Картотека сюжетно-дидактических игр, направленных на развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)

Зырянова Ольга Александровна

Картотека игр  на развитие навыков самообслуживания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_samoobsluzhivanie.docx117.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-дидактические игры, направленные на развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

https://sad4.pruzhany.by/wp-content/uploads/2018/12/vospitanie-kult-gigien-navikov-1-768x1086.jpg

1.Игра «Уложим мишку спать»

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.

Оборудование: мягкая игрушка-мишка, детская кроватка.

 Содержание: взрослый показывает ребенку игрушку-мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!». Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: «Баю-бай, баю-бай». Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

2.Игра «Угостим кукол чаем»

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).?

Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

 Содержание: взрослый говорит малышу: «К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей». Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подводит итоги: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай».

3.Игра «Кукла идет на прогулку»

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умения выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла, одежда для куклы (шапка, шарф, куртка, ботиночки, варежки, носки).

 Содержание: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду  (шапка, шарф, куртка, ботиночки, варежки, носки).

Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: «Надеваем курточку, проденем руки в рукава. Застегнем пуговицы». «Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки». «Вот шнурки, я помогу тебе завязать».

«Вот, ботиночки надели на ножки. Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять».

В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

4.Игра «Водичка, водичка!»

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы, мыло, полотенце.

 Содержание: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!». Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает им вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку: «Водичка, водичка!».

5.Занимательная игра «Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый, мыло, полотенце.

Содержание: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

6.Занимательная игра «Сделаем лодочки»

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук (закатывать рукава одежды, намыливать руки, смыть мыло под струей воды, вытереть полотенцем), подражать действиям взрослого.

Содержание: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при  мытье  рук

надо соблюдать последовательность действий: засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»); открыть кран; сложить ладони рук «лодочкой»; подставить руки под струю воды, вымыть их; закрыть кран; вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.

7.Занимательная игра «Мыльные перчатки»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Содержание: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки - белые!». Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит  потешку.

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки.

8.Занимательная игра «Умывалочка»

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

 Содержание: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку – посмелей, будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!».

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!».

9.Занимательная игра «Делаем прическу»

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Содержание: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!».

Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу ему в руки, при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз.

В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

10.Занимательная игра «Почистим зубки»

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Содержание: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит: «Чтобы зубы не болели, нужно их чистить». Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы.

11.Занимательная игра «Фонтанчики»

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку: «Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!». Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

12.Игра «Кукла заболела»

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Содержание: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!». Взрослый произнести потешку:Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает им повторить действие.

13.Занимательное упражнение «Носики-курносики»

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Содержание: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

14.Занимательное упражнение с тренажером «Завяжи шнурочки»

Цель: учить завязывать шнурки развитие навыка самообслуживания, развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

15.Занимательное упражнение с тренажером  «Солнышко»

Цель: учить застегивать пуговицы

Направленность: развитие навыка самообслуживания, застегивания пуговиц,

развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

16.Занимательное упражнение с тренажером  «Молния».

Цель: учить застегивать молнию.

Направленность: развитие навыка самообслуживания, застегивание молнии, развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

17.Занимательное упражнение с тренажером  «Пирамидка»

Цель: учить «прилеплять липучки»

Направленность: развитие навыка самообслуживания, прикрепление липучек, развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов.Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения...

Сборник сюжетно дидактических игр направленных на развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

В данном сборнике представлены игры используемые воспитателем для работы с детьми младшего дошкольного возраста, при формировании навыков самообслуживания ....

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стре...

Из опыта работы по привитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у де...

«Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» во второй младшей группе

Цель: формирование самостоятельной личности. Формировать у детей навыки самообслуживания;научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;(мыть руки, наводить порядок, одеваться и р...