Любимая игра
консультация

Беляева Елена Владиславовна

Использование подвижных игр в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Подвижные игры в детском саду67 КБ

Предварительный просмотр:

"Любимая игра"

Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физической культуре г. Долгопрудный

10. 2016

Подготовила Беляева Е. В.

    В подвижных играх дети прилагают различные физические усилия , за счет чего развиваются и формируются двигательные умения и физические качества.

     В ходе игры развивается умственная деятельность ребёнка. Ведь игра требует решения новых задач. Ребёнок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры.

     В свою очередь существуют различные виды игр на занятиях по физической культуре (деление достаточно условное):

 - дидактические("найди своё место", "Найди обруч своего цвета", "Общее - частое");

 - подвижные, наиболее любимы детьми (нередко это народные игры);

 - эстафеты;

 - игры с элементами спортивных игр;

 - игры малой подвижности.

     Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

     Дошкольный ребёнок  - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что "обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры"

  1. Подвижные игры с использованием разных видов движений :
  1. Подвижная игра «Повар и котята» (различные виды ходьбы, бега).
  2. Подвижная игра «Колдунчики» (подлезание, бег)
  3. Подвижная игра «Докторские салки» (равновесие, бег)
  4. Подвижная русская народная игра «Воевода» (прокатывание, бросание/ловля)
  5. Подвижная игра «Река – ров» (прыжки, ориентировка в пространстве).

Методика проведения подвижных игр в ДОУ.

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.

Подбор игр.

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, как правило, для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. Как известно, легче подчиниться правилам, скрытым внутри роли, поэтому в младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила (начинать и завершать действие по сигналу, выполнять движение по правилам: не задевать, не наталкиваться и т.д.), одна-две роли ("Солнышко и дождик" - одна роль, "Кот и мыши" - две роли и т.д.). В младших группах можно применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: "Кто тихо пробежит" (дети по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сидит воспитатель с закрытыми глазами; если он услышит тяжелый бег, то открывает глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры), "Кто легко спрыгнет", "Кто подлезет и не заденет" и т.д.

В средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназванными движениями, но и с бросанием ("Мяч через сетку", "Лови, бросай, упасть не давай" и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать дстаточно широко. В играх соревновательного характера даются задания на быстроту выполнения движения ("Кто быстрее добежит до флажка", "Кто самый ловкий" и т.д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами соревнования, построенные на беге или подлезании ("Самолеты", "Цветные автомобили" и др.). В средней группе можно также использовать народные подвижные игры, включающие простые основные движения.

В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов.

Знакомство с новой игрой.

Детей младшего дошкольного возраста целесообразнее знакомить с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры, игровых операций, знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнению.

Например, знакомя детей с игрой "Солнышко и дождик", воспитатель говорит: "Солнышко. Пойдем погуляем на улицу. Попробуйте догнать меня! А теперь потянули руки к солнышку, вверх. Туча налетела. Дождь! Побежали все домой". При повторном проведении игры взрослый отчетливо произносит сигнал "Солнышко", разнообразит действия детей между сигналами, а после слова "Дождь" постепенно исключает подсказывающие указания.

Дети 4-6 лет способны понять и запомнить содержание и правила игры через их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Для уточнения сигналов, по которым играющим предстоит действовать, сразу же после рассказа о содержании игры следует задать несколько вопросов. Например, в игре "Цветные автомобили": "Когда можно выезжать из гаража? А по какому слову возвращаться в гараж? Помните: если автомобили столкнутся, то их нужно направлять в мастерскую для ремонта. Ехать дальше нельзя". Если игра включает произнесение текста, особенно в виде диалога, его лучше разучить заранее; четверостишие запоминается быстро при совместном проговаривании во время игры.

При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.

Создание условий для игры. В младших группах пособия, используемые в игре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на нее - начинается игра ("Воробушки и кот") или натягивают веревку, детей располагают около нее ("Наседка и цыплята"). При проведении игры с детьми среднего и старшего возраста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т.д. В дальнейшем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности.

Распределение ролей. Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача - не попасться водящему. Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет он сам.

В младшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.

В средней группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего поручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водящего, можно прибегнуть к выбору считалки. Как правило, детям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.

В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей: "Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?". И т.д.

Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель берет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым значительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.

Руководство в ходе игры. В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.

Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.

Подведение итогов.

Воспитатель или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двигательной задачи.

Проведение игр соревновательного характера.

Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр соревновательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием к коллективному соревнованию.

В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо одному из них присуждается победа, либо - при одинаковом результате - обоим ("Кто быстрее добежит до флажка", "Подбрось, поймай, не дай упасть на диван" и т.д.).

Затем можно переходить к командным играм, в которых победа команды определяется суммой очков, полученных ее членами. Игра рассчитана на то, что каждый ребенок может внести вклад в победу, равный вкладу другого ребенка; достаточно только выполнить установленное задание. Такой тип игр строится на выполнении всеми детьми по очереди одного основного движения в одинаковых условиях; при этом каждый ребенок действует изолированно. В этих играх отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они наглядно оформлены.

Такие игры можно строить на выполнении разных движений. Если ребенку не удаются метание, прыжки, он может успешно действовать в играх на сохранение равновесия, с подлезанием и т.д. Таким образом будут созданы условия для того, чтобы каждый в той или иной игре вкусил радость победы. Разделить детей на команды может сам педагог; при этом он стремится создать примерно равные по уровню физической подготовленности команды. Можно привлечь к их составлению капитанов, которые назначаются или выбираются и по очереди отбирают себе играющих (выбирает одного ребенка первый капитан, а затем таким же правом пользуется другой и т.д.).

Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, "вырвать" победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков.

В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения ("Перемени предмет", "Взятие крепости", "Чья команда больше выбьет фигур" и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.

Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т.д.).

Подвижные игры с использованием разных видов движений 

Подвижная игра «Повар и котята» (различные виды ходьбы, бега).

Подвижная игра «Колдунчики» (подлезание, бег)

Подвижная игра «Докторские салки» (равновесие, бег)

Подвижная русская народная игра «Воевода» (прокатывание, бросание/ловля)

Подвижная игра «Река – ров» (прыжки, ориентировка в пространстве).

Название игры: 

«Повар и котята».

Цель, задачи игры: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

Место проведения: Спортивный зал или спортивная площадка.

Подготовка: Большой обруч или шнур, предметы по количеству играющих.

Описание игры: По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает внутри обруча, шнура – «кухни». Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не дает схватить сосиски.

С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.

Правила: Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Варианты: Поваров может быть больше, тогда количество предметов увеличивается.

Название игры:

 «Колдунчики».

Цель, задачи игры: упражнять детей в подлезании, беге, не наталкиваясь друг на друга, воспитывать умение увертываться, смелости, взаимовыручке, развитие оперативности мышления, находчивости.

Место проведения: Спортивный зал.

Подготовка: Освободить полностью зал от инвентаря.

Описание игры: По считалке выбирается один или несколько детей, которые играют роль «колдунчиков». Дети бегают врассыпную по залу. Те, до кого дотронется колдунчик, должны стоять неподвижно, расставив ноги. Они считаются расколдованными и могут снова бегать, если кто- нибудь из пробегающих детей проползет у них между ног.

Правила: Напомнить детям правила техники безопасности во время бега и подлезания. Нельзя передвигаться по залу и звать на помощь «заколдованным» детям. Колдунчики не могут салить в тот момент, когда ребенок выручает осаленного. Последний или последние становятся колдунчиками. Игра длится не более 45 сек. , необходимо перед повтором сделать паузу ( дых.упр-ние).

Варианты: Можно менять способы «расколдовывания», но в этом случае меняются задачи игры

Название игры: 

«Докторские салки».

Цель, задачи игры: упражнять детей в сохранении равновесия, беге с увертыванием, развитие находчивости, воспитание умения вступать во взаимоотношения с другими играющими, учитывать их поведение.

Место проведения: Спортивная площадка.

Подготовка: Две повязки на руку: для «доктора» – белая с красным крестом, для микроба – любого яркого цвета.

Описание игры: По считалке выбираются двое ведущих – «доктор» и «микроб». Дети бегают врассыпную, те, кого коснется «микроб», замирают на месте в заранее обговоренной позе на одной ноге (нога назад, в сторону, согнуть в колене и т.д.). «Доктор» подбегает и гладит по плечу «больного», и тот снова возвращается в игру. Игра продолжается 30-40 сек. Если микробов несколько время может быть увеличено до минуты.

Правила: Напомнить детям правила техники безопасности во время бега. Игра продолжается 30-40 сек. Если микробов несколько время может быть увеличено до минуты.

Запрещается салить «доктора». Нельзя прятаться за осаленного игрока. «Доктор» вступает в игру после того, как появляются два осаленных игрока. Не разрешается звать на помощь доктора.

Варианты: Дети сами придумывают позу. Запрещенная поза - «пистолетик» или «микробы» говорят как стоять.

Название игры:

 Русская народная игра «Воевода».

Цель, задачи игры: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.

Место проведения: спортивный зал

Подготовка: атрибут: мяч

Описание игры: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

-Катится яблоко в круг хоровода,

-Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

-Я сегодня воевода.
-Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

 - Раз, два, не воронь

 - И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

Правила: Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

Варианты: Мяч можно заменить на набивной. Мяч может быть разного размера, его можно перебрасывать на каждое слово.

     Есть много игр, которые известны большинству педагогов. Но есть у каждого педагога свои игры - "Изюминки", которыми я и предлагаю сегодня поделиться с коллегами на нашем семинаре - практикуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Любимые игры и игрушки девочек и мальчиков дома и в детском саду»

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.Возрастная группа: старший дошкольный возраст.Вид проекта: творческий.Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к иг...

анкетирование. "Любимая игра моего ребёнка"

анкетирование для родителей....

ЭССЕ на тему «Моя любимая игра».

Дети в любом возрасте любят играть в игры. Ведь они являются прекрасными помощниками в развитии ребёнка. В игровой форме легче и эффективнее донести информацию, научить концентрировать внимание. Все д...

Проект "Любимые игры и игрушки девочек и мальчиков дома и в детском саду"

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в к...

Презентация "Любимая игра".

Интересные загадки о футболе....

Педагогическое эссе. Тема: «Моя любимая игра!» Подготовила воспитатель МБДОУ № 33, г. Армавира Ивсина Т.З.

Педагогическое эссе. Тема: «Моя любимая игра!» Подготовила воспитатель МБДОУ № 33, г. Армавира Ивсина Т.З....

Проект «Любимые игры и игрушки девочек и мальчиков дома и в детском саду»

Проект«Любимые игры и игрушкидевочек и мальчиковдома и в детском саду»...