Выпускная работа на тему: «Формирование у дошкольников основ культуры здоровья и ценностей ЗОЖ по ФГОС ДО»
материал (старшая группа) на тему

Колесниченко Ирина Викторовна

Материал о формировании у детей основ культуры здоровья, о развитии представлений о ЗОЖ в конспекте современных требований ФГОС ДО. Включает в себя актуальность проблемы, особенности воспитания, основные компоненты и условия, необходимые для формирования культуры ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание ценностей ЗОЖ76.95 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова»)

Факультет дополнительного образования                                                                                                  

Кафедра педагогических  технологий дошкольного и начального образования

Выпускная работа

на тему:

«Формирование у дошкольников

основ культуры здоровья и ценностей ЗОЖ

 по ФГОС ДО»

                                                          Выполнила: слушатель гр. Д - 4-17

                                                                                  воспитатель

                                                                                  МБДОУ

                                                                                 «Детский сад №25 «Черёмушка»

                                                                                  г.Димитровграда

         Колесниченко Ирина Викторовна

Научный руководитель:

Ульяновск 2017

Содержание:

Введение                                                                                                                  3                    

Глава I

1.Теоретическая часть.

  1. Актуальность                                                                                                 7

1.2.Обзор современной нормативной базы по вопросу оздоровления              9

 детей в ДОУ                                      

1.3.Особенности воспитания основ здорового образа жизни                           12

 в разных  программах    

1.4.Основные компоненты здорового образа жизни                                          16

1.5. Основные условия формирования двигательной культуры                       21

2.Условия необходимые для сохранения здоровья дошкольников                  22

3.Задачи работы по формированию культуры ЗОЖ у дошкольников             23

4. Обзор регионального опыта работы ДОУ по разработке                              24

    здоровьесберегающих педагогических технологий

Глава II

Практическая часть.

  1. Входящая диагностика                                                                             31
  2. Формирующий эксперимент                                                                   33

                                                                     

Заключение.                                                                                                         36

Список литературы.                                                                                            37

Введение

    Состояние здоровья подрастающего поколения  - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особо остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная  на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить, ощутимые результаты.

Культура здоровья – это  целостная система личностных качеств (включая ее мировоззрение,  духовность, ценности, знания, умения и способности) ориентирующие личность на здоровый образ жизни и обеспечивающие ее высокий уровень здоровья.

Культура здоровья личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей; она предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления культуры современной конкурентоспособной личности. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье  человека лишь на 7- 8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50%  - от образа жизни. Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии  ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

    Индивидуализация общественной и экономической жизни России, глубокие противоречия, наслоившиеся в идеологии, культуре, образовании, предъявляют качественно новые требования к воспитанию детей.

 Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ. Овладение основами двигательной культуры играет важную роль в формировании у детей культуры здоровья. Н.В. Полтавцева в пособии «Физическая культура в дошкольном детстве» к программе «Из детства в отрочество» впервые связала формирование у дошкольников представлений о своем организме с влиянием характера выполнения физических упражнений на функционирование органов и систем организма, что способствует осознанному овладению и использованию детьми физических упражнений в жизненных ситуациях и развитию самостоятельности и в решении двигательных задач, как в игровой обстановке, так и в повседневной жизни; представила систему планирования различных форм работы по физической культуре [1, стр. 63].

Реалии современного мира (техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, электронно-лучевое облучение при злоупотреблении компьютерными играми и телевизором, постоянно звучащая рок-музыка, социальная напряженность в обществе, дискомфортные условия для проживания во многих регионах, быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры и т. д.) подтверждают актуальность темы в дошкольном образовании. Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.

Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

- основы культурно-гигиенических навыков;

- элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;

- понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;

- умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

Согласно Приказу  Министерства образования и науки РФ  от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  в документах «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р.  и программах  по дошкольному воспитанию: «Программе воспитания  и обучения в детском саду», «Детство», «Радуга», «От рождения до школы», утвержденных Министерством образования, большое внимание уделяется повышению осознанности активности самого ребенка в оздоровительном процессе через формирование представлений о ценности здоровья и ЗОЖ, воспитания здоровьесберегающего поведения. Во всех этих документах внимание уделяется не только вопросу формирования гигиенической культуры, но и физической культуры, а так же обеспечению социально – эмоционального благополучия.

Под «культурой здоровья ребенка» понимается совокупность трех компонентов (В. А. Дергунская, 2005):

- осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

- знаний о здоровье и умений его оберегать, поддерживать и сохранять;

-валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ.

  Таким образом, процесс приобщения дошкольников к культуре здоровья можно представить в следующей последовательности:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ («ОБРАЗА ЗДОРОВЬЯ») + ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ + НАЧАЛЬНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.

Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.

   Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников ДОУ. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду - одна из важнейших задач педагогического коллектива.

   Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем этот ребенок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое здоровье. Поэтому проблема укрепления здоровья детского населения и формирования культуры здоровья не может рассматриваться в обществе в свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда [1, стр. 5].

I. Теоретическая часть.

  1. Актуальность.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей; недостаточная организация профилактики заболеваний, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей. Поэтому педагогический коллектив нашего детского сада основной своей задачей считает реализацию образовательной области «Здоровье» в рамках ФГОС дошкольного образования, направленной на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.

  • Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?
  • Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка?
  • Как привить навыки здорового образа жизни?
  • Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому важно в дошкольном возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

      Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается.  Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.  Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду. Привычка к здоровому образу жизни - это жизненно важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.  В нашем учреждении педагоги используют комплекс современных форм и методов реализации образовательной области «Физическое развитие»: утренняя гимнастика,  гимнастика после сна,  минуты релаксации, пальчиковая гимнастика, хождение по массажным дорожкам, беседы с детьми о здоровье,) и т.д.

      Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность, в систематических занятиях физической культурой и спортом.

 Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные ОД, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

 Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

1.2. Обзор современной нормативной базы  по вопросу оздоровления детей в ДОУ.

Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ. 
Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» и содержит отдельную статью 41 по охране здоровья обучающихся. « Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий»

Если рассмотреть требования к организации физического воспитания  в СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций") то –  это тезисы:

«12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие»
Указ президента Российской Федерации о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы четко указывает направление на «сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.»

В положении «ФГОС дошкольного образования» учитываются:

«индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями». Стандарт направлен на решение таких задач, как «охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», а так же «формирования общей культуры личности детей, в тои числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности» и «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Но, несмотря на то, что сегодня содружество валеологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, проблема включения уже накопленного педагогического опыта в воспитательно-образовательную среду детского сада до сих пор существует.

1.3. Особенности воспитания основ здорового образа жизни в разных программах.

Современный подход к повышению качества образования в Федеральной Концепции модернизации образования до 2010 г. связан с развитием приоритетных направлений: физкультурно-оздоровительного, социально-личностного, художественно-эстетического, интеллектуального. Все программы нового поколения  ориентированы на их реализацию. В связи с темой исследования проведем сравнительный анализ реализации физкультурно-оздоровительного направления в программах.

Программа «Радуга»(авторы Якобсон С.Г.,Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В.,ЕкжановаЕ.А., Гризик Т.И.; Москва  «Просвещение» 2014г.)

Программа акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.

Авторы программы считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательно целенаправленные ежедневные специально организованные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор организма ребенка. Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива:  реализация программы требует высокой организации труда. Необходимо научиться совмещать повышенные требования к другим разделам программы с необходимостью осуществлять физическое воспитание детей.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»  (авторы Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. Москва.Мозаика-Синтез 2005 г.)

Главная задача – охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшая группы), средний возраст — до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе). В соответствии с этой программой физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться как на специальных физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни.

Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, правильной осанки.

В физическом воспитании дошкольников большое место отводится и физическим упражнениям в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп, включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса, игры в городки).

В программе акцентируется внимание, что правильное физическое воспитание во всех возрастных группах может быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контроле.

За время пребывания в детском саду у детей должна быть воспитана потребность систематически выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, сохранять правильную осанку, а также сформированы прочные культурно-гигиенические навыки, потребность в ежедневной двигательной деятельности, навыки правильной, ритмичной, легкой ходьбы, бега.

Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива:  нет нового методического обеспечения по организации физкультурно-оздоровительной работы. Для успешной работы необходимо использовать современные методики и технологии по данному направлению.

Программа «Детство»

 «Детство» - программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена (автор Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.)     (Санкт-Петербург«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2014г). Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности. Необходимо обратить внимание на выделенные уровневые показатели физического развития детей (высокий, средний, низкий) для каждой возрастной группы, что позволяет педагогу правильно построить свою работу.

Программа решает следующие задачи:

- укрепления здоровья детей;

- воспитания потребности в здоровом образе жизни;

- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Отличительные особенности раздела: в программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки.

В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ здорового образа жизни, полезно поставить ребенка  перед необходимостью решения задачи.

Реализуется программа путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных для него видов деятельности. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять содержание занятий, способ организации и место в режиме дня. Все это может вызвать затруднения у педагогов, т.к. они имеют разную профессиональную подготовку.

Программа «От рождения до школы». (Под редакцией Н.Е. Вераксы,    Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,  «Мозаика-Синтез» Москва, 2014).

 Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного  проживания  ребенком  дошкольного  детства,  формирование основ  базовой  культуры  личности,  всестороннее  развитие  психических  и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,  подготовка к  жизни в  современном  обществе,  формиро-вание предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

 Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у до- школьников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка, опираясь на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность. Образовательный процесс выстраивается с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

1.4.  Основные компоненты здорового образа жизни.

Рациональный режим.

  Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.

Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

Правильное питание.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

Обеспечение баланса

Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

Рациональная двигательная активность.

  Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Средства двигательной направленности

• Физические упражнения;

• Физкультминутки;

• Эмоциональные разрядки;

• Гимнастика (оздоровительная после сна);

• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Закаливание организма.

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочно развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.

Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

  Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.  

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

 Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками. 

Соблюдение правил личной гигиены.

  Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

      Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.

     Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

     Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

1.5. Основные условия формирования двигательной культуры.

Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

2. Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.

  Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

3. Задачи работы по формированию культуры

здорового образа жизни у дошкольников.

1. Формировать представления о том, что быть здоровым  - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья.

2. Воспитывать навыки здорового поведения.

3. Любить двигаться.

4. Есть больше овощей и фруктов.

5. Мыть руки после каждого загрязнения.

6. Быть доброжелательным.

7. Больше бывать на свежем воздухе.

8. Соблюдать режим.

9. Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения.

10. Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких.

11. Вырабатывать навыки правильной осанки.

12. Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом.

13. Развивать художественный интерес.

    Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

       Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

4. Обзор регионального опыта работы ДОУ по разработке

здоровьесберегающих педагогических технологий

                              4.1. Опыт работы в ДОУ № 254 г. Ульяновска               

        В рамках программы поисково-исследовательской и экспериментальной работы некоторые ДОУ г. Ульяновска изучали проблему приобщения дошкольников к ЗОЖ. В ДОУ № 254 г. Ульяновска под руководством кандидата педагогических наук Н.В. Полтавцевой (Зав.ДОУ Р.С. Краснова, зам.зав. по УВР И.А. Гаврилова) организовалась работа по приобщению детей к ЗОЖ. В своем исследовании авторы рассматривают приобщение к ЗОЖ шире, включая в него овладение двигательной культурой, приобретение опыта здоровьесберегающего поведения на основе знаний о влиянии характера выполнения движений на функционирование органов и систем; формирование эмоциональной культуры. Масштаб экспериментальной площадки охватывал 3 возрастные группы: среднюю, старшую и подготовительную к школе группу. Содержание работы с детьми отражено авторами в «Психолого-педагогической модели приобщения дошкольников к ЗОЖ». Положительно, что формирование знаний, умений и поведения авторами представлено в аспектах физического и психологического здоровья.        

        Для реализации намеченной цели авторами решались следующие задачи:

- определить необходимый объем знаний и умений, которыми должны овладеть дошкольники для организации своего здоровьесберегающего поведения;

- сформировать на основе знаний и умений здоровьесберегающий стиль поведения;

- развивать у детей сознательный контроль за своим двигательным поведением, включить самого ребенка в заботу о своем здоровье и предупреждение травматизма;

- способствовать овладению детьми навыками саморегуляции своего эмоционального состояния и конструктивного поведения в различных видах деятельности.

         Авторами был разработан алгоритм реализации программы по приобщению дошкольников к ЗОЖ: ЗНАНИЯ → УМЕНИЯ → ПОВЕДЕНИЕ. В качестве основных направлений приобщения дошкольников к ЗОЖ авторами были выбраны:

        1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие организованные формы работы в самостоятельную двигательную деятельность детей в повседневной жизни. Наряду с проведением физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр широко использовались профилактические, закаливающие мероприятия (полоскание рта и горла отваром ромашки, обливание рук до локтя водой комнатной температуры, умывание лица и шеи холодной водой, ходьба босиком по дорожкам здоровья, гимнастика пробуждения, гигиеническая гимнастика после сна с принятием воздушных ванн и ритмическая гимнастика).

        2. Познавательные занятия, на которых ребенок приобретал знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья, которые организуются 2 раза в месяц. Для обеспечения понимания сообщаемых знаний широко использовался наглядный материал (рассматривание иллюстраций, картин, обследование сверстника, составление модели).

3. Опытно-экспериментальная деятельность, которая включалась для раскрытия взаимосвязи между движением и функционированием органов и систем, осознания различных ощущений, их связи с определенными условиями. Опыты предполагают выполнение ребенком кратковременного действия с телом, констатацию его изменения и влияния на самочувствие и состояние здоровья.

4. Обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений и опыта здоровьесберегающих действий.

5. Решение проблемно-практических ситуаций, которые применяются для выработки первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья.

6. Досуги и праздники, на которых организуется контроль сверстников и самоконтроль за двигательным поведением, содействующие формированию здоровьесберегающего поведения в эмоционально насыщенной обстановке.

7. Складывающиеся ситуации, включающие применение детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков.

Заслуживает внимания созданная в ДОУ модель приобщения дошкольников к ЗОЖ, структурными компонентами которой являются блок работы с детьми, блок работы с родителями и блок работы с воспитателями. Работа с детьми в ДОУ № 254 основывается на принципе индивидуального подхода, когда учитываются как физиологические, так и психологические особенности каждого ребенка. С этой целью авторами были разработаны индивидуальные карты здоровья на каждого ребенка, в которых, начиная со средней и заканчивая подготовительной к школе группой, наблюдается динамика развития детей по основным показателям здоровья и здоровьесберегающего поведения, намечаются формы, средства и методы работы с каждым индивидуально.

В каждой возрастной группе организованы «Уголки по развитию движений», в оборудование которых входят пособия по профилактике плоскостопия, картотека подвижных игр. Благодаря комплексной работе по профилактике плоскостопия и нарушений осанки, 73% выпускников детского сада не имеет нарушений опорно-двигательного аппарата, что на фоне общероссийских показателей 13,6% является очень хорошим результатом.

Главным результатом работы по приобщению дошкольников к ЗОЖ является сформированное у детей здоровьесберегающее поведение. Результаты обследования здоровьесберегающего поведения у дошкольников подготовительной группы на физкультурном занятии и в повседневной жизни показали, что 80% и 90% соответственно сознательно соблюдают правила.

Достижения ребенком в овладении ценностями двигательной культуры и эмоционального культурного опыта рассматриваются как результат деятельности педагогов, родителей и самого ребенка.

        Авторами были разработаны: пакет диагностических методик к программе приобщения дошкольников к ЗОЖ; содержание, средства и методика работы по приобщению к ЗОЖ детей 4, 5, 6 лет; методические материалы, включающие перспективное планирование работы по программе, по физическому и психологическому здоровью с детьми и родителями, конспекты занятий, дидактические игры, технологические карты по эмоциональному развитию детей.

4.2. Опыт работы ДОУ ЦРР № 57 «Ладушка» г. Димитровграда

Опыт работы этого ДОУ - один из образцов реализации современных подходов в оздоровительной работе в нашей области. В нем успешно функционирует система оздоровительной работы, построенная на современных медицинских технологиях. Она состоит из 6 блоков (подсистем), наиболее полно охватывающих все стороны оздоровительно-образовательного процесса:

        1 блок - комплекс гигиенических мероприятий, направленных на профилактику заболеваний у детей. Требования к их проведению жестко регламентированы Санитарными нормами и правилами по гигиене среды (световой, воздушный режим и т.д.), различных видов детской деятельности, режима дня, организации питания, режима двигательной активности и др.

        2 блок - лечебные мероприятия. В физиотерапевтическом комплексе ДОУ находятся: ингаляторий, кабинет светолечения, кабинет теплолечения, кислородные ванны, циркулярный душ, зал ЛФК, кабинет массажа, фитобар. Медицинское оборудование этих кабинетов используется для долечивания ослабленных детей.  

        3 блок - система психологической помощи детям, педагогам и родителям. Детям - по преодолению стрессов и обеспечению состояния эмоционального комфорта в общении с воспитателем и сверстниками; содействие психическому развитию каждого ребенка. Педагогам и родителям - по повышению уровня их психологических знаний по обеспечению эмоционально-социального благополучия у детей, снятию стрессов.

        4 блок - комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и гармоничное физическое развитие. Это различные формы физкультурно-оздоровительной работы, составляющие основу двигательного режима в ДОУ, а также закаливающие процедуры, улучшающие все показатели здоровья.

5 блок - мероприятия по обеспечению рациональной организации воспитательно-образовательного процесса.  В связи с тем, что учебный процесс признан врачами вредящим здоровью детей, при проведении всех видов занятий педагогами ДОУ учитывается здоровьесберегающий компонент, который включает выполнение гигиенических норм и требований: к световому, воздушному и тепловому режиму помещения, где проводится занятие, к объему и содержанию учебной нагрузки, использование методов, адекватных возрастным возможностям, индивидуальным особенностям детей.

В связи с незрелостью нервной системы у ослабленных детей, возрастает роль методов, направленных на развитие у детей интереса к предстоящей деятельности  и его поддержание в процессе обучения на занятиях. Исходя из этого, педагоги используют различные группы методов. Педагог-психолог и медицинский персонал ДОУ контролируют уровень умственных и физических нагрузок на детей.                                

        6 блок - гигиеническое воспитание детей, основной задачей которого является формирование здоровьесберегающей компетентности. Детей обучают приемам релаксации, точечного массажа, упражнениям для снятия зрительного утомления, самостоятельному проведению утренней гимнастики, закаливающих и гигиенических процедур.

Участвуя в областной программе ПИЭР по теме: «Педагогические условия эффективности комплексного подхода к обучению детей с ослабленным здоровьем в дошкольном образовательном учреждении (психолого-педагогические и медицинские аспекты)», коллектив этого дошкольного учреждения выстроил уникальную модель организации образовательного процесса детей с ослабленным здоровьем на принципах здоровьесбережения  и интеграции работы всех специалистов, которая успешно реализуется совместными усилиями медиков, педагогов и психолога.

Индивидуальный подход осуществляется к детям, в зависимости от диагноза здоровья и вернувшимся после перенесенных заболеваний. Под индивидуальным подходом в этом случае понимается назначение врачом ДОУ особого щадящего оздоровительного режима дня, питания, физического воспитания, изменение сроков проведения (временные отводы), а также составление индивидуального календаря профилактических прививок, назначение дополнительных воспитательных воздействий во время занятий, назначение специальных лечебно-оздоровительных процедур, лекарственных препаратов

Для педагогов, осуществляющих оздоровительно-образовательную работу с детьми, врачом ДОУ даются конкретные медицинские рекомендации, касающиеся проведения различных мероприятий: по обеспечению рациональной организации воспитательно-образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных  мероприятий.

За этими детьми после их возвращения в организованные коллективы проводятся динамические наблюдения различных специалистов: педагогов, психолога, логопеда и медицинских работников.  При проведении физических упражнений и подвижных игр воспитателями групп и инструкторами по физической культуре учитываются рекомендации по индивидуальному подходу к детям с отклонениями в состоянии здоровья ребенка В.Н. Шебеко, В.Л. Страковской.

II. Практическая часть.

                       1. Входящая диагностика.

Число детей с нормальным и гармоничным физическим развитием служит важным показателем эффективности оздоровительной работы в ДОУ.  По ним выявляют детей с нормальным физическим развитием или с его отклонениями  по массе в виде дефицита массы тела I или II степени, избытка массы тела II степени, по длине тела - низкого роста.

Специалисты по физическому воспитанию учитывают данные об уровне ФР при проведении физкультурных занятий и индивидуальной работы с детьми. Правильно подобранные физические упражнения и нагрузки могут привести к улучшению показателей физического развития, их гармонизации.

В этом контексте выделяем важность физического развития ребёнка, обеспечение достижения им определённого уровня физических качеств, двигательных умений и навыков в соответствии с возрастными возможностями и состоянием здоровья ребёнка. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов. Все это является фундаментом к выполнению нормативов. Обычно, при развитии физических качеств совершенствуются и функции организма, осваиваются определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.  

На основе содержания программ «Из детства - в отрочество»  под редакцией Т.И. Дороновой  и «От рождения до школы» под редакцией   Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой творческой группой МБДОУ «Детский сад № 25 «Черемушка» г.Димитровграда  разработан пакет диагностики, по которому был проведен мониторинг развития физических качеств и навыков детей 2 младшей «Б» группы «Землянички» (3-4 года) по образовательной области «Физическая культура»  в сентябре  2016-2017 учебного года. Произведен анализ полученных результатов.

Аналитическая справка

по результатам усвоения воспитанниками

II младшей группы «Б» «Землянички» (3-4 года) программного материала

по разделу «физическое воспитание» в сентябре 2016 учебного года

Обследование физической подготовленности детей позволило определить уровень развития физических качеств (быстрота, сила) у детей. Было обследовано 24 человека. Тестирование показало следующие результаты:

средний уровень – 7 человек – 29%

уровень ниже среднего - 15 человек – 63%

низкий уровень – 2 человека – 8%

Быстрота (бег 10 м) – уровень ниже среднего 5 чел – 21%; на низком уровне – 19 чел. – 79%

 Скоростно – силовые:

      - бег 30м на среднем  уровне – 2 чел – 8%; уровень ниже среднего 8 чел – 34%; низкий уровень – 14 чел – 58%.

- бросание набивного мяча (1кг) из-за головы – высокий уровень 8 чел.- 33%; уровень выше среднего 7 чел. – 29%;  на среднем  уровне – 5 чел. – 21%; уровень ниже среднего - 4 чел.- 17%.

- прыжок в длину с места - на высоком уровне развития 2 чел.- 8%; на среднем  уровне – 7 чел. – 29%; уровень ниже среднего – 11 чел – 46%; на низком уровне – 4 чел. – 17%.    

       - метание мешочка 100гр правой рукой - на высоком уровне развития 1 чел.- 4%; уровень выше среднего 3 чел – 13%; на среднем  уровне –10 чел – 42%; уровень ниже среднего – 7 чел.- 28%; низкий уровень – 3 чел – 13%

       - метание мешочка 100гр левой рукой - на высоком уровне развития 2 чел.- 8%; уровень выше среднего 4 чел – 17%; на среднем  уровне – 7 чел. – 29%; уровень ниже среднего 8 чел – 33%; на низком уровне – 3 чел. – 13%

Анализ качества развития физических качеств у детей данной группы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:

- на высоком уровне показаны результаты по скоростно-силовым качествам (бросание набивного мяча) - 8 чел. – 33%.

- низкие  результаты  по скоростным качествам (бег 10 м) 19 чел – 79%;

 по скоростно-силовым качествам (бег 30 м) -14 чел – 58%

Предполагаемые причины низких результатов по скоростным и скоростно-силовым качествам: недостаточная мышечная масса ног; неустойчивая координация двигательного аппарата;  малая скорость реакции на сигнал, быстрая утомляемость.

      Рекомендации: 1.Продолжать развивать координацию движений и укреплять мышцы туловища и ног; формировать ритмичное  и углубленное дыхание; проводить подвижные игры, требующие внимание и быструю реакцию на смену сигнала; использовать «полосу препятствия», четко организовывать двигательную активность в режиме дня.

      2. Проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития тех или иных физических качеств на занятиях по физической культуре, осуществлять взаимосвязь с воспитателем группы по работе с данными детьми в утреннее и вечернее время.

                       1.2. Формирующий эксперимент.

На основе полученных результатов и анализа усвоения воспитанниками программного материала был разработан перспективный план индивидуальной работы с детьми на учебный год. А так же для реализации основных задач:

оздоровительных - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-

-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка;

 образовательных - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе;

воспитательных - формирование нравственно-физических навыков; выработка у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств;

было выделено ряд основных направлений работы:

1) профилактическая работа:

-Охрана жизни и здоровья детей.

-Организация рационального питания.

-Закаливающие процедуры.

-Профилактическая  работа  по предупреждению заболеваний (сколиоза, миопии, плоскостопия).

2) физкультурно-оздоровительная работа:

-Организация оптимального режима двигательной активности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также с учётом недельной динамики двигательной активности.

-Формирование у детей осознанной потребности в физической культуре.

-Развитие физического потенциала каждого ребёнка, обеспечивающее достижение им определённого уровня физических качеств, двигательных умений и навыков в соответствии с возрастными возможностями и состоянием здоровья ребёнка.

-Ознакомление детей с традициями большого спорта.

 3) обеспечение психологического благополучия:

-Создание комфортной развивающей среды.

-Предупреждение интеллектуальных нагрузок.

-Создание оптимального психологического климата.

-Создание условий для успешной адаптации детей к условиям ДОУ.

4) учебно-воспитательная работа:

-Формирование общей культуры личности воспитанников (КГН).

-Воспитание потребности в ЗОЖ.

-Формирование у детей знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

 5) работа с педагогами:

-Повышение квалификация педагогических работников.

-Создание условий для оздоровления и своевременной коррекции в развитии и здоровья детей.

-Формирование у педагогов привычки к ЗОЖ.

 6) работа с родителями:

-Пропаганда ЗОЖ.

-Повышение компетенции родителей в вопросах оздоровления и физического развития.

-Обучение родителей первичным навыкам оздоровительной и коррекционной работы.

-Проведение совместных мероприятий по физкультурно – оздоровительной работе по формуле: педагог + родитель + ребёнок.

В работе широко применяются приемы, упражнения и технологии: точеный массаж, упражнения с использованием коррекционных мячей - фитболов, дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики нарушений осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения на расслабление, «тропинка здоровья», НОД с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий, физкультурные минутки и т.д.

В работе используются следующие методы:

- педагогический эксперимент;

- наблюдение;

- беседы с детьми группы, воспитателями и родителями;

- анализ педагогической документации;

- анализ условий предметно-развивающей среды, способствующей формированию основ культуры здоровья детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проводимой  работы планирую получить следующие результаты: повысить у детей  уровень знаний об основах ЗОЖ, вопитывать уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшить память, внимание, развить способность к активным двигательным действиям, фантазию, воображение, мышление, что является составляющими компонентами физического развития дошкольников. Считаю, что системная работа по данному направлению даст положительные результаты, так как имеющиеся знания, умения, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению на занятиях по физической культуре, приобретают прочный и осознанный характер.
Целенаправленная скоординированная работа всех педагогов детского сада  по формированию здорового образа жизни у дошкольников, использование различных форм и методов работы с детьми и родителями, личностно-ориентированный подход к образованию дошкольников, организация образовательной деятельности в игровой форме, в  которой дети чувствуют себя комфортно в психолого-эмоциональном состоянии должны способствовать  положительной динамике в развитии дошкольников и формировании у них навыков здорового образа жизни.  

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

                                        Список литературы.

  1. И. А. Анохина Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ [Текст] Методические рекомендации / И. А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010.
  2. И. А. Анохина Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации [Текст] / И. А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
  3. И. А. Анохина Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации [Текст] Методические рекомендации / И. А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
  4. И. А. Анохина  Последовательность и содержание работы по формированию культуры здоровья у детей дошкольного возраста / Дошкольник. Образование. Инновации: методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области 2008-2009 учебном году. / И. А. Анохина. Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
  5. В. Г. Алямовская  Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В. Г. Алямовская // Дошкольное воспитание, 1993. - № 12.
  6. Доскин В. А. Растим детей здоровыми [Текст] / Доскин В. А., Л. Г. Голубева. – М.: Мозаика – синтез, 2014.
  7. «Детство» / под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.
  8. Интегрированный подход к работе с семьей по формированию у детей основ культуры здоровья [Текст]: сборник материалов из опыта работы ДОУ Ульяновской области  / под ред. И. А. Анохина. Ульяновск: УИПКПРО, 2014.
  9. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка [Текст] / Кудрявцев В. – Дошкольное воспитание, 2013.- № 5.
  10. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы.// Волгоград, Учитель 2013.-170с.
  11.   Крылова Н.М. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника  3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 225 с.; 2 приложения.
  12.     Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.-2013.-№4. С.14-17.
  13.    Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 96с.
  14.  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М. А. Васильевой. // Москва, Мозаика-Синтез,2014

  1. Н. В. Полтавцева Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании [Текст] /Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Краснова. – Ульяновск: УлГПУ 2007.
  2.  Н. В. Полтавцева. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни [Текст] /Н. В. Полтавцева, Р. С. Краснова, И. А. Гаврилова. Дошкольник. Содержание образования. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области 2005- 2006 учебном году. – Ульяновск: УИПКПРО 2005
  3. Н. В. Полтавцева Дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников [Текст] / Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова, И. В. Калинина. – Тольятти: «Кассандра», 2012.
  4. Рунова М.А. «Двигательная активность - источник здоровья детей // М.: Лига-пресс, 2012.-96с.
  5.   Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса,  2006.

Интернет-ресурс:

  1.   http://volna.org/obzor/zdorovie_cheloveca.
  2.   http://myuniverciny.ru/Педагогика/ Формирование представлений о ЗОЖ у детей.    
  3.  http://dohscolonoc.ru/stati/Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста
  4.   http://ru.Wikipedia.org/ wiki/Здоровый образ жизни
  5.    http://www.student.zoomru.ru/Анализ работы современного ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников"

Актуальность темы обусловлена поиском путей разрешения противоречий между потребностью в сохранении здоровья воспитанников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем...

Опыт работы на тему «Формирование начал экологической культуры »

Аннотация на опыт работы«Формирование начал экологической культуры у дошкольников»воспитателя МДОУ Дмитриевского детского сада Гарбера Надежды ЛеонидовныПозиция педагога:1.Создание условий...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

План работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем" 2019-2020 учебный год

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»

laquo;Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью,...

Сообщение из опыта работы на тему " Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Сообщение из опыта работы на тему " Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"...