Комплексный подход в воспитании здорового ребенка
методическая разработка

Кушлак Наталья Сергеевна

Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья –  в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье». Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnaya_rabota.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация оздоровительно-профилактических мероприятий в детском саду Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».

 Пояснительная записка  

 Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются  тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д. Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.     

 Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья –  в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье». Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.

Это:

·        профессионализм педагогических кадров;

·        соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

 ·        организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

 ·        мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;

·        целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.    

1. Анализ оздоровительного процесса в ДОУ   Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одно из направлений деятельности нашего детского сада. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет  и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий. Учитывая необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:    

 Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через:

 ·        создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;

·        мотивацию родителей на совместную оздоровительно -профилактическую работу;

·        преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;

·        разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления.      

 Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, самомассаж и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников. Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.      Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.      Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса. В Государственном бюджетном образовательном учреждении детский сад № 14 создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Оздоровительный процесс включает в себя:

·        профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);

 ·        общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла травяными растворами, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др.);

 ·        физиотерапию (ТУФО, электрофорез, ультратон, массаж); ·        аромафитоингаляции (ароматизация помещения натуральными эфирными  маслами: адаптогенными и успокоительными);

 ·        фитотерапию (фиточаи успокоительные, витаминные); ·        организацию рационального питания (четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных  продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд).

·        десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;

·        санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:

 -         рациональный режим жизни;

 -         двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);

 -         комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны, солевые дорожки, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором, рассасывание замороженной ягоды);

-         работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни;

-         использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры,  ритмопластика и мн. др.);

-         режимы проветривания и кварцевания. Данная организация деятельности осуществляется специалистами:

 ·        врачом-педиатром;

·        старшей медицинской сестрой;

 ·        медсестрой по массажу;

·        педагогом-психологом;

·        воспитателем по физической культуре.

  2. Физкультурно – оздоровительная работа  

 Физкультурно-оздоровительная работв в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности.

В ее организации выделены три блока:

1 блок.

Специально организованное обучение, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).

2 блок.

 Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми.

3 блок.

 Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.      С этой целью оборудованы функциональные помещения с необходимым оборудованием и атрибутикой. Помимо этого используются особые условия дошкольного учреждения. На территории детского сада оборудована «Спортивная тропа», в каждом корпусе обустроены игровые для проведения корригирующей гимнастики, игровых часов, подвижных игр и соревнований.      Рационально организованную деятельность по физическому воспитанию позволяет получать положительную динамику физической подготовленности детей (положительную динамику физической подготовленности детей можно проследить на примере подготовительной группы).        

 3. Коррекционно-развивающая работа  

Коррекционная работа для детей с нарушением зрения ведется на основании специальной программы для образовательных учреждений IV вида, под редакцией Л.И. Плаксиной.            

 Работа с детьми ведется по специальным направлениям:

·        развитие зрительного восприятия;

 ·        создание осязания и мелкой моторики;

·        социально-бытовая ориентировка;

·        развитие связной речи. Коррекционная работа с детьми проводится в соответствии с перспективно-методическим планом на основе обследования детей по индивидуальной карте развития ребенка. Занятия проводятся подгруппами по 4-6 человек и индивидуально.    

4. Материально – технические условия          

Медицинский блок, предназначенный для проведения лечебно - оздоровительной и профилактической работы с детьми включает в себя следующие помещения:

 ·        медицинский кабинет;

 ·        процедурный кабинет;

·        лечебный кабинет;

·        массажный кабинет.

 В детском саду имеется следующее медицинское оборудование:

 ·        бактерицидные лампы;

·        аромалампы;

 ·        ионизаторы воздуха;

·        ингалятор «Небулайзер».          

Организация предметно-развивающей среды  в групповых помещениях  осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.         В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы уголки уединения. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.         В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.         Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционируют  два зала: физкультурный зал, оснащенный необходимым спортивным оборудованием и музыкальный зал. Дополнительно оборудованы три игровые комнаты.                         Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей.          

 В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На спортивной площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.  

 5. Кадровое обеспечение      

 В штатное расписание дошкольного образовательного учреждения включены следующие единицы, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы развития и воспитания ребенка в детском саду «От рождения до школы»      врач-педиатр;      старшая медицинская сестра;      медицинская сестра по массажу;      старший воспитатель;      педагог-психолог;      социальный педагог;      учитель-дефектолог;      воспитатель по физической культуре                педагоги – 18 человек      музыкальный руководитель;      воспитатели – 10 ед.            

 Современные оздоравливающие и здоровьесберегающие технологии, используемые в своей работе педагогами ГБОУ детский сад № 14  

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1. Ритмопластика. Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель

2. Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Воспитатели

3. Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр Воспитатели, воспитатель по физической культуре

4. Релаксация. В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы Воспитатели, воспитатель по физической культуре, психолог

5. Игровой час во вторую половину дня.  Для всех возрастных групп, в игровых зонах.   Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Все педагоги ДОУ

6. Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Воспитатели, учитель-дефектолог

 7. Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Все педагоги

8. Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.   Все педагоги

9. Гимнастика бодрящая .Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна:

 упражнения на кроватках, обширное умывание;

 ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Воспитатели

10. Гимнастика корригирующая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Воспитатели, воспитатель по физической культуре

11. Гимнастика ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы   Воспитатели, воспитатель по физической культуре

 2. Технологии обучения здоровому образу жизни

12. Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Воспитатели, воспитатель по физической культуре

13. Игротреннинги и игротерапия. В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Воспитатели, педагог-психолог

14. Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Воспитатели, педагог-психолог

15. Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Воспитатели, воспитатель по физической культуре

16. Самомассаж.   В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Воспитатели, ст. медсестра, воспитатель по физической культуре

17. Точечный самомассаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал Воспитатели, ст. медсестра, воспитатель по физической культуре

 3. Коррекционные технологии

18. Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Все педагоги

19. Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей Воспитатели

20. Технологии воздействия цветом (авторская программа по арттерапии) Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Воспитатели, педагог-психолог

21. Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Воспитатели, педагог-психолог

 22. Фонетическая ритмика 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений. Воспитатели, воспитатель по физической культуре, учитель-дефектолог.        

 План мероприятий, направленных на улучшение здоровья воспитанников ГББОУ детский сад № 14    

 Мероприятия.

Срок .Ответственный.

1. Строгий контроль над выполнением санитарно-противоэпидемического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий. Постоянно, ежедневно Врач-педиатр, ст. медсестра

 2. Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд. Постоянно, ежедневно ст.медсестра Заведующая ДОУ

4 Строгий контроль над выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий. Во время инфекционных заболеваний. Заведующая  Врач-педиатр ст.медсестра

5 Качественное проведение сезонной неспецифической иммунокоррегирующей профилактики гриппа и ОРЗ по соответствующим схемам с использованием адаптогенов растительного происхождения, витаминов. С октября по февраль Врач-педиатр, ст. медсестра

 6 Проведение профилактики с использованием оксолиновой мази. В период эпидемии гриппа, ОРЗ Врач-педиатр, ст. медсестра

7 Выделить детей с группами риска (по бронхо-лёгочной патологии, ЛОР патологии, с дефицитом и избытком массы тела, ЧБД), проводить их динамическое наблюдение с выполнением индивидуального плана оздоровительных мероприятий и оценкой динамики процессов улучшения. Постоянно Врач-педиатр, ст. медсестра

 8 Продолжить выделять группу ЧБД с составлением индивидуальных планов наблюдения для этих детей и оценкой эффективности оздоровления. Постоянно Врач-педиатр, ст. медсестра

 9. Осуществлять преемственность между детской поликлиникой и ДОУ в реабилитации детей из групп риска, из группы ЧБД, с хронической патологией, с отклонениями в состоянии здоровья, после острых заболеваний (острая пневмония, кишечная инфекция, ангина).     Постоянно     Врач-педиатр, ст. медсестра

10. Информировать педагогический коллектив о состоянии здоровья каждого ребёнка с выдачей индивидуальных рекомендаций по коррекции отклонений в состоянии здоровья на медико-педагогических совещаниях. 1 раз в 3 месяца. Врач-педиатр, ст. медсестра

11. Продолжать работу по повышению медицинской грамотности воспитателей, родителей. Активно воздействовать на образ жизни ребёнка путём целенаправленного санитарного просвещения родителей. Постоянно. Врач-педиатр, ст. медсестра Заведующая          

 Комплексный план оздоровительных и профилактических мероприятий на основе интеграции деятельности специалистов    

Цель: Осуществление охраны  и укрепления здоровья детей, создание оздоровительного микросоциума в ДОУ.

 Задачи: - использование оздоровительных методик, апробированных в ходе инновации, систематическое и качественное их обновление; - сочетание психолого-педагогических подходов с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями; - разработка методов и средств повышения адаптивности организма с хроническими или приобретенными патологическими формами.   Профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия.   Проведение специальных закаливающих процедур  

 Цель: Профессионально и качественно организовывать проведение закаливающих мероприятий,  использовать закаливающие методики, апробированные в ходе эксперимента, систематическое и качественное их обновление.  

  Содержание работы Сроки Ответственные

1.   1) Воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий во всех группах.  

 1)     Контрастное обливание ног в ср., ст., и подг. группах;  

 2)     Полоскание полости рта 1% солевым раствором или настоем трав во всех группах;  

3)     Топтание в тазиках с водой и галькой контрастной температуры во 2-й мл.   Ежедневно       Руководитель физического воспитания, воспитатели Воспитатели, младшие воспитатели Воспитатели Младшие воспитатели Воспитатели, младшие воспитатели

2.   Сон при температуре воздуха в спальне 14-16 градусов, включение аромалампы 1 раз в месяц     Ежедневно   Врач-педиатр, воспитатели

 3. Проведение корригирующей гимнастики, лежа в постели после сна для дыхательной и пищеварительной системы.     Ежедневно Воспитатели

4. Проведение точечного массажа по методу Уманской (подготовительная группа)   Ежедневно Воспитатели

 5. Проведение  обучения методам  дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой.   Сентябрь Ноябрь, Январь, апрель Медперсонал

6. Проведение дыхательной гимнастики с целью повышения сопротивляемости организма и нормализации дыхания.     Ежедневно Воспитатели, младшие воспитатели

 7. Босохождение. Хождение босиком по покрытому и непокрытому полу.   Ежедневно Воспитатели, младшие воспитатели

8. Ходьба по доске с ребристой поверхностью и дорожкам нестандартного типа с целью закаливания и профилактики плоскостопия во всех группах.   Ежедневно Воспитатели, младшие воспитатели

9. Игры с водой с целью закаливания во 2-й мл. и средней группах.   2 раза в неделю Воспитатели

10. Закаливание горла (рассасывание двух замороженных ягод клюквы) Ежедневно перед прогулкой декабрь-апрель Физиомедсестра воспитатели

11. Воздушные ванны при смене одежды перед прогулкой, перед сном, перед физкультурным занятием.   Ежедневно Воспитатели, младшие воспитатели   Физиотерапевтические мероприятия          

  Цель: использование эффективных методов и средств лечения, оздоровления,  повышения адаптивности организма с хроническими или приобретенными патологическими формами заболевания.  

 1. 1)     Ингаляция отваром трав – 2 курса;

2)     Галотерапия Весна-осень, по назначению врача Врач, физио м/с 2. Проведение общеукрепляющей терапии, настойка женьшеня и экстрат элеутерракок.   Весна, осень Физио м/с, врач  

 3. Лечебное полоскание горла: - фурацилином; - противовоспалительными травами (шалфей, эвкалипт, ромашка) Ноябрь-апрель Медработник, воспитатели    

4. Оздоровительный сон – ароматизация спален травами (душица, пустырник) Ноябрь-апрель Медработник

 5. Общеукрепляющие чесночно-луковые ингаляции Ноябрь-май Старшая медицинская сестра  

Профилактические мероприятия  

 Цель: использование комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, выделение основных факторов риска, снижение уровня функциональной напряженности детского организма.  

 1. Реабилитация детей после острых пневмоний и бронхитов.   По показаниям Врач, м/с

2. Интерферренпрофилактика часто болеющих  детей   По показаниям Врач 3. Самомассаж,  массаж специалистом по массажу 3-4 раза в день Воспитатели групп, медсестра -массажист

4. Лабораторное обследование часто болеющих детей (общий анализ крови, мочи, кал на я/гл.) В течении года 2 раза в год Физио. м/с, врач- педиатр

 5. Осмотр всех детей узкими специалистами (отоларинголог, невропатолог, ортопед, окулист) для раннего выявления заболеваний.   1 раз год детей с 3–х лет Врач-педиатр  

6. Полоскание полости рта охлажденной кипяченой водой после приема пищи Постоянно Воспитатели, мл. воспитатели

7. Чистка зубов зубной пастой детей средней, старших и подготовительной групп Ежедневно после обеда Воспитатели, мл. воспитатели, медработник 8. Массирование десен зубной щеткой детей 11 младшей группы Ежедневно после обеда Воспитатели, мл. воспитатели, медработник  

Организация питания.        

 Цель: обеспечение полноценным рациональным питанием, что предполагает обеспечение организма содержанием белков, углеводов, жиров, соответственно каждой возрастной группе, полноценным поступлением с пищей витаминов и минеральных веществ, что способствует повышению защитных сил организма, направленных против инфекции и интоксикации, нормализации обмена веществ.  

 1. Фрукты ли фруктовый сок ежедневно, преобладание овощных блюд в рационе дня.   Весна, осень Старшая медсестра повара

2. Использовать в рационе питания детей кисломолочную продукцию.   Согласно меню и карт раскладок Старшая медсестра повара

3. Использовать в питании  детей подверженных аллергии, гипоаллергенную диету (исключить из питания салаты из чистой свеклы, красные яблоки, шоколад, ограничить цитрусовые). Индивидуально Врач-педиатр, воспитатели групп

4. Ввести в рацион  овощные салаты,  овощи, чесночно-луковые закуски.   Ноябрь-апрель Старшая медсестра повара

 5. Витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой.     Ноябрь-апрель   Старшая медсестра    

 Физкультурно-оздоровительные мероприятия.  

 Цель:  организация оптимального рационального двигательного режима,  регламентированной по интенсивности физической нагрузки, которая полностью удовлетворяет потребность детей в движениях, соответствует функциональным возможностям растущего организма и способствует укреплению здоровья детей.  

 1. Физкультурные занятия по развитию двигательной активности дошкольников (в помещении и на воздухе) с использованием в конце занятия кратких валеологических бесед («О мышцах», «О значимости сердца в организме» и т.д.) Ежедневно Воспитатели, руководитель физического воспитания

2. Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением Ежедневно Воспитатели, руководитель физического воспитания, музыкальный  руководитель

3. Индивидуальные физические упражнения и подвижные игры. Ежедневно на прогулке и в свободное время Воспитатели, руководитель физического воспитания

4. Интегрированные оздоровительные занятия 1 раз в месяц Воспитатели, руководитель физического воспитания, музыкальный  руководитель

5. Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности: - гимнастика для глаз; - пальчиковая гимнастика; - дыхательная гимнастика; - массаж мячами для укрепления мелкой мускулатуры пальцев; - физкультминутки Ежедневно Воспитатели, руководитель физического воспитания, музыкальный  руководитель, учителя-логопеды

6. Оздоровительный бег Ежедневно на прогулке и после сна Медработник, воспитатели

7. Физкультурные досуги с участием родителей 1 раз в месяц Воспитатели, руководитель физического воспитания, музыкальный  руководитель

8. Праздники здоровья 1 раз в месяц Воспитатели, руководитель физического воспитания, музыкальный  руководитель.

9. Спортивные праздники 2 раза в год Воспитатели, руководитель физического воспитания, музыкальный  руководитель

10. Туристические походы 1 раз в год Воспитатели, родители, руководитель физического воспитания

11. Дыхательные упражнения

Во время занятий руководитель физического воспитания медработник

12. Плавание в «сухом» бассейне

По плану руководитель физического воспитания воспитатели, медработник

13. Динамические упражнения

По плану руководитель физического воспитания воспитатели, медработник 14. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

Во время занятий руководитель физического воспитания логопед

15. Корригирующая гимнастика По плану руководитель физического воспитания воспитатели, медработник  

 Коррекционные  и музыкально-оздоровительные мероприятия.

Цель: сочетание психолого-педагогических подходов с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями;   1. Проведение фронтальных и индивидуально-групповых коррекционных занятий.   По плану Учителя-логопеды 2. Использование приемов релаксации: - минутки тишины; - музыкальные паузы; - мелодекламация   3-4 раза вдень Воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель 3. Психогимнастика в сочетании с само массажем. Ежедневно Воспитатели, учителя-логопеды 4. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика Во время занятий Воспитатели, учителя-логопеды 5. Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики. Во время занятий Воспитатели, учителя-логопеды 6. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления Во время занятий Воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель. 7. Дыхательная гимнастика Ежедневно Воспитатели, учителя-логопеды, руководитель физического воспитания 8. Интегрированные оздоровительные занятия По плану Воспитатели, учителя-логопеды, руководитель физического воспитания 9. Музыкальные народные игры с арттерапевтическим эффектом: -       - игры и упражнения по развитию коммуни  ун ка  кативных связей и коррекции нежелательных   ер  черт характера;        - игры и упражнения по телесной терапии. По плану Воспитатели, учителя-логопеды, руководитель физического воспитания 10. Музыкальные занятия с акцентом на эмоционально-психологическую коррекцию   По плану Воспитатели, музыкальный руководитель 11. Бодрящая и корригирующая гимнастика с музыкальным сопровождением Ежедневно после сна Воспитатели, музыкальный руководитель, медработник 12. Занятия с использованием методов музыкотерапии: ·        вокалотерапии – разучивание и исполнение народных песен; ·        драматерапии - инсценировки и драматизации, изучение и проведение народных календарных праздников и обрядов; ·        кинезотерапии – хореография, танец; ·        инструментальную терапию – игра на музыкальных инструментах.   По плану Воспитатели, музыкальный  руководитель, медработник   13. Музыкальные утренники и развлечения 1 раз в месяц Воспитатели, музыкальный руководитель   Санитарно- просветительская работа (с детьми, сотрудниками, родителями)     Санитарно-просветительская работа с детьми.   Цель: формирование у воспитанников представлений о роли здоровья в жизни человека, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления своего здоровья.   1. Беседы с детьми о здоровье и здоровом образе жизни. Ежедневно Основные специалисты 2. Интегрированные оздоровительные занятия. По плану Основные специалисты 3. Работа по подпрограмме «Ребенок в безопасной среде» - занятия, практикумы, игры. По плану Основные специалисты 4. Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для детей. Постоянно Основные специалисты   Санитарно-просветительская работа с сотрудниками.   Цель: повышение компетентности сотрудников ДОУ в плане оздоровительной деятельности. 1. Усилить санпросветработу среди воспитателей по дошкольному физическому воспитанию детей; режиму дня, правильному рациональному питанию, закаливанию, оздоровлению.   В течение года Врач-педиатр 2. Проведение  очередных инструктажей с воспитателями и педагогами на тему: « Проведение закаливающих и оздоровительных мероприятий в условиях детского сада» Ноябрь-декабрь Страшая медсестра, заместитель заведующей 3. Рассмотрение вопросов возрастной физиологии и психологии 1 раз в кв-л   В  Воспитатели М медработники К основные специалисты 4. Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для работников д/с.   Постоянно Заместитель заведующей, основные специалисты 5. Провести консультации для всех  специалистов: «Выполнение режима дня и индивидуальный подход к детям – залог успешной работы по снижению заболеваемости». В течении года Медперсонал, заместитель заведующей 6. Педагогический совет, посвященный вопросам оздоровления 1 раз в год Заместитель заведующей, Основные специалисты   Санитарно-просветительская работа с родителями.   Цель: реализация эффективных форм работы с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья детей. 1. Родительские собрания, рассматривающие вопросы формирования здоровья. По плану Основные специалисты 2. Консультации, практикумы для родителей, знакомящие с новыми методами оздоровления. По плану Основные специалисты 3. Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для родителей. Постоянно Основные специалисты   Медико-педагогический контроль               Цель: отслеживание и координация работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. 1. Усилить контроль за организацией рационального питания соответственно возрасту и здоровью детей.   Ежедневно Медперсонал, заведующая, старший воспитатель 2. Усилить контроль за проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий.   2 раза в месяц Медперсонал, старший воспитатель 3. Контроль за соблюдением режима дня в группах.   Ежедневно Заместитель заведующей, медперсонал 4. Контроль за двигательной активностью во время прогулок на свежем воздухе в осенне-зимний сезон.   Ежедневно старший воспитатель, медперсонал 5. Контроль за проведением закаливающих процедур.   Ежедневно старший воспитатель, медперсонал 6. Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.   Ежедневно Заместитель заведующей, медперсонал .             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к укреплению здоровья и физическому развитию дошкольников

В консультации представлена система работы детского сада по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников и их физическому развитию....

«Комплексный подход в формировании здорового образа жизни детей и их родителей.»

В данном опыте работы раскрыт комплексный подход к формированию ЗОЖ детей и их родителей.  Фундамент здоровья закладывается в дошкольном возрасте. Из года в год  проблема приобще...

Статья "Комплексный подход в формировании здорового образа жизни"

Статья опубликована в сборнике Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2016 г....

Презентация на тему: "Воспитание здорового ребенка (семейная физкультура). Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей."

Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее вре...

«Здоровый образ жизни в семье – залог успешного воспитания здорового ребенка»

В статье можно познакомиться с тем, как правильно формировать в семье здоровый образ жизни ребенка. Предоставлены основные компоненты здоровья, которые позволяют детям оставаться в семье здоровыми и ж...

Реализация комплексного подхода воспитания здорового ребенка в условиях дошкольного образования

Формирование основ здорового образа жизни является одной из важнейших задач дошкольного образования. Необходимость формирования основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте обусловлена социально...