Закаливание как средство формирования здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Иванова Ирина Александровна

В данном материале представлено руководство по закаливанию детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_detey.docx703.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбарский детский сад

Структурное подразделение Муниципального дошкольного учреждения Тисульского детского сада №4

Закаливание как средство формирования здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста

Актуальна ли эта тема? На первый взгляд может показаться, что нет, так как о закаливании уже столько написано и сказано. Ведь первые письменные упоминания о процедуре закаливания датируются 2500 годом до н.э. Особенно было распространено в Древней Греции и Риме, где существовал культ тела.
На Руси, учитывая достаточно суровый климат закаливание являлось одной из самых важных процедур. Обычаи древних народов дали основу появления современного закаливания.
 «Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми высокими стенами, в которой забыли поставить ворота» - гласит народная мудрость

Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с дошкольного, так как это период, когда закладываются основы здорового
образа жизни, формируются правильные привычки, которые в сочетании с
обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам.   Принимая во внимание то обстоятельство, что многие педагоги  подходят в ДОО к данной теме формально, не систематически и используя только периодически факторы профилактики и укрепления организма с помощью  закаливания, была определена тема квалификационной работы и обозначена ее актуальность. Можно добавить еще и тот факт, что рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной.

Цель исследования:  Изучение и систематизация материала.

Задачи исследования:

  1. Изучить педагогическую и методическую литературу по теме работы;
  2. Рассмотреть особенности организации закаливания детей как средство формирования здорового образа жизни младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Методы исследования: изучение, анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической и научно - методической литературы.

Закаливание - это активный процесс повышения устойчивости организма человека к холоду; это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура.

  • Закаливание - это система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции, с целью её совершенствования...»

Большая советская энциклопедия

  • Закаливание - совокупность мер по  укреплению организма, тренировке иммунитета и повышению устойчивости  к воздействию неблагоприятных условий внешней среды

А.Д. Викулов

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, то есть им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Иван Романович Тарханов - русско-грузинский физиолог, переводчик, педагог и популяризатор науки

Научная разработка проблемы закаливания стала возможной
лишь благодаря физиологическим исследованиям.

У истоков этого  направления стоял крупный отечественный физиолог Иван Романович  Тарханов, который  в своих исследованиях, изучая возможность влияния факторов окружающей  среды на организм человека, одним из первых определил сущность процесса  закаливания.

Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека
различными исследователями, физиологами, педагогами, такими как Вадим Константинович. Бальсевич,  Василий Митрофанович Ченегин, Виктор Павлович Праздников.

Принципы закаливания:

  • Постепенность
  • Систематичность
  • Комплексность
  • Учет индивидуальных особенностей

В. П. Праздников выделяет ряд принципов, при соблюдении которых процедуры закаливания будут наиболее эффективны:  

  • постепенность (повышать силу и продолжительность процедуры необходимо постепенно);
  • систематичность (ежедневное осуществление процедур, без перерывов);
  • комплексность (использование всех естественных оздоровительных сил природы: солнце, воздух и вода);
  • учет индивидуальных особенностей (пол, рост, состояние здоровья, а также местные климатические условия и привычные температурные режимы

ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ

1. Перед началом процедур обязательно нужна консультация педиатра, который может дать рекомендации при выборе методов закаливания каждому ребенку индивидуально.

2. Закаливание необходимо проводить систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект.

3. Обязательно соблюдать последовательность в проведении закаливающих процедур.

         4. Комплексность воздействия природных факторов.

5. Положительное эмоциональное отношение к закаливающим процедурам

С.М. Гузеева, Л.А. Мешкова выделили следующие правила использования закаливающих процедур. Они представлены на слайде.

Методику закаливания в детском саду осуществляет весь коллектив дошкольной организации: и руководство, и медсестра, и воспитатели. При этом родители должны стать активными сторонниками закаливающих процедур дома. Главное всем придерживаться основных принципов закаливания. Закаливание обязательно должно проходить на фоне положительных эмоций. Чтобы оно не вызывало у ребенка отторжения, можно проводить его в игровой форме, под веселую, задорную музыку.

Закаливание – ведущий метод повышения неспецифической сопротивляемости детского организма к целому ряду неблагоприятных факторов. Прекращение его ведёт к быстрому угасанию выработанных рефлексов:

  • у детей 2-3 лет через 10-12 дней,
  • у 7-летнего ребёнка – через 12-15 дней. 

СРЕДСТВА ЗАКАЛИВАНИЯ (по В. Праздникову)

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

  • воздушные и световоздушные, солнечные ванны;
  • ультрафиолетовое облучение,

водные процедуры, в том числе плавание;  

  • массаж, гимнастика  и физические упражнения

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ

  • поддержание микроклимата в помещениях в соответствии с нормами СанПиН,
  • легкая одежда,
  • использование проветривания при переодевания ко сну или на физкультурное занятие;
  • проведение физкультурных и др. мероприятий на свежем воздухе;
  • босохождение по разным поверхностям в процессе утренней гимнастики, после сна (по гальке, песку, гравию и т.д.)

В работах В.П. Праздникова рассматриваются закаливающие процедуры в повседневной жизни: с помощью применения средств они разделяются на специфические и неспецифические.

В исследованиях Ю.Ф. Змановского выделены две группы закаливания: традиционные и нетрадиционные. Традиционные методы отличаются тем, что в технологии их выполнения происходит постепенное снижение температуры воды или воздуха, а также постепенную адаптацию к холоду. К ним он относит методы закаливания воздухом, солнечные ванны, методы водного закаливания (общие и местные).

К нетрадиционным методам относятся способы закаливания, характеризующиеся   контрастом температур. Основная задача – введение нетрадиционных методов закаливания ребенка. Как показывают многочисленные исследования, наиболее эффективными влияниями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся, прежде всего, контрастные методики в пульсирующем режиме.  

Средства закаливания:

  • ВОЗДУХ
  • ВОДА
  • ОБТИРАНИЕ ТЕЛА
  • КОНТРАСТНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ
  • СОЛНЦЕ

(ВОЗДУХ)

По мнению ученых, одним из важнейших видов закаливания, лучшей гимнастикой для сосудов являются воздушные ванны. Эффективность данного вида закаливания определяется постепенным понижением температуры воздуха.[1] 

         (ВОДА)

Самым результативным среди методов является метод закаливания водой. Его необходимо использовать, как основу закаливающих процедур в режиме дня дошкольного возраста в регулярных процедурах: мытьё рук тёплой водой с мылом. Затем - попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой; чистка зубов с последующим полосканием полости рта прохладной водой; полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры с 36 до 22 °С на 1°С каждые 5 дней.

(ОБТИРАНИЕ)

К специальным закаливающим водным процедурам относятся: обтирания тела. Обтирание частей тела (руки, грудь, спина) начинают с сухого растирания до лёгкой красноты кожи варежкой или мохнатым полотенцем в течение 7-10 дней. Затем производятся влажные обтирания.

(КОНТРАСТНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ)

Применение контрастного закаливания (чередующиеся холодовые и тепловые температурные воздействия) относится к нетрадиционным и не имеет полного отражения в научно-методической литературе, хотя уже описано достаточно много методик контрастного закаливания.

(СОЛНЦЕ)

Следующим немаловажным видом закаливания являются солнечные ванны, благоприятных временем для которого по мнению ученых является ранее утро и время после 16 часов дня. Солнечные ванны проводятся также в облачные дни и в тени (использование отраженных лучей), с изменением площади открытой поверхности кожи, подбором одежды.

 Виды закаливания определяются природой. Поэтому можно сказать, что этот метод относится к народным средствам оздоровления.

Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что при правильной организации закаливающих процедур в дошкольных организациях и применяя вышеперечисленные особенности возможно достижение благоприятного результата в процессе формирования и укрепления здоровья детей.

Мы рассмотрели в нашей работе особенности организации закаливания детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Эффективное воздействие закаливания на физическое воспитание дошкольников представлено во многих исследованиях Закаливание, действительно, выступает эффективным средством формирования здорового образа жизни.


[1] Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка / В.В. Кантан. СПб: «Корона-принт». – 213 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста"

Физическое воспитание ребенка в условиях дошкольного учреждения является важной задачей воспитания здорового малыша. Для решения этой проблемы применяются следующие формы работы с детьми : физкультурн...

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Презентация на тему: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"...

Возрастная психология. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства....

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ – ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современных условиях важно обеспечить формирование положительного отношения детей к здоровому образу жизни, воспитывать потребность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Использование и...

Презентация опыта формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным пер...

Доклад «Подвижные игры, как средство формирования здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Подвижные игры, как средство формирования здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста»В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные поз...