Тема: «Игры, направленные на развитие навыков самообслуживания».
план-конспект занятия (старшая группа)

Самообслуживание — это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей ребенка, связанный с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей одеждой. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Навыки самообслуживания у детей – первый этап трудового воспитания. Чрезмерная опека родителей не даст развиваться таким навыкам и может навредить ребенку в будущем. В дошкольном возрасте ведущая деятельность - игровая. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки. С помощью игр, представленных ниже, детям дошкольного возраста можно привить культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_igra.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие: «Как сохранить свою кожу здоровой?»

(Занятие по основам безопасности Жизни)

Цель: добиться, чтобы дети поняли биологический смысл основных гигиенических процедур.

Программные задачи: 1) изучить общие функции кожи; 2) расширить представления детей о защитных свойствах кожи; 3) уточнить и закрепить некоторые навыки ухода за кожей; 4) раскрыть причины болезней кожи; 5) запомнить, как правильно ухаживать за кожей; 6) сравнить гигиенические навыки человека и животных.

Материал и оборудование: фотографии и картинки с изображением умывающихся животных, картинка с изображением грязнули либо кукла, у которой испачканы тело, одежда (такую куклу можно найти у кого-либо из детей), фотографии жизнерадостных детей, которые купаются, загорают, умываются, чистят зубы, выполняют иные гигиенические процедуры.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с фотографиями, логические рассуждения, самонаблюдение.

Организация занятия. Дети сидят или стоят вокруг общего стола, сдвинув несколько детских столов. Педагог сидит среди них. На столе по мере необходимости раскладываются иллюстрации.

Ход занятия

Вступление.

—         Ребята, давайте вспомним, нужна ли человеку кожа? (Кожа очень нужна организму, потому  защищает его от перегрева и охлаждения, ветра и сырости. Она не пропускает в наш организм микробы.)

1 — животные всегда поддерживают чистоту своей кожи.

—         На прошлом занятии мы говорили: надо, чтобы кожа человека всегда была чистой. Чистая — значит, на ней нет микробов. А на грязной коже микробов очень много. Они прилипают к коже вместе с землей, пылью, грязными предметами. Вообще-то через здоровую кожу микробы внутрь не проникнут, но лучше не рисковать. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы микробы не скапливались на коже? (Ответы.) Верно.

—         Посмотрите на эту фотографию. Что делает здесь кошка? (Она умывает себя язычком.) А зачем она это делает? (Ответы.)

—         На этих фотографиях вы видите, как умываются и чистят свое тело разные животные. (Педагог демонстрирует картинки и фотографии, которые удалось достать. На них представлены не только звери, но и ПТИЦЫ, а также насекомые. Дети раскрывают содержание каждой иллюстрации отдельно.)

—         Подумайте, зачем они это делают? (Ответы.)

2 — тело человека тоже пачкается.

—         А для чего моется человек? Причин для этого у него не меньше, чем у животных. (Ответы: чтобы убрать бактерий, удалить грязь, предотвратить появление несвежего запаха, не заразить другого человека, не заразиться самому и т.д.)

—         Человек моет все тело, когда купается. А какие части тела он моет отдельно? (Ответы: уши, лицо, руки, ноги, шею и т.д.)

—         Чтобы делать это своевременно, надо знать, в каких местах тело пачкается быстрее всего. Какие части вашего тела пачкаются быстрее всего? (Ответы.)

—         Посмотрите на свои руки. Быстро ли они пачкаются? (Ответы.) Почему? (Ответы.) А в каком месте рук грязь собирается особенно сильно? (Под ногтями.) Посмотрите, у кого под ногтями есть грязь? Давайте осмотрим все ручки. (Дети предъявляют свои руки, но тех, у кого замечена грязь, педагог на данном занятии не ругает. Он стремится, чтобы дети поняли, почему грязь вредна.)

—         Когда особенно сильно пачкаются ноги? (Ответы.)

—         Зачем руки и ноги моют с мылом? Достаточно ли просто обмыть их водой? (Ответы.)

3 — рассматривание грязнули.

—         Посмотрите на эту картинку. (Педагог показывает грязнулю). Как вы думаете, почему он так перепачкался? (Ответы.)

—         Почему пятна грязи появились именно в этих местах?

—         Да, плохо быть грязнулей. Что может с ним случиться? (Ответы.)

—         Представьте себе: вы пришли с улицы домой, вымыли руки, а лицо не помыли, грязную обувь и одежду не сняли. Так и пошли по всей квартире. Зашли на кухню, поели. Включили телевизор. залезли на диван или стали играть с игрушками. Какие неприятности могут произойти? (Подробные ответы детей: испачкается мебель, в квартире прибавится пыли, от одежды пачкаются ркхи; их можно случайно положить в рот или потереть глаза — и jm этого заболеть. Микробы разносятся по всей квартире. Педагог H r оставляет без внимания ни одно высказывание детей, поощряет их мысленные изыскания.)

 4 — закрепление гигиенических навыков при выполнении всех режимных моментов.

—         Итак, мы с вами сказали, что кожу необходимо содержать I чистоте. Вспомните, как мы ухаживаем за своей кожей? Каждое действие не только опишите, но и покажите. (Вызываются отдельные дети и в деталях демонстрируют поведение человека после пробуждения, перед обедом, сном.)

—         Конечно, взрослые постоянно напоминают вам: «Вымой руки!» «Умойся!», но надо все это делать самому, без напоминания. Вы должны научиться самостоятельно умываться, купаться, приводить в порядок свои вещи и получать от этого настоящее

довольствие. Вот как эти дети на картинках. (Педагог демонстрирует фотографии жизнерадостных детей, купающихся, бегающих, умывающихся, чистящих зубы и др.)

 5 — как сохранить кожу здоровой.

—         И еще нужно стараться сохранять кожу целой и невредимой. Отчего она может повредиться? (Ответы: ее можно порезать, оцарапать, расчесать.)

—         Если неприятность случилась и на коже появилась ссадина или гнойничок, чего нельзя делать? (Ответы: мыться горячей водой, париться, облизывать, расчесывать, трогать грязными руками и др.)

—         А что надо делать? (Ответы: обмыть кожу вокруг раны водой, смазать ссадины мазью или кремом, йодом и т.д.)

Игра «Можно – нельзя».

Цель: продолжать формировать у детей гигиенические навыки.

Ход игры: -Сейчас мы поиграем в игру «Можно — нельзя». Если можно - поднимайте руки вверх, если нельзя — прячьте их за спину. Слушайте внимательно.

-Однажды Настя не обнаружила своего полотенца и вытерлась чужим. Можно так делать? Почему? (Руки за спиной.) Нет, она  не вытерлась чужим, а взяла чистую тряпочку. (Руки подняты.)

— Настя наигралась на улице, поужинала, но умываться не стала. Можно ли так делать? Почему?

—Легла она в той же одежде, в которой играла на улице. Правильно?

— Утром Настя встала, умылась (руки вверху), почистила зубы (руки вверху), сходила в туалет (руки вверху) и села завтракать (руки за спиной). Что неправильно сделала Настя? Как надо было сделать? (Ответ: вымыть руки после посещения туалета.)

Заключение:

—        Молодцы, ребята, правильно отвечали на все вопросы. Теперь я спокойна: вы знаете, как сохранить кожу здоровой. Вы можете рассказать об этом тем, кто этого не

знает.

Игра – конкурс  «Какими способами можно очистить свою кожу».

Цель: продолжать формировать у детей гигиенические навыки.

Программные задачи: 1) развить у детей воображение, способность мыслить нестандартно: 2) показать, что любое действие можно выполнить разными способами; 3) развивать волю к победе, стремление помочь своей команде.

Материалы и оборудование.

У каждой команды: тазик, чашка с водой, вата, ткань, бумага обычная, бумага туалетная, бумажная салфетка, ножницы, нож, ложка, косметический крем, кусочек теста, пластилин, линейка, одеколон, полотенце, мочалка, мыло, губка, шампунь, пемза, зубная паста, молоко, кефир, мука, глина и любые другие предметы — даже те, которые на первый взгляд нельзя использовать для очистки кожи.

у педагога: стакан с разведенной темной гуашью («грязь»), палочка, конец которой обернут ватой или тканью для нанесения «грязи», два стакана для опускания фишек, фишки.

Организация игры:  Дети заходят в комнату и садятся на стульчики, стоящие вокруг двух столов. Педагог сразу оговаривает: «Те, кто сидят здесь (показывает рукой), образуют одну команду, а кто сидит там — другую. Придумайте названия для своих команд».

На столах лежит оборудование, подготовленное заранее. Дети каждой команды имеют к нему свободный доступ. Педагог «пачкает» руки каждого ребенка. Дети демонстрируют придуманные ими способы очистки кожи. После реальной очистки «грязь» наносится снова. Если у членов команды возникает необходимость посоветоваться друг с другом, воспитатель этому не препятствует и даже поощряет коллективный подход к делу.

Ход игры:

Вступление.

— Ребята, мы сегодня поиграем — проведем конкурс и выясним, сколькими способами можно удалить грязь с кожи, я буду

наносить «грязь» на руку, а вы будете убирать ее разными способами. Повторяться нельзя, каждый раз надо придумать новые способы Нельзя вытирать руки об одежду. Иначе наша игрушечная грязь превратится в настоящую. На самом деле это чистая вода, подкрашенная краской.

—         Команды будут показывать придуманные способы по очереди. Если одна команда затрудняется с ответом, а другая что-то придумала, она сможет высказываться и без очереди. Побеждает та команда, которая наберет больше фишек.

Основная часть.

Педагог создает обстановку раскрепощения. Каждый ребенок чувствует себя раскованно. Он демонстрирует любые способы, которые смог придумать. Обычно дети предлагают около 30 вариантов.

Заключение.

—         Больше никто ничего не может предложить? Тогда считаем фишки. (Дети ведут подсчет хором.) Победила команда...дружба.

—         А на самом деле победили мы все, так как узнали много разных способов, с помощью которых можно очистить свою кожу. Теперь все вы у меня стали умными и должны всегда ходить чистыми и аккуратными. А можно очистить кожу от грязи, полизав ее? (Ответ: нет.) Почему? (Микробы попадут в организм.)

Могут быть предложены разные способы, вымыть под краном; стереть ватой; стереть тканью; соскрести каким-либо предметом; протереть спиртом или одеколоном; потереть одну руку о другую; почистить мукой; почистить сырой глиной и высушить; протереть бумагой; протереть салфеткой и т.д.

Игра «Кукла идет на прогулку»

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умения выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду (шапку, куртку, ботиночки). Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава. Застегнем пуговицы.

Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки.

Вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки.

Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять.

В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

Игра «Кукла заболела»

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой  платок. Поможем Маше очистить носик!». Взрослый произнести потешку: Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает им повторить действие.

Занимательная игра «Делаем прическу»

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу:

«Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!».

Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу ему в руки, при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз.

В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Список литературы

1.        Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. с.192

2.        Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С.45.

3.        Зебзеева, В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО / В. А. Зебзеева. «ТЦ Сфера», 2015.

4.        А.И. Иванова «Человек»  эксперименты и наблюдения в детском саду. «ТЦ СФЕРА» 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гиг...

Сборник сюжетно дидактических игр направленных на развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

В данном сборнике представлены игры используемые воспитателем для работы с детьми младшего дошкольного возраста, при формировании навыков самообслуживания ....

мастер-класс для педагогов по теме «Игры, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников»

 Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее разв...

Игры, направленные на развитие навыков самообслуживания

Игры Монтессори — набор занимательных упражнений в игровой форме, направленные на развитие образного мышления. Игры включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развит...

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков

Как научить ребенка умываться, одеваться и приводить себя в порядок самостоятельно? Конечно с помощью игры....