Доклад на родительском собрании "Охрана и укрепление здоровья будущего первоклассника"
консультация (старшая группа) на тему

Ершова Ольга Владимировна

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе - важнейшая задача не только ДОУ, но и родителей. Эта подготовка предусматривает всестороннее развитие каждого ребенка и, в первую очередь, его полноценное физическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_pervoklasnika.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ города Москвы

«Центр инклюзивного образования «Южный»

Доклад

Тема: «Охрана и укрепление здоровья будущего первоклассника»

Подготовила воспитатель

Подготовительной гр. № 5

Ершова О.В.

Москва 2016 г.

      Подготовка детей старшего дошкольного возраста успешному обучению в школе – важнейшая задача ДОУ. Эта подготовка предусматривает всестороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание.

     Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее фундамент, тем выше может быть возведена постройка, чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

     Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстро утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.

     Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

     Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются    основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.

     «Программой воспитания и обучения в детском саду» определены конкретные ЗУН, которыми должны овладеть дети к моменту перехода в школу. Указаны и показатели физического развития детей, которые характеризуются наличием у детей базовых двигательных умений и навыков в разных играх и упражнениях, а также развитием физических качеств и двигательных способностей (быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координации).

     Занятия по физической культуре должны быть выстроены в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

     Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только ДОУ, но и родителей. Важно, чтобы в период роста и развития ребенка, его формирования, родители создали все условия для здорового образа жизни, профилактики заболеваний: питание, движение, соблюдение рационального психологического и гигиенического режима в семье.

     Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.

     Организм дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели, можно сравнить данные физического развития конкретного ребенка в группе со средними показателями развития детей соответствующего возраста.

Средние показатели физического развития старших дошкольников (антропометрические показатели (городские дети)

возраст

пол

рост (см +/-)

масса тела (кг +/-)

окружность грудной клетки

(см +/-)

6 лет

м

116,7

+/- 2,78

21,4

+/-2,41

58,7

+/- 1,93

д

115,3

+\- 3,3

21,2

+/- 2,65

58,3

+/- 1,93

7 лет

м

123,1

+/- 3,48

23,7

+/- 2,09

61,0

+/-2,08

д

122,2

+/- 4,05

23,7

+/- 2,09

59,8

+/- 2,64

     Большая часть дошкольников имеет нормальное развитие, но в каждом детском саду есть дети, с отклонениями в физическом развитии (с избытком или дефицитом массы, низким или слишком высоким ростом, который не соответствует возрасту). Отклонения в физическом развитии могут быть вызваны рядом причин: неправильным питанием, наличием каких-либо заболеваний, плохой регуляцией роста со стороны нервной и эндокринной систем, а также отсутствием условий, способствующих росту костей и мышц (мало движений, отсутствие достаточного количества сна). Иногда бывает «конституционально низкий рост», но в остальном ребенок здоров, об этом нам скажут другие критерии здоровья. Важным показателем здоровья и физического развития является его осанка.

     Осанка – это привычная правильная поза при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов, т.к. незначительные отклонения в ее развитии отражается на их функциях.

Правильная осанка создает условия для нормального функционирования таких систем, как дыхательная и сердечно сосудистая.

     Любые, даже самые незначительные отклонения, могут осложнить жизнь малыша при увеличении учебных нагрузок в школе, когда ему придется меньше двигаться, больше сидеть за столом (вынужденные статические позы приводят к мышечному напряжению и создают определенные трудности: вызывают головные боли, неусидчивость и многие нежелательные явления). Поэтому в дошкольном возрасте, когда формируется осанка, педагогам и родителям чрезвычайно важно следить за этим процессом и при первых признаках нарушения обращаться к специалисту.

     Наблюдайте, как ваш малыш сидит за столом во время еды или игры. Стол не должен быть слишком низкий или слишком высоким. При сидении бедра должны находиться под прямым углом к позвоночнику и голеням. Стопы должны опираться на пол всей поверхностью. Прямая посадка, при которой спина параллельна спинке стула, поможет выработать в дальнейшем правильную осанку. Ребенку нельзя долго сидеть в одной позе, каждые 15 минут следует потянуться, выгнуть спину, встать и пройтись. Маленькие дети быстро устают при сидении, т.к. для них это достаточно серьезная мышечная работа. Дошкольнику полезно спать или отдыхать, лежа на животе.

     Кроме того, в семье и детском саду необходимо укреплять мышцы и связки путем систематических занятий физической культурой.

     Показателем, имеющим тесную связь с физическим развитием у детей этого возраста, является стопа.

Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для здоровья ребенка.

     Плоскостопие чаще всего возникает у детей, имеющих недостаточно развитые и слабые мышцы, связки, которые могут растягиваться, в результате чего и происходят изменения формы стопы. Избыточная масса тела также способствует плоскостопию. Основными задачами формирования свода стопы являются: развитие двигательной функции, общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей с учетом индивидуальных возможностей и состояния физического развития детей. Следует предлагать детям упражнения из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа на спине, в статике и в движении).

     Важным критерием здоровья ребенка является его нервно-психическое развитие.

     Важным в психопрофилактической работе с детьми в ДОУ являются предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создания оптимального психологического климата в группе.

     Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состояние, в основе которого лежит переживание ребенком психологического комфорта или дискомфорта. Следует помнить, что дети 5 – 7 лет особенно чувствительны к неблагоприятным воздействиям, которые могут привести к проявлению неврозов.

     Нарушения со стороны психического здоровья детей могут быть следствием чрезмерной психологической и физиологической нагрузки, получаемой ребенком в детском саду и дома. Причины нарушения нервно-психического развития ребенка могут быть следующие: строгие предъявляемые дисциплинарные требования (авторитарный стиль воспитания); длительное нахождение в большом коллективе сверстников (при отсутствии места для релаксации и уединения; неудовлетворение биологической потребности в двигательной активности; объем умственной и физической нагрузки, неадекватный функциональным возможностям организма; постоянные нарушения в режиме дня, приобщение детей к длительному просмотру видеофильмов, к компьютерным играм и др. В профилактике нарушений деятельности нервной системы ребенка важное значение имеет полноценный ночной и дневной сон.  

     Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел хороший аппетит, полноценный сон, надо строго придерживаться режима. Он является важнейшим условием правильного воспитания.

     Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течении суток. Сон, еда, прогулки, занятия – все это должно проводится в определенной последовательности. Ритмичный распорядок жизни способствует нормальному развитию детского организма.  Все жизненные процессы в организме протекают в определенном ритме. Сердце работает ритмично, дыхание ритмично, пища в пищеварительном тракте перерабатывается в определенные сроки. Все явления в природе также протекают в ритме: смена времен года, дня и ночи, сезонная ритмичность в воспроизведении потомства у растений и животных. Ученые установили, что упорядоченная режимом жизнь способствует выработке ритмичности физиологических отправлений организма, обеспечивает нормальное течение жизненных процессов.

     Если ребенок ест, спит, гуляет, играет, занимается, когда ему заблагорассудится, то эти процессы становятся беспорядочными, неустойчивыми. А это значит, что теряется аппетит, сон становится беспокойным, ребенок плохо развивается, появляются капризы, упрямство. Он менее дисциплинирован и послушен. «Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений, кроме тех случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами» (Ф.С. Макаренко). Правильный режим дня и рациональная организация занятий в детских дошкольных учреждениях, в школе и дома имеют колоссальное значение для сохранения здоровья детей, в том числе и их зрения. Расписание учебных занятий следует составлять так, чтобы характер деятельности чередовался. После каждого занятия, требующего сосредоточения внимания, мыслительной работы, нужно устраивать физкультурные или музыкальные паузы, включающие в себя движения. Такое сочетание умственной и физической нагрузок благотворно влияет не только на работоспособность, но и на зрение ребенка.

     Правильная поза за столом – условие сохранения зрения. Ребенок должен сидеть прямо, с небольшим наклоном головы над столом, плечи держать на одном уровне, ноги согнуть под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах, поясничной частью спины опираться на спинку стула. Две трети или три четверти бедер должны находиться на сиденье, так, чтобы подколенные впадины не прижимались к переднему краю стула. Предплечьями нужно свободно опереться на крышку стола, спина при этом поддерживается спинкой сиденья, а тяжесть головы приходится, главным образом, на позвоночник.

     Очень важно стремиться к созданию оптимальных условий при просмотре телевизионных передач. Длительность просмотра не безразлична для организма детей и их зрения. Известно, что после 60 минут непрерывного просмотра телепередач у детей наступает заметное ухудшение остроты зрения. Признаки утомления выражаются в частой смене положения тела, потягиваниях, частых отвлечениях. Следовательно, более часа просмотр затягивать не следует.

     Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но также от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых по праву относится закаливание.

     Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и другие неблагоприятные процессы не вызывали резких изменений гомеостаза.

Гомеостаз – это постоянство внутренней среды организма (пульс, дыхание, артериальное давление и др.).

     У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, например, колебаниях температуры, не происходит серьезных нарушений в деятельности внутренних органов, т.е. он не болеет.            

     Очевидно, что нельзя закалить ребенка раз и навсегда, придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливание – это образ жизни детей дома и в детском саду. Закаливание ребенка повышает его стрессоустойчивость, что очень важно для здоровья, для адаптации к школе и в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Здоровье будущего первоклассника».

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на  тему: «Здоровье будущего первоклассника»....

Консультация для родителей на тему: "Укрепление здоровья будущего первоклассника"

Укрепление и сохранение здоровья детей - одна из главных наших задач, как родителей, так и педагогов. Здоровые дети - это здоровая страна!...

Взаимодействие ДОУ с семьей по охране и укрепления здоровья будующего первоклассника

Чтобы помочь ребенку справиться с повышенными умственными и физическими нагрузками, которые ждут его в школе, и по возможности облегчить его адаптацию, родителям будущих первоклассников надо...

Родительское собрание в подготовительной группе «Здоровье будущего первоклассника»

Родительское собраие в детском саду в подготовительной группе...

Родительское собрание в подготовительной группе "Здоровье будущих первоклассников"

Родительское собрание в подготовительной группе "Здоровье будущих первоклассников"...