КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ – ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

В современных условиях важно обеспечить формирование положительного отношения детей к здоровому образу жизни, воспитывать потребность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Использование инновационной кейс-технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет не только формировать необходимые культурно-гигиенические умения и навыки, но и развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_dlya_formirovaniya_zozh.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

«КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ – ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Аннотация. В современных условиях важно обеспечить формирование положительного отношения детей к здоровому образу жизни, воспитывать потребность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Использование инновационной кейс-технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет не только формировать необходимые культурно-гигиенические умения и навыки, но и развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение.

Ключевые слова: образовательная деятельность, инновационные формы, кейс-технология, проблемная ситуация, практическая деятельность, здоровый образ жизни, познавательный интерес.

Развитие дошкольного образования требует поиска, разработки и внедрения инновационных форм, методов и технологий, содействующих переходу учебного процесса на более эффективный качественный уровень. В своей деятельности педагог должен придерживаться не только старых и проверенных методов, но и быть готовым к расширению пространства педагогического творчества, к активному использованию на практике инноваций развивающего характера, своего личного опыта и знаний.

Одним из инновационных методов, позволяющих формировать у воспитанников активные умения, навыки и познавательный интерес, являются кейс-технологии – интерактивные технологии для краткосрочного обучения на основе рассмотрения и анализа реальных или вымышленных ситуаций, направленные на формирование представлений, новых качеств и практических умений. Кейс-технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра, позволяющая взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, формировать умение работать с информацией. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно. Использовать данный метод можно на различных этапах образовательного процесса: на стадии изучения нового материала, для закрепления пройденного, для практического применения полученных знаний, на стадии обобщения.

 В работе с кейс-методом воспитателям дошкольных учреждений необходимо опираться на совокупность следующих принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных интересов и потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый ребенок будет использовать собственные возможности, дополнять и улучшать коллективное суждение.

2. Вариативность – предполагает в ходе поиска решения проблемы использовать различный материал и способы его обработки, что дает свободу выбора.

3. Прагматизм –проблема, представленная в кейсе, имеет пониженный уровень сложности по сравнению с реальной ситуацией, что позволяет использовать уже имеющиеся знания и представления для формирования на практике необходимых умений и навыков.

Применение кейс-метода способствует улучшению качества образовательного процесса в целом и формированию основ здорового образа жизни в частности. Именно с дошкольного возраста необходимо начать прививать детям интерес к занятиям физической культурой, проводить оздоровительные процедуры, следить за формированием привычки к чистоте и соблюдению гигиенических норм и правил, расширять представления об окружающей среде и ее влиянии на здоровье человека.

Педагоги второй младшей группы нашего детского сада используют кейс – технологии в основном для формирования начальных знаний о здоровом образе жизни и освоения культурно-гигиенических навыков. Для решения этой задачи воспитатели активно применяют такие виды кейс – технологии как кейс – иллюстрации, фото – кейс и кейс - проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Прежде чем обсудить с детьми предложенную проблему и заняться поиском путей ее решения, необходимо проведение предварительной работы, «введения детей в проблему» для того, чтобы определить, закрепить и расширить имеющиеся представления о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» принятия наиболее приемлемого решения проблемы.  Предварительная работа предусматривает чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, познавательно – исследовательскую деятельность.

Внедрение в работу кейс – метода целесообразнее начать с наиболее доступного для детей вида – кейс-иллюстрации. Иллюстрации подбираются на основе знакомых сказок, рассказов, стихов с учётом возрастных особенностей детей. Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда присутствует вопрос, проблема, которая позволяет детям выработать свой взгляд на ее решение. Дети старшего дошкольного возраста, как правило, в состоянии самостоятельно, без подсказок воспитателя, увидеть и сформулировать проблему, изучить возможности и пути её решения. Для детей второй младшей группы алгоритм решения проблемной задачи по иллюстрациям упрощен – воспитатель сам предлагает проблему и главным для него становится умение правильно выстроить последовательность диалога с детьми. Рассматривая иллюстрации, воспитатель вместе с детьми обсуждают представленный на них сюжет, рассуждают, высказывают свое мнение, предлагают варианты выхода из проблемной ситуации и способы ее решения.

Например, детям предлагается иллюстрация из серии «Здоровый образ жизни», на которой изображены два мальчика, один из которых бодро и весело шагает по дороге с рюкзаком за спиной, а второй, грустный и бледный, тащит за собой рюкзак по земле. Воспитатель задает вопросы «Как вы думаете, почему второму мальчику тяжело нести рюкзак?» (устал, не выспался, нет настроения, не завтракал, не занимается физкультурой и т.д.), «Какой образ жизни он ведет?», «Что вы можете посоветовать мальчику?». Дети предлагают свои варианты ответов и, с помощью воспитателя, приходят к выводу, что второй мальчик с трудом двигается, потому что он не всегда делает зарядку, не занимается спортом, не соблюдает режим дня, плохо ест и, что для укрепления и сохранения здоровья необходимо правильно питаться, совершать прогулки на свежем воздухе, заниматься физкультурой.

Наряду с кейс-иллюстрацией эффективным в работе с детьми второй младшей группы для формирования навыков здорового образа жизни является использование метода фото – кейса. Фото – кейс – это фото ситуаций и обстоятельств из реальной жизни, которые происходили или могут произойти в жизни ребенка.

В фото – кейс входит:

1. Фотография, сюжет которой отражает какое – либо жизненное событие, представляющее собой проблемную ситуацию.

2. Текст к фотографии, который знакомит с деталями возникшей ситуации.

3. Текст (правильно сформулированный вопрос), который побуждает детей к поиску и выбору наиболее оптимального решения проблемы.

Например, фото – кейс «Умывание» можно использовать для воспитания привычки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой. Предлагаемый текст к фото: «Витя первый день пришел в детский сад. Перед завтраком дети пошли мыть руки. А Витя стоял, ждал воспитателя, и не знал, что ему делать».  Задача воспитателя – правильно сформулировать вопрос, который должен содержать мотивацию на разрешение проблемы: «Как бы вы поступили на месте Саши?» (обратиться за помощью к воспитателю, последовать примеру других детей, учиться самому умываться и т.д.).  Дети высказывают свои варианты ответов, формулируя при этом свод простейших гигиенических правил: как правильно мыть руки, умываться, пользоваться мылом и полотенцем.

Познавательным и вызывающим интерес детей является кейс - проигрывание ролей (ролевое проектирование). Данный кейс-метод – это уже знакомая детям сюжетно-ролевая игра, но с обрисованной проблемой, решение которой требует от них практического применения имеющихся знаний.

Особенностью данной технологии является:

•   умение дошкольников выступить в определенной роли;

• умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

 • ролевое взаимодействие.

Например, для закрепления представлений о здоровом образе жизни, педагоги второй младшей группы нашего образовательного учреждения использовали кейс «Мишутка заболел». Воспитатели раздали детям маски животных и предложили сыграть роли лесных жителей. Медвежонок Мишутка (воспитатель) пожаловался им на плохое самочувствие: у него болит живот, голова, лапы и хвост. Мишутка просит детей поделиться знаниями о том, как заботиться о своем здоровье, что нужно делать, чтобы не болеть. Дети, стремясь помочь медвежонку, знакомят его с основными правилами здорового образа жизни (правильное питание, соблюдение распорядка дня и норм гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание, прогулки и т.д.).

Таким образом, основной целью кейс – технологии является развитие способности детей находить наиболее приемлемые способы для решения различного рода проблемных ситуаций; создавать условия для обеспечения практической связи игровой деятельности с жизнью ребенка. Использование кейс-технологии для формирования здорового и безопасного образа жизни помогает создать у детей базовую совокупность знаний и практических навыков, необходимых для ведения правильного образа жизни, привлечь их внимание к своему здоровью, воспитать осознанное стремление следовать принципам здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1.Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

2.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. Народное образование, 1998. – С. 256.

3.Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7

4.Шульга, Р. П. Кейс-технология как инструмент повышения интереса к познавательной деятельности дошкольников [Текст] / Р. П. Шульга // Детский сад от А до Я. — № 12. — 2016. — С. 9–10.

5.Кейс-технологии - как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста. Методическое пособие/ Коллектив авторов под общей редакцией Л. Ф. Дьяконовой, И. Е. Граматкиной. – Тольятти, 2017.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...

Консультация для родителей " Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста"

Физическое воспитание ребенка в условиях дошкольного учреждения является важной задачей воспитания здорового малыша. Для решения этой проблемы применяются следующие формы работы с детьми : физкультурн...

Презентация опыта формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным пер...

План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья  и формирование здорового образа  жизни детей старшего дошкольного возраста...

Закаливание как средство формирования здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста

В данном материале представлено руководство по закаливанию детей младшего дошкольного возраста...

Доклад «Подвижные игры, как средство формирования здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Подвижные игры, как средство формирования здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста»В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные поз...