Реализация комплексного подхода воспитания здорового ребенка в условиях дошкольного образования
статья

Дубовая Екатерина Алексеевна

Формирование основ здорового образа жизни является одной из важнейших задач дошкольного образования. Необходимость формирования основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте обусловлена социально-экономическими проблемами жизни общества и ухудшением состояния здоровья детского и взрослого населения. Возрастает роль образования в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся разных возрастных групп, начиная с дошкольной ступени образования. Здоровье ребенка и полноценное физическое развитие является основой формирования гармоничной личности. В семь лет происходит становление функциональных систем организма ребенка, интенсивно развиваются органы и происходит закладывание основных черт личности, формирование характера. Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему, осознанному поведению детей старшего дошкольного возраста становится актуальной проблемой дошкольного воспитания. Именно на этом этапе важно сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация комплексного подхода воспитания здорового ребенка в условиях дошкольного образования

Формирование основ здорового образа жизни является одной из важнейших задач дошкольного образования. Необходимость формирования основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте обусловлена социально-экономическими проблемами жизни общества и ухудшением состояния здоровья детского и взрослого населения. Возрастает роль образования в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся разных возрастных групп, начиная с дошкольной ступени образования. Здоровье ребенка и полноценное физическое развитие является основой формирования гармоничной личности. В семь лет происходит становление функциональных систем организма ребенка, интенсивно развиваются органы и происходит закладывание основных черт личности, формирование характера. Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему, осознанному поведению детей старшего дошкольного возраста становится актуальной проблемой дошкольного воспитания. Именно на этом этапе важно сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Интерес представляет ценностно-социальная модель здоровья, в которой здоровье является приоритетной, значимой ценностью для человека, а также необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Важное значение осознания здоровья как ценности предполагает системный подход к формированию и организации здоровьесберегающего поведения старших дошкольников.

У старшего дошкольника отношение к своему здоровью складывается под влиянием поведения родителей или других «значимых взрослых» и во многом обусловлено сформированными представлениями о сущности здоровья и здорового образа жизни, от значимости здоровья в кругу ценностей ребенка. Так как взрослый является реализатором всех потребностей ребенка (материальных, духовных, познавательных), то приобщение к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте должно осуществляться совместно со взрослыми. Значимыми взрослыми для детей дошкольного возраста становятся родители и воспитатели, которые являются примером для них, и их установки и нормы присваивают дети. Работы педагогов А.В. Мудрика, Т.А. Куликовой, В.И. Смирнова позволяют утверждать, что присвоение определенных ценностей в старшем дошкольном возрасте происходит путем подражания. Подражание (непроизвольное или произвольное) становится одним из проявлений активности ребенка. При этом взрослый служит для ребенка как бы «зеркалом» (А.А. Бодалев). В данном процессе у дошкольника развивается мышление и воображение, накапливается практический опыт жизнедеятельности. У него происходит осознание своих возможностей, которые создают новые желания и побуждают к самостоятельному и творчески активному действию. Ребенку необходимо постоянно чувствовать поддержку и положительное подкрепление со стороны взрослого, что создает благоприятные условия для формирования и проявления его активности и интереса. Еще один путь влияния взрослого на дошкольника - это подкрепление познавательной деятельности путём поощрения со стороны взрослого. Благодаря поддержке воспитателя у дошкольника формируются любознательность, пытливость, наблюдательность, которые влияют на воспитание познавательного интереса к человеку, его здоровью.

Формирование здорового образа жизни является целенаправленным процессом содействия ребенка в осознании здоровья как высшей ценности и ответственного отношения к нему. Включение ребёнка в здоровьетворение в соответствии с его представлениями, индивидуальными возможностями и способами» [1, с. 43]. Для определения факторов, детерминирующих формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью, необходимо проанализировать основные компоненты, составляющие понятие здоровый образ жизни: полноценный сон, сбалансированное питание, физическая активность, закаливание, личная гигиена, гармоничные отношения в семье, ритмичный режим активной деятельности и отдыха.

Образовательная деятельность детского сада «Ладушки» по данному направлению включает в себя работу по формированию 7 элементов составляющих здорового образа жизни: личная гигиена, рациональное питание, закаливание, двигательная деятельность, медицинская активность, психоэмоциональная саморегуляция и режим дня [2].

Эффективность и результативность формирования основ осознанного отношения к перечисленным элементам здорового образа жизни, подразумевает повышение уровня технологической компетентности педагога, знание и владение им методами и приемами, здоровьесберегающими образовательными и современными образовательными технологиями.

Так для повышения эффективности освоения детьми основ здорового образа жизни (элемент режим дня), коллективом детского сада были отобраны и внедрены в воспитательно-образовательную практику такие современные образовательные технологии как ИКТ и кейс-технологии, оптимизирующие процесс освоения следующих макротем:

– Что такое режим (значение и структура);

– Режим движения;

– Режим питания (частота, регулярность);

– Режим отдыха (сон, значение, правила засыпания).

Эффективность использования информационных технологий для оптимизации освоения содержания технологии формирования элемента ЗОЖ «режим дня» обусловлена особенностями содержания последней, которая обеспечивается в рамках трех компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого. Использование информационных технологий позволяет оптимизировать именно когнитивный и эмоционально-оценочный компоненты: яркие образы усиливают эмоциональное восприятие дошкольника, что позволяет быстрее и проще усвоить предлагаемый материал. Учитывая, что понятия «здоровый образ жизни», «режим дня» являются абстрактными для ребенка дошкольного возраста и результат соблюдения правил здорового образа жизни является отсроченным; использование информационных технологий позволяют моделировать различные ситуации (которые невозможно воспроизвести в жизни детского сада) и делать наглядным для дошкольника результат правильного и неправильного его поведения с точки зрения здоровьесбережения.

В результате инновационной деятельности коллектива детского сада были разработаны 4 серии интерактивных мультимедийных пособия, включающих в себя более 20 игр, нацеленных, кроме решения задач ЗОЖ, на развитие познавательной активности дошкольника, зрительно-моторной координации, внимания и памяти.

Примером использования ИКТ-технологии является авторская игра «В гостях у Дремы» (макротема «Режим дня»). Данная разработка позволяет наглядно представить и объяснить значение и важность дневного сна для ребенка; в результате были разрешены следующие проблемные вопросы:

– Зачем нужно спать днем?

– Так ли важно вовремя ложиться спать вечером?

– Почему у младенцев сон занимает большую часть суток?

– Что нужно, чтобы сон был в пользу? И др.

Ряд игр с использованием ИКТ-технологий можно предложить для домашней игротеки с родителями, что позволяет сделать совместный досуг детей и взрослых не только полезным, но и более красочным, ярким, эмоционально положительно наполненным.

Основным достоинством использования технологии кейс-стади для оптимизации содержания технологии ЗОЖ является повышение результативности формирования у детей эмоционально-оценочного компонента (эмоциональноположительного отношения к выполнению режима дня) и поведенческого компонента (умения отражать имеющиеся знания о зависимости соблюдения структурных компонентов режима дня и своего здоровья в деятельности, умения выполнять все компоненты режима с помощью взрослого в определенное время). То есть, кейс-стади являются своеобразным тренировочным средством для воспитанников, способствующим закреплению имеющихся у них знаний, умений и навыков поведения в конкретных ситуациях, связанных с элементом ЗОЖ «режим дня». В результате творческой работы, членами педагогического коллектива были разработаны кейс-стади:

– «Веселый будильник»;

– «Движение – жизнь!»;

– «От завтрака к обеду с хорошим настроением»;

– «Сон – залог здоровья».

Исходя из особенностей содержания элемента ЗОЖ, на подготовительномотивационном этапе технологии кейс-стади проблема формулируется таким образом, чтобы в процессе работы над кейсом дети обязательно вывели какоелибо правило соблюдения режима дня (например, правила укладывания на сон, правила режима движения и т.п.). Кроме того, технологическая карта работы с кейсом расширяется за счет включения некоторых элементов практической деятельности – опытов, экспериментов, дидактических упражнений.

Рассмотрим пример кейс-стади «От завтрака к обеду с хорошим настроением», разработанной с целью формирования у старших дошкольников осознанного отношения к завтраку как к одному из важнейших компонентов режима питания. Во время проведения кейс – стади, педагог на 2-м этапе применяет эксперимент, как наглядно-действенный способ решения проблемной ситуации. Через эксперимент детям демонстрируется результат рационального питания и нарушения режима питания: что будет, если принимать пищу регулярно (в экспериментальную емкость вливается вода подкрашенная цветом соответствующему режимному моменту питания; при соблюдении частоты и регулярности питания емкость сохраняет чистоту цвета). И что будет, если не соблюдать режим питания: принимать пищу слишком редко или слишком часто (в экспериментальную емкость беспорядочно вливается вода, подкрашенная различными цветами соответствующими режимным моментам питания; в результате несоблюдения регулярности и частоты питания, происходит переполнение экспериментальной емкости, что наглядно демонстрируют возможные нарушения в здоровье ребенка). Так, в процессе эксперимента, дети самостоятельно смогли убедиться в пользе своевременности приема и качественного состава пищи. На презентационном и рефлексивном этапах осуществляется презентация плана решения проблемной ситуации: как сохранить хорошее настроение от завтрака к обеду, и соотнесение каждым ребенком принятого решения по отношению к своему поведению, а также закрепление определенных правил соблюдения режима питания [3].

В заключение, необходимо отметить, что внедрение ИКТ и кейс-технологий продемонстрировали положительный эффект в освоении содержания технологии формирования элемента ЗОЖ «режим дня» и высокую результативность освоения задач образовательной области «Физическое развитие» основной общеобразовательной программы, подтвержденную данными педагогической диагностики воспитанников [6].

Важно формировать представления о здоровье у старших дошкольников как одной из основных ценностей жизни, воспитывать ценностное отношение к здоровью, обучать старшего дошкольника делать правильный выбор в ситуации укрепления здоровья, воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

Список используемых источников

1. Седых, Н. В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореферат дис. доктора педагогических наук : 13.00.04 / Волгогр. гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2006. - 43 с. 70

2. Ошкина А.А., Царева О.Н., Галкина И.А., Капинос Л.М. Формирование у дошкольников здорового образа жизни (элемент – режим дня). Ульяновск. 2014. С. 14.

3. Овчаров, Е.А. Здоровье школьников (медико-социальные, экологические и педагогические аспекты): учеб. пособие. / Е.А. Овчаров — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. пед. ин-та, 2000. — 392 с.

4. Дружинина М.А. Технология кейс-стади в работе с дошкольниками. 2018. С. 21.

5. Филиппова В.А., Руденко И.В., Макарова О.Б. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками. 2018. С. 32.

6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: Ин-т практ. психол., 1995. — 352 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды".

quot;Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды"....

Комплексный подход в воспитании здорового ребенка

Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья –  в совокупности объ...

Методическая разработка "Реализация комплексного подхода к устранению у дошкольников речевых нарушений в условиях ДОУ и начальной школы"

Данная статья, поможет педагогам школы и детского сада находить точки соприкосновения реализуя федеральный государственный образовательный стандарт образования, преемственность при переходе ребенка до...

Реализация комплексного подхода в коррекции тревожности у детей с ОВЗ в условиях ДОО (из опыта работы)

На сегодняшний день, в практической деятельности педагогов ДОУ все больше встречается детей с отклонениями в поведении, в частности, отмечается рост тревожных детей. Сложившаяся проблема в поведении у...

«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях реализации ФГОС»

статья " Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях реализации ФГОС"  подготовлена воспитателем старшей группы № 2 "Солнышки"  ГБ...

Реализация комплексного подхода в условиях ДОУ группы компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Коррекция речи у детей дошкольного возраста осуществляется при воздействии на все компоненты речевой функциональной системы. Правильная речь – важнейшая основа для полноценного развития ребёнка,...