резиновые массажные мячики с шипами разного размера, Су-Джок шарик.

Игровые приемы:

Попросить ребенка сжать шарик (между ладонями рук; в кулачках; сильно сжать в кулаке и удержать его в таком положении при счете от 1 до 5, затем под счет 6-10 расслабить руку, удерживая шарик). Повторить несколько раз;

  • положить на ладонь Су-Джок шарик и дотронуться до него поочередно всеми пальцами этой руки «пальчики здороваются с шариком»;
  • предложить ребенку перекатывать массажный мячик (ладонью руки, расположенной ребром к поверхности стола; пальцем одной руки к ладони к другой, расположенной ребром к поверхности стола к поверхности стол «футбол»; между ладонями рук; по тыльной стороне кисти; с помощью вращательных движений сначала в одну, затем в другую сторону; по вертикали);[2, c.12]
  • показать ребенку как катать горошинку (зернышко гречки) между подушечками двух пальцев двух пальцев;
  • взять шарик одной рукой и вращать ее в разных направлениях;
  • вращать один шарик вокруг другого, удерживая их одной рукой;
  • предложить ребенку поднять мелкий предмет со стола большим и указательными пальцами (большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем, не помогая себе другими пальцами; указательными пальцами обеих рук, средними обеих рук и т.д.).[1, c.150]

Применение таких нетрадиционных технологий как Су-Джок терапия способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Литература

  1. А.А. Андреева «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, иновации»М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. Гос. Ун-т им.Г.Р.Державина, 2014г. 184с.
  2. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические игры с мячом. СПб.:Издательский дом «Литера», 2010. 66c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...

2020 год. ПРОЕКТ ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА ИЛИ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ПРОЕКТЧУДЕСА ИЗ ПЕСКАИЛИПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...

ПРОЕКТ "ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА ИЛИ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Долгосрочный проект учителя-логопеда по работе с детьми с ОНР, с использованием здоровьесберегающих технологий. В проекте выделены цель, задачи, условия  работы, приемы и методы, перспективный пл...