Мастер-класс для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"
консультация на тему

Богачева Ирина Александровна

Мастер-класс для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_snyatie_emotsionalnogo_napryazheniya.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Мастер-класс для педагогов


        Провела: Богачева И.А.

Актуальность выбранной темы: профессия  воспитатель требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с  людьми воспитатель  испытывает большие нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении.  Воспитатель  находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья.  Воспитатели  дошкольных  учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения.

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления здоровья педагога.

Задачи:

  • познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
  • создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
  • совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Продолжительность – 15-20 минут.

Ход:

Звучит  спокойная музыка. Участники заходят в хорошо проветренный  физкультурный зал, выбирают понравившуюся  цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия.  Присаживаются на стулья.

Вводная часть

В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

  • Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?
  • Или Вы чувствуете усталость?
  • Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием. Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим, какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.

Карточки «Значение цвета»

  • Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
  • Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
  • Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
  • Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
  • Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
  • Жёлтый – активность, бодрость, стремление к общению, ожидание счастья. 
  • Серый– тревожность и негативное состояние.
  • Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Снятие эмоционального напряжения

Игра «Фруктовый салат»

Группа сидит в кругу. Ведущий, обходя участников, даёт каждому имя-название фрукта. С его помощью игроки превращаются в апельсин, банан, абрикос, персик, сливу, ананас.

Не стоит давать более пяти-шести наименований, хорошо играть, когда каждый фрукт представлен хотя бы 2-3 игроками (больше- лучше!). Когда все получили "имя", из круга произвольно убирается один стул, тот, кто сидел на нём, становится ведущим. Он выходит и объявляет: Готовим фруктовый салат из ананасов (все "ананасы" вскакивают и меняются местами.Тот, кто остался без стула, "готовит фруктовый салат", предположим, из апельсинов).


Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение. Умение владеть собой – это мечта человека. Это умение расслабиться, снять физическое и эмоциональное напряжение. Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова.


  • Аутотренинг Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя. Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы ивсё, что тебя напрягает. Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокойна. Постепенно образ моря исчезает. Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.

Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации.

Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.

Упражнение «Корзина Советов». Каждый по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы

Как преодолеть стресс?

  1. Регулярно высыпайтесь.
  2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
  3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
  4. Составляйте список дел на сегодня.
  5. Ставьте перед собой только реальные цели.
  6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
  7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
  8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
  9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
  10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
  11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
  12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
  13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
  14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
  15. Не старайтесь угодить всем – это не реально.
  16. Помните, что Вы не одиноки.
  17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
  18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
  19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
  20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию. Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».

Упражнение «Полное дыхание»

Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие. Задержите дыхание. Выдох. Медленно через нос, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух. Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом. Повторите упражнение несколько раз. Лучше упражнение выполнять в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, дышать необходимо медленно с удовольствием, концентрируя своё внимание на дыхании. Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики! Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения.

В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

Список литературы:

  1. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991
  2. Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001
  3. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000
  4. Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996
  5. Селевко Г.К. Утверждай себя. Москва, 2006
  6. Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых»

Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых». Цель: повысить уровень осознания эмоциональной сферы детско-родительских отношений: дать уча...

Мастер класс в рамках тренинга «Эмоционально положительное отношение к детям. Развитие эмпатии»

Педагогическая эмпатия - это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятие любого его переживания независимо от способа  выражения....

Мастер - класс для педагогов «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Мастер - класс для педагогов  «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»...

Мастер класс для педагогов:«Снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников»

  В дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываютс...

Мастер-класс « Игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».

   Одной из важных проблем в работе с детьми - сохранение психического здоровья. Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, в результате чего поддер...

Мастер-класс «Статические упражнения для снятия напряжения у детей»

Мастер-класс «Статические упражнения для снятия напряжения у детей»Цель: познакомить педагогов с новой методикой снятия напряжения и усталости у детей.ХодСтатическими называются упраж...