Статья "Комплексный подход в формировании здорового образа жизни"
статья на тему

Воложанина Светлана Владимировна

Статья опубликована в сборнике Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_volozhanina_s.v.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

С.В. Воложанина

S.V. Volozhanina

Филиал МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад № 440

The kindergarten combined type «Hope» kindergarten № 440

dou-440@mail.ru

Комплексный подход в формировании здорового образа жизни

A comprehensive approach to creating a healthy lifestyle

Аннотация. Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, он является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Поэтому так важно на этом этапе сформировать для детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Abstract. Preschool age is particularly important and crucial period it is crucial in laying the foundations of physical and mental health. Therefore, it is important at this stage to form children's knowledge base and practical skills of healthy lifestyle, conscious of the need for systematic physical culture and sports.

Ключевые слова: дошкольное учреждение, здоровый образ жизни, валеологическая культура, традиции, сохранение и укрепление здоровья.

Keywords: preschool, healthy way of life, valeological culture, traditions, preservation and promotion of health.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это связано с угрожающим снижением уровня здоровья детей и крайне неудовлетворительной разработанностью системы его формирования и сохранения. Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечеловеческой, глобальной, планетарной.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период,  он является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. У дошкольника высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов:

- интенсификация образовательного процесса;

- стрессовая педагогическая тактика;

- нерациональная организация учебной деятельности;

- несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям;

- недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья;

- отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

- недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.

Поэтому так важно на этом этапе сформировать для детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно, сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, так как от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение, и в первую очередь детский сад, должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура - социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности. Основная роль в организации работы по сохранению и укреплению здоровья отводится воспитателю дошкольного учреждения. Воспитатель должен обладать важными профессиональными качествами, знаниями основ здоровья, здорового образа жизни, владеть здоровьесберегающими технологиями, позволяющими генерировать педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты.

Неотъемлемой частью любой культуры являются традиции сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив, социальную общность правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Создание традиций - это долговременный процесс, требующий порою смены не одного поколения. Ведь важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Недостаточно знать и понимать, важно жить этим. Создание традиций ЗОЖ – это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера.  Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: «трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным». Исходя из этого занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть: систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада). Чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания

Основная цель валеологической работы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Система работы должна быть построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираться на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексный подход в формировании здорового образа жизни детей и их родителей.»

В данном опыте работы раскрыт комплексный подход к формированию ЗОЖ детей и их родителей.  Фундамент здоровья закладывается в дошкольном возрасте. Из года в год  проблема приобще...

Единство подходов к формированию здорового образа жизни в семье и детском саду.

Представлен опыт работы за год с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни как актуального вопроса в данный исторический период....

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Современные подходы к формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Рассмотрела современные подходы к формированию здорового образа жизни...

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ – ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современных условиях важно обеспечить формирование положительного отношения детей к здоровому образу жизни, воспитывать потребность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Использование и...