Программа кружка "Крепыш"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Рабочая программа, включающая в себя комплекс спортивно-оздоровительных развлечений, направленных на сохранение и развитие психофизического здоровья воспитанников детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа кружка "Крепыш"248 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение                        «Детский сад № 8 «Ручеёк» г. Дальнегорска

        

        

Принято

На заседании педагогического

совета МДОБУ «Детский сад № 8 «Ручеёк»

Протокол от 31.08.2018 № 1

Утверждаю

Заведующая МДОБУ «Детский сад №8 «Ручеёк»

__________________ Ю.С. Ильинова

«____» ________________ 2018г.

Программа кружка «Крепыш»                                  

  на 2018-2019 учебный год

                                                                                                 Разработал: Васильева Т.Б.,

                                                          воспитатель первой квалификационной категории

г. Дальнегорск

2018 год

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов»

(Из Устава Всемирной организации здравоохранения).

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного развития.

Основные задачи физического воспитания детей дошкольного возраста состоят в охране и укреплении их здоровья, полноценном физическом развитии, формировании двигательных навыков и умений.

Спортивные праздники в детском саду – это событие особенное, они несут радость и веселье. На них дети демонстрируют свои спортивные достижения в силе, ловкости, координации, быстроте, сноровке – это своего рода показательные выступления маленьких спортсменов.

Спортивные праздники воспитывают такие необходимые личностные качества, как воля, выдержка, целеустремленность, смелость и упорство, дисциплинированность и организованность, инициативность и самостоятельность, а так же чувство коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи.

Такие мероприятия – важнейшие средства пропаганды здорового образа жизни, привития детям интереса к физической культуре и дальнейшего устойчивого интереса к ней.

Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников на ребенка велико. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям просто необходимы. Получая положительный эмоциональный заряд, дети становятся более открытыми и восприимчивыми к добру, красоте, состраданию и отзывчивости.

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения, особенно в логопедических группах, одна из самых важных задач. Исследования показывают, что дети с ТНР отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а так же низкой степенью сформированности двигательных  навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Все вышесказанное убеждает в том, что в детском саду для речевых детей часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные программой физического воспитания. Дети нуждаются в особых программах, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Пытаясь найти решение этой проблемы, обращаемся к опыту работы с фитболами детских садов Санкт-Петербурга «Двигательный игротренинг для дошкольников» (авторы Т.С. Овчинникова и А.А. Потапчук).

Гимнастические мячи (фитболы) вызывают большой интерес как у детей, так и у взрослых. Мячи повышают эмоциональный фон развлечений, вызывая положительный настрой. На положительном и эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам. Упражнения на мячах интересны и увлекательны. Обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных центров Европы.

При выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах. Эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия. Упражнения на мяче по своему физическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения и множество других. Дети, занимающиеся фитбол-аэробикой, меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение.

Данная программа включает в себя комплекс спортивно-оздоровительных развлечений, направленных на сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка, а так же коррекцию имеющихся недостатков в физическом развитии. Она предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих психо-речевые отклонения в развитии.

Мячи для занятий подобраны согласно росту занимающихся. Для детей диаметр мяча колеблется в пределах 45-55 см. Подходящий размер определяется так: когда ребенок сидит на мяче, угол между его ребром и голенью должен составлять 90 градусов или чуть больше. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки и ухудшает отток венозной крови.

Осанка в седе на мяче должна быть правильная: спина прямая, подбородок приподнят, живот втянут, плечи развернуты, согнутые ноги врозь (три точки опоры: ноги, таз).

Одежда для занятий подбирается удобная, без кнопок, крючков, молний. Следует избегать соприкосновение мяча с острыми и режущими поверхностями предметов. Обувь для занятий подбирается удобная, на низкой подошве.

В целях профилактики травматизма занятия проводятся в помещении с ковровым покрытием.

Мяч по своим свойствам многофункционален и в программах фитбол-аэробики может использоваться как предмет, тренажер или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных задач и выбора средств имеют различную направленность:

  • для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
  • для укрепления мышц брюшного пресса;
  • для укрепления мышц спины и таза;
  • для укрепления мышц ног и свода стопы;
  • для увеличения гибкости и подвижности суставов;
  • для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
  • для формирования и укрепления осанки;
  • для развития ловкости и координации движений;
  • для развития пластики и музыкальности;
  • для расслабления и релаксации;
  • для профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата и внутренних органов);
  • для активизации занятий физическими упражнениями и другие.

Большое количество и разнообразие упражнений на фитболах требует их упорядочения (классификации), что в свою очередь позволило разработать наиболее целесообразную последовательность применения упражнений в данной программе.

Общеразвивющие упражнения (ОРУ), выполняемые сидя на мяче, классифицируются по анатомическому признаку.

  1. Упражнения для рук и плечевого пояса.
  • упражнения для пальцев и кисти
  • упражнения для увеличения подвижности предплечья и плечевых суставов;
  • упражнения на расслабление мышц рук и плечевого пояса
  • упражнения для укрепления мышц (сгибателей и разгибателей)
  1. Упражнения для ног и тазовой области.
  • упражнения для стопы и голени
  • упражнения для увеличения подвижности в суставах
  • упражнения для мышц бедра
  • упражнения для мышц тазового дна
  • упражнения для увеличения подвижности в тазобедренных суставах
  • упражнения для развития силы мышц ног и ягодичных мышц
  • упражнения для расслабления мышц
  1. Упражнения для туловища
  • упражнения для укрепления мышц передней поверхности туловища (для брюшного пресса)
  • упражнения для увеличения подвижности позвоночника (на развитие гибкости)
  • упражнения для укрепления мышц задней поверхности туловища (упражнения для мышц спины)
  • упражнения для укрепления мышц боковой поверхности туловища (косых мышц)
  • упражнения для укрепления мышц шеи
  1. Упражнения на дыхание и расслабление

Все ОРУ подразделяются на упражнения для рук и плечевого пояса, для ног и тазовой области, для шеи и туловища. А так же все ОРУ можно выполнять для развития подвижности суставов, силы и укрепления мышц, в расслаблении и в сочетании с дыхательными упражнениями.

Большое разнообразие упражнений фитбол-аэробики дает возможность классифицировать их по назначению (использованию) мяча.

ОРУ с мячом:

  • мяч как предмет
  • мяч как опора
  • мяч как массажер
  • мяч как препятствие
  • мяч как отягощение
  • мяч как амортизатор, тренажер
  • мяч как ориентир

При использовании мяча как предмета на занятиях выполняются различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т.д.

Мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т.д.), а так же при выполнении таких упражнений, как наклон назад прогнувшись из положения стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седее ноги врозь и т.д.

Как амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а так же для развития функции равновесия.

Мяч как отягощение (в руках, ногах) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя, и т.д., для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры.

Мяч используется как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (оббежать мяч и т.д.).

Мяч используется как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и различных видов  прокатываний на нем (на животе - вперед и назад, в седе – вправо и влево).

Фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения).

Занятия фитбол – аэробикой для детей дошкольного возраста и школьного возраста включают все разнообразие упражнений с мячом и на мяче. Упражнения на фиболах имеют образный характер, танцевальную направленность. В занятия фитбол - аэробикой включаются различные подвижные игры, а так же акробатические упражнения, способствующие развитию творчества, инициативы, выдумки и самовыражения.

Данная программа включает в себя многообразие средств нового современного оздоровительного вида аэробики для детей. Овладение упражнениями, включенными в программу, позволит укрепить здоровье детей, повысить интерес к занятиям, уровень физического развития и двигательной подготовленности.

Актуальность кружка заключается в следующих функциях:

  • коррекционно-развивающая:

развитие и коррекция психомоторного, речевого, эмоционального и психического развития (восприятия, внимания, мышления)

  • обучающая:

привитие интереса к физической культуре и дальнейшему устойчивому интересу к ней, формирование двигательных навыков и умений.

  • коммуникативная:

развитие умения позитивного общения и сотрудничества

  • релаксационная:

снятие психоэмоционального напряжения с использованием художественного слова, музыкальных произведений, психогимнастических упражнений

  • воспитательная:

развитие личностных качеств: воли, выдержки, целеустремленности, смелости и упорства, дисциплинированности и организованности, инициативности и самостоятельности, чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи.

Цель:

  • содействие всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка через укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни;
  • создание условий для проявления умений детей в подвижных играх и соревнованиях;
  • укрепление дружеских взаимоотношений в детском коллективе;
  • объединение детей и взрослых общими и радостными переживаниями, получение эмоционального удовлетворения;
  • побуждение к выдумке и фантазии у взрослых, к активности и инициативе у детей.        

Задачи:

  • укрепление здоровья детей с помощью фитболов;
  • развитие силы мышц, поддерживающих правильную осанку;
  • формирование и закрепление навыков правильной осанки;

  • содействие развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости;
  • содействие профилактике плоскостопия;
  • развитие двигательной сферы ребенка и его физических качеств: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.

Форма работы:

  • занятия;
  • развлечения;
  • совместная деятельность с педагогом.

Методические приемы:

  •         показ, имитации, объяснение;
  • зрительные и звуковые ориентиры;
  • словесные указания;
  • беседы, художественное слово;
  • игры;
  • специально организованные занятия по физической культуре;
  • самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • выступления перед родителями.

Принципы построения работы:

  •         постепенность;
  • систематичность;
  • самовыполнение;
  • сознательность;
  • активность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Возраст детей: 5-6 лет.

Срок реализации программы: 1 год.        

Подведение итогов осуществляется в следующих формах:

  • выступление перед родителями;
  • совместные праздники с родителями.

Занятия проводятся в течение учебного года (с сентября по май) один раз в неделю – по пятницам с группой, состоящей из 15 детей. Продолжительность занятий 20-25 минут (1 академический час).+

Программа рассчитана на 31 час.

В проведении занятий используются индивидуальная, групповая, коллективная формы работы.        

Программа кружка «Крепыш» включает ряд разделов:

  • акробатические упражнения;
  • школа мяча;
  • фитбол;
  • кинезиологическая гимнастика.

        Предполагаемый результат:

  • развитие двигательных качеств, совершенствование координации движений и равновесия;
  • укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
  • улучшение коммуникативной и эмоциональной волевой сферы.

            Занятия в кружке «Крепыш» будут способствовать двигательной активности детей, повысят уровень формирования двигательных навыков и умений детей.

           Родители приобретут знания о здоровом образе жизни детей в детском саду, которые смогут использовать в домашних условиях.

Календарно-тематическое планирование

Месяц/ вид деятельности

Дата

Тема

Задачи

октябрь

.10.2018

1. «Фитбол. Упражнения на укрепление мышц, формирование осанки»

(содержание упражнений в приложении)

Познакомить с первыми четырьмя упражнениями комплекса.

Познакомить с техникой выполнения упражнений на фитболе.

октябрь

.10.2018

2. «Разминка ОРУ на гибкость»,

«Школа мяча»

(содержание разминки в приложении)

Познакомить с акробатическими упражнениями «Самолет», «Качели».

Отработка техники движения с мячом.

октябрь

.10.2018

3. Фитбол. Релаксация на мячах»

(содержание упражнений в приложении)

Познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса.

Отработка техники движений.

октябрь

.10.2018

4. «Фитбол. Упражнения на укрепление мышц, формирование осанки»

(содержание упражнений в приложении)

Разучить первые четыре упражнения комплекса (повторение первого занятия).

Закрепить навыки выполнения всего комплекса упражнений.

ноябрь

.11.2018

5. «Школа мяча»

(содержание занятия в приложении)

Отработка техники передачи мяча, отбивания мяча.

ноябрь

.11.2018

6. «Акробатические упражнения»

(содержание упражнений в приложении)

Познакомить с новыми акробатическими упражнениями «Стойка на плечах», «Корзинка», «Кувырки вперед».

Закрепить навык выполнения упражнений.

ноябрь

.11.2018

7. «Фитбол.

Релаксация».

 (содержание упражнений в приложении)

Разучить упражнения                 №№ 1, 2, 3, 4.

Отработка техники движений.

ноябрь

.11.2018

8. «Школа мяча»

(содержание занятия в приложении)

Совершенствовать умение передавать и отбивать отбивания мяч.

(повторение первого занятия).

декабрь

.12.2018

9. «Фитбол. Релаксация на мячах»

(содержание упражнений в приложении)

Познакомить с  упражнениями №№ 1, 2, 5, 6. Научить выполнять упражнения на релаксацию.

декабрь

.12.2018

        10.         «Школа мяча»

 (содержание занятия в приложении)

Обучить технике ведения мяча в ходьбе, прокатывания мяча змейкой. Отработка техники движений.

декабрь

.12.2018

11. «Акробатические упражнения»

 (содержание разминки в приложении)

Познакомить с

акробатическим упражнением «Ласточка с колена».  Закрепление навыков выполнения акробатических упражнений «Корзинка», «Самолет», «Стойка на плечах».

декабрь

.12.2018

12. «Фитбол. Релаксация на мячах»

(содержание упражнений в приложении)

Разучить упражнения                 №№ 1, 2, 5, 6.

январь

.01.2019

13. «Школа мяча»

 (содержание занятия в приложении)

Обучение технике подбрасывания мяча вверх, забрасывания мяча в кольцо.

январь

.01.2019

14. Соревнования «Детское многоборье»

(содержание соревнования в приложении)

Прохождение этапов соревнований. Выявление сильнейших участников соревнования.

январь

.01.2019

15. «Фитбол. Релаксация на мячах»

(содержание упражнений в приложении)

Закрепить навык выполнения упражнений    №№ 1, 2, 3, 4, 5. Научиться расслабляться.

февраль

.02.2019

16. «Школа мяча»

 (содержание занятия в приложении)

Обучение технике метания мяча в цель, забрасывания мяча двумя руками от груди.

февраль

.02.2019

17. «Фитбол. Релаксация на мячах»

 (содержание упражнений в приложении)

Закрепить навык выполнения упражнений    №№ 1, 5, 6, 7.

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

февраль

.02.2019

18. «Акробатические упражнения»

 (содержание упражнений в приложении)

Совершенствование умений выполнения акробатических упражнений «Корзинка», «Самолет», «Стойка на плечах».

февраль

.02.2019

19. «Фитбол – эстафеты командами»

(содержание эстафеты в приложении)

Закрепление техники прокатывания мяча, совершенствование техники прыжков по прямой на мячах, перекатов животом на мяче.

март

.03.2019

20. «Школа мяча»

 (содержание занятия в приложении)

Закрепление навыка ведения мяча на месте, в ходьбе, прокатывания мяча змейкой.

март

.03.2019

21. «Акробатические упражнения»

 (содержание упражнений в приложении)

Познакомить с

акробатическим упражнением «Мостик».  

Закрепление навыка выполнения акробатических упражнений «Корзинка», «Ласточка с колена».

март

.03.2019

22. «Фитбол. Релаксация на мячах»

(содержание упражнений в приложении)

Закрепить навык выполнения упражнений    №№ 1, 2, 5, 6, 8. Полное расслабление рук и ног.

март

.03.2019

23. «Спортивные задоринки». Совместная деятельность с родителями.

 (содержание упражнений в приложении)

Закрепление умений выполнять прокатывание мяча между предметами, забрасывать мяч в кольцо, прыгать на мячах, отбивать мяч в ходьбе.

апрель

.04.2019

24. «Фитбол. Релаксация на мячах»

(содержание упражнений в приложении)

Закрепить навык выполнения упражнений    №№ 1, 2, 3, 5, 8. Формировать умение выполнять упражнения на мячах. Отрабатывать технику движений. Сохранять красивую осанку. Развивать координацию движений и функцию равновесия.

апрель

.04.2019

25. «Акробатические упражнения»

 (содержание упражнений в приложении)

Закрепление навыка выполнения акробатических упражнений «Качели», «Стойка на плечах», «Мостик». Сохранять, укреплять и развивать гибкость и подвижность суставов позвоночника. Формировать умение владеть своим телом.

апрель

.04.2019

26. «Школа мяча»

 (содержание занятия в приложении)

Отработать и совершенствовать технику выполнения основных движений.

апрель

.04.2019

27.  «Папа, мама, я – спортивная семья».

Соревнование совместно с родителями.

(содержание соревнования в приложении)

Содействовать улучшению взаимоотношений между родителями и детьми».

май

.05.2019

28. «Фитбол.

Кинезиологическая гимнастика»

 (содержание упражнений в приложении)

Закрепить навык выполнения упражнений    №№ 1, 2, 6, 7, 9, упражнения «Гусеница».

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. Формировать красивую осанку.

май

.05.2019

29. «Школа мяча»

 (содержание занятия в приложении)

Обучение технике перебрасывания мяча парами через сетку. Закрепление навыка выполнения забрасывания мяча в кольцо.

май

.05.2019

30. «Акробатические упражнения»

 (содержание упражнений в приложении)

Познакомить с

акробатическим упражнением «Березка».  

Закрепление навыка выполнения акробатических упражнений «Корзинка», «Ласточка с колена», «Мостик».

май

.05.2019

31. Итоговое занятие «Мы дружим со спортом». Показательные выступления перед родителями.

(содержание выступления в приложении).

Активизировать двигательную деятельность детей. Создать радостное эмоциональное настроение.

Всего:

31 час.

           

                                   

                                             Приложение

                                                                             к Календарно-тематическому

                                                    планированию

        Октябрь

Тема: 1. «Фитбол. Упражнения на укрепление мышц, формирование осанки»

Цель: Укреплять мышцы рук и плечевого пояса, мышцы брюшного пресса, развивать функции равновесия. Формировать и укреплять осанку. Доставить детям удовольствие.

  1. Прыжки на мячах друг за другом. Необходимо соблюдать дистанцию.
  2. Упражнение № 1                                               Упражнение № 2

И.п. – садимся на мяч, ноги врозь, руки опущены, придерживаем мяч ладонями. Совершаем легкое покачивание на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пол

И.п. – садимся на мяч, руки ставим на пояс. «Покачаем головой -  неприятности долой!» Дышим глубоко. Расправляем плечи, глаза закрыты, опускаем голову вперед и медленно раскачиваем головой из стороны в сторону. Делаем кивки. «Покиваем головой, чтобы был в душе покой!» Делаем медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

  1. Перекаты животом по мячу: вперед-назад. И.П. Стоя на коленях перед мячом, руки на мяче.
  1. Оттолкнуться ногами, сделать перекат животом вперед, руки перевести в упор вперед.
  2. Оттолкнуться руками, сделать перекат животом назад.
  3. Повторить 5 раз.
  4. Прыжки на мячах врассыпную.

Тема: 2. «Разминка ОРУ на гибкость», «Школа мяча»

Цель: Сохранять, укреплять гибкость позвоночника и подвижность суставов. Развивать ловкость, быстроту.

Разминка ОРУ на гибкость.

  1. Акробатические упражнения

Упражнение  «Самолет»

И.п. – стоя на коленях, перед мячом.

1 -  ложимся животом на мяч

2 - делаем упор на ноги

3 - приподнимаем грудь

4 - руки в стороны

5 -  делаем покачивание руками

6 - возвращаемся в И.п. Повторяем упражнение 3 раза.

Упражнение  «Качели»

И.п. – ложимся на живот.

Поочередно:  ноги вверх - руки вниз,

руки вверх – ноги вниз.

  1. «Школа мяча» - ведение мяча на месте, вокруг себя.
  2. Подвижная игра «Горячая картошка».

Все встают в круг и начинают перекидывать мяч друг другу, ловить его нужно в две руки и быстро, перекидывая от игрока к игроку. Кто быстро не поймал и не передал мяч, садится на корточки в центр круга – «котел».

Тема: 3. «Фитбол. Релаксация на мячах»

Цель: Развивать ловкость, быстроту.

  1. Прыжки на мячах в колонне друг за другом.
  2. Прыжки в парах «Кто быстрее?». Прыжки вперед. Прыжки боком.
  3. Прыжки змейкой друг за другом.
  4.  «Релаксация на мячах» - лечь спиной на мяч, найти точку опоры и расслабиться.

Тема: 4. «Фитбол. Упражнения на укрепление мышц, формирование осанки»

Цель: Укреплять мышцы рук и плечевого пояса, мышцы брюшного пресса, развивать функции равновесия. Формировать и укреплять осанку. Доставить детям удовольствие.

        Повторение пройденного (см. Тема: 1).

Ноябрь

Тема: 5. «Школа мяча»

Цель: Развивать ловкость, быстроту, координацию.

  1. Передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами.
  2. Передача мяча в шеренге вправо, влево.
  3. Отбивание мяча на месте.

Тема: 6. «Акробатические упражнения»

Цель: Сохранять, укреплять гибкость позвоночника и подвижность суставов. Развивать ловкость, быстроту. Развивать умение владеть своим телом.

  1. Акробатические упражнения «Стойка на плечах», «Корзинка», «Кувырки вперед».

Упражнение  «Кувырки вперед»

И.п. – стоя, соединив ноги и немного присев. Руки ставим перед собой на ширине плеч, согнув немного локти.

Голову направляем между рук, прижимая подбородок к груди. Делая кувырок, важно не опираться на шею. Делаем кувырок, переводя вес тела на лопатки.

Упражнение  «Корзинка»

И.п. – ложимся на живот.

Поочередно:  ноги вверх - руки вниз, руки вверх – ноги вниз.

Упражнение  «Стойка на плечах»

И.п. – лежа на спине, ноги вместе.

Руки расположены вдоль тела ладонями вниз. Плечи подать вниз от головы.

С выдохом согнуть колени и бедра таким образом, чтобы привести бедра к животу. Задержаться в этом положении. С выдохом упираемся ладонями в пол и отталкиваясь от пола руками, поднимаем над полом таз. Согнутые колени перемещаем за голову. Далее кладем ладони на ягодицы и с помощью рук и поднимаем туловище. Выводим корпус в перпендикулярное положение по отношению к полу с помощью рук.

                

Тема: 7. «Фитбол. Релаксация». 

Цель: Развивать  ловкость, быстроту.

  1. Упражнение № 1                                               Упражнение № 2

И.п. – садимся на мяч, ноги врозь, руки опущены, придерживаем мяч ладонями. Совершаем легкое покачивание на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пол.

И.п. – садимся на мяч, руки ставим на пояс. «Покачаем головой -  неприятности долой!» Дышим глубоко. Расправляем плечи, глаза закрыты, опускаем голову вперед и медленно раскачиваем головой из стороны в сторону. Делаем кивки. «Покиваем головой, чтобы был в душе покой!» Делаем медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

Упражнение № 3

И.п. – садимся на мяч, ноги вместе. Поднимаем правую руку, левую опускаем, одновременно выполняя легкие подпрыгивания на мяче. Ступни вместе, носки слегка разводим, руки внизу, придерживаем мяч ладонями, слегка подпрыгивая на нем, через стороны поднимаем правую руку, потягиваемся вверх, выпрямленную левую руку опускаем, затем опускаем правую и поднимаем левую руку, потягиваемся.

Упражнение № 4

И.п. – садимся на мяч, руки на поясе. Держим корпус прямо, голову не опускаем. Выставляем правую ногу на пятку, носок тянем на себя, возвращаем ее в И.п., то же проделываем левой ногой. Выполняем упражнение ритмично, не спеша.

  1. Подвижная игра «Ручейки и озёра»
  2. Релаксация лежа спиной на мяче.

Тема: 8. «Школа мяча»

Цель: Развивать ловкость, быстроту, координацию.

        Повторение пройденного (см. Тема: 5).

Декабрь

Тема: 9. «Фитбол. Релаксация на мячах»

Цель: Укрепить мышцы спины, таза, брюшного пресса, рук, плечевого пояса.

  1. Упражнение № 1                                               Упражнение № 2

И.п. – садимся на мяч, ноги врозь, руки опущены, придерживаем мяч ладонями. Совершаем легкое покачивание на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пол.

И.п. – садимся на мяч, руки ставим на пояс. «Покачаем головой -  неприятности долой!» Дышим глубоко. Расправляем плечи, глаза закрыты, опускаем голову вперед и медленно раскачиваем головой из стороны в сторону. Делаем кивки. «Покиваем головой, чтобы был в душе покой!» Делаем медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

Упражнение № 5

И.п. – стоя на коленях, перед мячом.

1 -  ложимся животом на мяч

2 - делаем упор на ноги

3 - приподнимаем грудь

4 - руки в стороны

5 -  делаем покачивание руками

6 - возвращаемся в И.п. Повторяем

Повторяем упражнение 3 раза.

Упражнение № 6

И.п. – садимся на мяч, двигаем тазом вперед-назад. Руки опускаем, слегка придерживаем мяч ладонями. Темп медленный.

1 -  вперед

2 - назад

3 - вправо

4 - влево

  1. Релаксация на мячах.

Тема: 10. «Школа мяча»

Цель: Развивать ловкость, быстроту, меткость.

  1. Ведение мяча в ходьбе.
  2. Прокатывание мяча змейкой.
  3. Игра «Ловишка с мячом».

Тема: 11. «Акробатические упражнения». 

Цель: Сохранять, укреплять гибкость позвоночника и подвижность суставов.

  1. Акробатические упражнения

Упражнение  «Самолет»

И.п. – стоя на коленях, перед мячом.

1 -  ложимся животом на мяч

2 - делаем упор на ноги

3 - приподнимаем грудь

4 - руки в стороны

5 -  делаем покачивание руками

6 - возвращаемся в И.п. Повторяем упражнение 3 раза.

Упражнение  «Корзинка»

И.п. – ложимся на живот.

Поочередно:  ноги вверх - руки вниз, руки вверх – ноги вниз.

Упражнение  «Стойка на плечах»

И.п. – лежа на спине, ноги вместе.

Руки расположены вдоль тела ладонями вниз. Плечи подать вниз от головы.

С выдохом сгибаем колени и бедра таким образом, чтобы привести бедра к животу. Задержаться в этом положении. С выдохом упираемся ладонями в пол и отталкиваясь от пола руками, поднимаем над полом таз. Согнутые колени перемещаем за голову. Далее кладем ладони на ягодицы и с помощью рук и поднимаем туловище. Выводим корпус в перпендикулярное положение по отношению к полу с помощью рук.

Упражнение  «Ласточка с колена»

И.п. – на коленях и локтях

Ноги поочередно поднимаются и вытягиваются назад параллельно полу. Вытягивается вперед не носок, а пятка. Спина ровная, шея вытянута вперед, голова на оной линии с туловищем, лицом вниз. Подняв ногу и максимально вытянув ее, сделать неторопливо три глубоких вдоха и выдоха, опустить в И.п. Повторить поднятие 3 раза. Перейти на другую ногу.

  1. Подвижная игра «Пустое место» - бег наперегонки.

Тема: 12. «Фитбол. Релаксация на мячах»

Цель: Укрепить мышцы спины, таза, брюшного пресса, рук, плечевого пояса.

        Повторение пройденного (см. Тема: 9).

Январь

Тема: 13. «Школа мяча»

Цель: Развивать ловкость, координацию.

  1. Подбрасывать мяч вверх и ловить двумя руками.
  2. Забрасывать мяч в кольцо двумя руками от груди.
  3. Отбивание мяча на месте.
  4. Подвижная игра «Мышеловка».

Тема: 14. Соревнования «Детское многоборье»

Цель: Развивать ловкость, быстроту, меткость, стремление побеждать.

  1. Кто быстрее и больше принесет мячей.
  2. Прокатывание мяча змейкой руками между предметами.
  3. Прыжки с мячом между ногами.
  4. «Луноходик».
  5. Прыжки, сидя на мяче.
  6. Подвижная игра «Колдун».

Тема: 15. «Фитбол. Релаксация на мячах». 

Цель: Укрепить мышцы спины, таза, брюшного пресса, рук, плечевого пояса.

  1. Упражнение № 1                                               Упражнение № 2

И.п. – садимся на мяч, ноги врозь, руки опущены, придерживаем мяч ладонями. Совершаем легкое покачивание на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пол.

И.п. – садимся на мяч, руки ставим на пояс. «Покачаем головой -  неприятности долой!» Дышим глубоко. Расправляем плечи, глаза закрыты, опускаем голову вперед и медленно раскачиваем головой из стороны в сторону. Делаем кивки. «Покиваем головой, чтобы был в душе покой!» Делаем медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

Упражнение № 3

И.п. – садимся на мяч, ноги вместе. Поднимаем правую руку, левую опускаем, одновременно выполняя легкие подпрыгивания на мяче. Ступни вместе, носки слегка разводим, руки внизу, придерживаем мяч ладонями, слегка подпрыгивая на нем, через стороны поднимаем правую руку, потягиваемся вверх, выпрямленную левую руку опускаем, затем опускаем правую и поднимаем левую руку, потягиваемся.

Упражнение № 4

И.п. – садимся на мяч, руки на поясе. Держим корпус прямо, голову не опускаем. Выставляем правую ногу на пятку, носок тянем на себя, возвращаем ее в И.п., то же проделываем левой ногой. Выполняем упражнение ритмично, не спеша.

Упражнение № 5

И.п. – стоя на коленях, перед мячом.

1 -  ложимся животом на мяч; 2 - делаем упор на ноги; 3 - приподнимаем грудь;

4 - руки в стороны; 5 -  делаем покачивание руками; 6 - возвращаемся в И.п. Повторяем упражнение 3 раза.

  1. Релаксация на мяче – ложимся спиной на мяч, находим точку опоры и расслабляемся 1 минуту.

Февраль

Тема: 16. «Школа мяча»

Цель: Совершенствовать технику метания. Развивать внимание, ловкость.

  1. Метание мяча в цель.
  2. Забрасывание мяча двумя руками от груди.
  3. Подвижная игра «Карусели» - 3 раза.

Тема: 17. «Фитбол. Релаксация на мячах»

Цель: Укрепить мышцы рук и плечевого пояса, мышцы спины и таза, ног и свода стопы.

  1. Прыжки на мячах по прямой и змейкой.

  1. Упражнение № 1                                               Упражнение № 5

И.п. – садимся на мяч, ноги врозь, руки опущены, придерживаем мяч ладонями. Совершаем легкое покачивание на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пол.

И.п. – стоя на коленях, перед мячом.

1 -  ложимся животом на мяч

2 - делаем упор на ноги

3 - приподнимаем грудь

4 - руки в стороны

5 -  делаем покачивание руками

6 - возвращаемся в И.п. Повторяем

Повторяем упражнение 3 раза.

Упражнение № 6

И.п. – садимся на мяч, двигаем тазом вперед-назад. Руки опускаем, слегка придерживаем мяч ладонями. Темп медленный.

1 -  вперед

2 - назад

3 - вправо

4 - влево

Упражнение № 7

И.п. – ложимся животом на мяч, ноги и руки на полу. «Переступая руками» шагаем вперед, перекат корпусом в положение «ноги на мяче»

  1. Релаксация лежа спиной на мячах.

Тема: 18. «Акробатические упражнения»

Цель: Сохранять и укреплять гибкость позвоночника и подвижность суставов.

  1. Разминка тела ОРУ.
  2. Акробатические упражнения

Упражнение  «Самолет»

И.п. – стоя на коленях, перед мячом.

1 -  ложимся животом на мяч

2 - делаем упор на ноги

3 - приподнимаем грудь

4 - руки в стороны

5 -  делаем покачивание руками

6 - возвращаемся в И.п.

Упражнение  «Корзинка»

И.п. – ложимся на живот.

Поочередно:  ноги вверх - руки вниз, руки вверх – ноги вниз.

Упражнение  «Стойка на плечах»

И.п. – лежа на спине, ноги вместе.

Руки расположены вдоль тела ладонями вниз. Плечи подать вниз от головы.

С выдохом сгибаем колени и бедра таким образом, чтобы привести бедра к животу. Задержаться в этом положении. С выдохом упираемся ладонями в пол и отталкиваясь от пола руками, поднимаем над полом таз. Согнутые колени перемещаем за голову. Далее кладем ладони на ягодицы и с помощью рук и поднимаем туловище. Выводим корпус в перпендикулярное положение по отношению к полу с помощью рук.

  1. Кинезиологическое упражнение № 7.

Тема: 19. «Фитбол – эстафеты командами»

Цель: Развивать ловкость, быстроту.

  1. Прыжки по прямой на мячах.
  2. Прокатывание мяча змейкой.
  3. Перекаты животом на мяче.
  4. Релаксация на мяче.

Март

Тема: 20. «Школа мяча»

Цель: Развивать ловкость, быстроту.

  1. Ведение мяча на месте.
  2. Ведение мяча в ходьбе.
  3. Прокатывание мяча змейкой между предметами.
  4. Игра «Лови, бросай, приседай».

Тема: 21. «Акробатические упражнения»

Цель: Сохранять гибкость позвоночника и подвижность суставов. Развивать ловкость, быстроту.

  1. Упражнения

Упражнение  «Мостик»

И.п. – стоя на коленях, перед мячом.

1 -  ложимся животом на мяч

2 - делаем упор на ноги

3 - приподнимаем грудь

4 - руки в стороны

5 -  делаем покачивание руками

6 - возвращаемся в И.п.

Упражнение  «Корзинка»

И.п. – ложимся на живот.

Поочередно:  ноги вверх - руки вниз, руки вверх – ноги вниз.

Упражнение  «Ласточка с колена»

И.п. – на коленях и локтях

Ноги поочередно поднимаются и вытягиваются назад параллельно полу. Вытягивается вперед не носок, а пятка. Спина ровная, шея вытянута вперед, голова на оной линии с туловищем, лицом вниз. Подняв ногу и максимально вытянув ее, сделать неторопливо три глубоких вдоха и выдоха, опустить в И.п. Повторить поднятие 3 раза. Перейти на другую ногу.

  1. Подвижная игра «Ловишка с ленточкой».

Тема: 22. «Фитбол. Релаксация на мячах»

Цель: Сохранять и укреплять гибкость позвоночника и подвижность суставов.

  1. Прыжки на мячах.
  2. Упражнение № 1                                               Упражнение № 2

И.п. – садимся на мяч, ноги врозь, руки опущены, придерживаем мяч ладонями. Совершаем легкое покачивание на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пол.

И.п. – садимся на мяч, руки ставим на пояс. «Покачаем головой -  неприятности долой!» Дышим глубоко. Расправляем плечи, глаза закрыты, опускаем голову вперед и медленно раскачиваем головой из стороны в сторону. Делаем кивки. «Покиваем головой, чтобы был в душе покой!» Делаем медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

Упражнение № 5

И.п. – стоя на коленях, перед мячом.

1 -  ложимся животом на мяч

2 - делаем упор на ноги

3 - приподнимаем грудь

4 - руки в стороны

5 -  делаем покачивание руками

6 - возвращаемся в И.п. Повторяем

Повторяем упражнение 3 раза.

Упражнение № 6

И.п. – садимся на мяч, двигаем тазом вперед-назад. Руки опускаем, слегка придерживаем мяч ладонями. Темп медленный.

1 -  вперед

2 - назад

3 - вправо

4 - влево

Упражнение № 8  

И.п. – сидя, руки в упоре сзади.

1 -  поднимаем мяч ногами -  И.п. Повторяем упражнение 4-5 раз.

  1. Релаксация на мячах.
  2. Подвижная игра на мячах «Пятнашки».

Тема: 23. «Спортивные задоринки». Совместная деятельность с родителями.

Цель: Доставить детям радость от совместной деятельности с родителями.

  1. Прокатывание мяча  между предметами.
  2. Спортивное упражнение «Паучок».
  3. Прыжки на мячах.
  4. Отбивание мяча в ходьбе.
  5. Забрасывание мяча в кольцо.
  6. Игра «Лови, бросай, приседай».

Апрель

Тема: 24. «Фитбол»

Цель: Развивать умение правильно расслабляться на мяче.

  1. Упражнение № 1                                                Упражнение № 2

И.п. – садимся на мяч, ноги врозь, руки опущены, придерживаем мяч ладонями. Совершаем легкое покачивание на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пол.

Упражнение № 8  

И.п. – сидя, руки в упоре сзади.

1 -  поднимаем мяч ногами -  И.п. Повторяем упражнение 4-5 раз.

И.п. – садимся на мяч, руки ставим на пояс. «Покачаем головой -  неприятности долой!» Дышим глубоко. Расправляем плечи, глаза закрыты, опускаем голову вперед и медленно раскачиваем головой из стороны в сторону. Делаем кивки. «Покиваем головой, чтобы был в душе покой!» Делаем медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

Упражнение № 3

И.п. – садимся на мяч, ноги вместе. Поднимаем правую руку, левую опускаем, одновременно выполняя легкие подпрыгивания на мяче. Ступни вместе, носки слегка разводим, руки внизу, придерживаем мяч ладонями, слегка подпрыгивая на нем, через стороны поднимаем правую руку, потягиваемся вверх, выпрямленную левую руку опускаем, затем опускаем правую и поднимаем левую руку, потягиваемся.

Упражнение № 5

И.п. – стоя на коленях, перед мячом.

1 -  ложимся животом на мяч

2 - делаем упор на ноги

3 - приподнимаем грудь

4 - руки в стороны

5 -  делаем покачивание руками

6 - возвращаемся в И.п. Повторяем

Повторяем упражнение 3 раза.

  1. Прыжки на мячах. Игра «Пятнашки».
  2. Релаксация на мяче.
  3. Подвижная игра «Лови, бросай, приседай».

Тема: 25. «Акробатические упражнения»

Цель: Сохранять и развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов. Развивать ловкость, быстроту.

  1. Разминка ОРУ на гибкость.

Упражнение  «Мостик»

И.п. – стоя на коленях, перед мячом.

1 -  ложимся животом на мяч

2 - делаем упор на ноги

3 - приподнимаем грудь

4 - руки в стороны

5 -  делаем покачивание руками

6 - возвращаемся в И.п.

Упражнение  «Качели»

И.п. – ложимся на живот.

Поочередно:  ноги вверх - руки вниз,

руки вверх – ноги вниз.

Упражнение  «Стойка на плечах»

И.п. – лежа на спине, ноги вместе.

Руки расположены вдоль тела ладонями вниз. Плечи подать вниз от головы.

С выдохом сгибаем колени и бедра таким образом, чтобы привести бедра к животу. Задержаться в этом положении. С выдохом упираемся ладонями в пол и отталкиваясь от пола руками, поднимаем над полом таз. Согнутые колени перемещаем за голову. Далее кладем ладони на ягодицы и с помощью рук и поднимаем туловище. Выводим корпус в перпендикулярное положение по отношению к полу с помощью рук.

  1. Подвижная игра «Хитрая лиса».

Тема: 26. «Школа мяча»

Цель: Развивать ловкость, быстроту.

  1. Попади в цель вертикальную
  2. Попади в цель горизонтальную
  3. Метание мяча вдаль.
  4. Подвижная игра «Лови, бросай, приседай».

Тема: 27. «Папа, мама, я – спортивная семья».Соревнование совместно с родителями.

Цель: Доставить детям радость от совместной деятельности с родителями.

Конспект прилагается.

Май

Тема: 28. «Фитбол. Кинезиологическая гимнастика»

Цель: Формировать красивую осанку. Развивать ловкость.

  1. Прыжки друг за другом.
  2. Упражнение № 1                                               Упражнение № 2

И.п. – садимся на мяч, ноги врозь, руки опущены, придерживаем мяч ладонями. Совершаем легкое покачивание на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пол.

И.п. – садимся на мяч, руки ставим на пояс. «Покачаем головой -  неприятности долой!» Дышим глубоко. Расправляем плечи, глаза закрыты, опускаем голову вперед и медленно раскачиваем головой из стороны в сторону. Делаем кивки. «Покиваем головой, чтобы был в душе покой!» Делаем медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

Упражнение № 6

И.п. – садимся на мяч, двигаем тазом вперед-назад. Руки опускаем, слегка придерживаем мяч ладонями. Темп медленный.

1 -  вперед

2 - назад

3 - вправо

4 - влево

Упражнение № 7

И.п. – ложимся животом на мяч, ноги и руки на полу. «Переступая руками» шагаем вперед, перекат корпусом в положение «ноги на мяче»

Упражнение № 9

И.п. – сидя на мяче, руки ставим сзади на мяч. 1-4: делаем четыре шага вперед, перекатываемся в положение лежа на спине, смотрим на ноги, руками придерживаем мяч; 5-8: четыре шага ногами, переходим в сед на мяч; 9-16: повторяем упражнение

  1. Упражнение «Гусеница»
  2. Кинезиологическая гимнастика

        Массаж ушных раковин. Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем. Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.

        Качание головой. Покачаем головой – неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

        Кивки. Покиваем головой, чтобы был в душе покой.

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

        Шея - подбородок. Опусти и головкой покрути.

 Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами.

        «Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

        «Ладошка». С силой на лошадку давим, сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.

        «Колечко». Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

        «Внимание». Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить. Раскрыть пальцем левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в конце ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой рукой.

        «Поворот». Ты головку поверни, за спиной что?  Посмотри. Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

Тема: 29. «Школа мяча»

Цель: Всестороннее развитие физических качеств: ловкости, быстроты, силы, резкости.

  1. Перебрасывание мяча парами через сетку (способ от груди).
  2. Забрасывание мяча в кольцо.
  3. Прокатывание мяча между предметами (командами).
  4. Подвижная игра «Ловишка с мячиком».

Тема: 30. «Акробатические упражнения»

Цель: Сохранять и развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов. Умение группироваться, владеть своим телом.

1. Упражнение  «Мостик»

И.п. – стоя на коленях, перед мячом.

1 -  ложимся животом на мяч

2 - делаем упор на ноги

3 - приподнимаем грудь

4 - руки в стороны

5 -  делаем покачивание руками

6 - возвращаемся в И.п.

Упражнение  «Корзинка»

И.п. – ложимся на живот.

Поочередно:  ноги вверх - руки вниз, руки вверх – ноги вниз.

Упражнение  «Ласточка с колена»

И.п. – на коленях и локтях

Ноги поочередно поднимаются и вытягиваются назад параллельно полу. Вытягивается вперед не носок, а пятка. Спина ровная, шея вытянута вперед, голова на оной линии с туловищем, лицом вниз. Подняв ногу и максимально вытянув ее, сделать неторопливо три глубоких вдоха и выдоха, опустить в И.п. Повторить поднятие 3 раза. Перейти на другую ногу.

Упражнение  «Березка»

И.п. – лежа на полу. Плечи, затылок и шея находятся на полу, остальное тело поднимаем в вертикальное положение.

2.Кувырки вперед, боком.

Тема: 31.  Итоговое занятие «Мы дружим со спортом».

Цель: Доставить детям радость от совместной деятельности с родителями.

Конспект прилагается.

 «Фитбол», «Школа мяча», «Акробатические упражнения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...