Консультация для педагогов.Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
консультация по теме

Миненкова Наталья Вячеславовна

Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:


Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Воспитание ребенка раннего возраста в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности. Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей – длительный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по формированию у детей второй младшей группы навыков самообслуживания 

Дети дошкольного возраста с нарушением зрения отстают от нормальных детей в темпах физического развития: рост у них снижен на 3-5%, вес - на 6-10%, жизненная емкость легких - на 3-6%[1].

Нарушение зрительного анализатора обусловливает вторичные отклонения: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры, нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации движений, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, неврозы, быстрая утомляемость.

В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, появляются устойчивые навыки самообслуживания, у ребенка с нарушением зрения наблюдается некая задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требуется больше времени для адаптации к новым условиям, более вдумчивое и детальное знакомство с объектами, для компенсации недостатка визуального восприятия информации[2].

Как отмечает Л.Н. Павлова, на третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими[3].

А.М. Витковская отмечает, что во второй половине младшего дошкольного существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса. Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям. Все это позволяет судить об ориентации детей на новые источники знания о предметном мире, интересе к предмету, об их готовности воспринимать и усваивать информацию о скрытых свойствах предметов и стремиться к ее получению из всех возможных источников. Поскольку уровень познавательной активности всегда взаимосвязан с уровнем развития предметной деятельности ребенка, то выступает как важнейший параметр предметной деятельности[4].

О.В. Закревская считает, что к концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. Например, важно подмести пол, а не просто изобразить движение руки с веником. Появление у ребенка целеполагания, которое предшествует конкретному действию, становится важной вехой в развитии не только его предметно-практической деятельности, но и личности ребенка в целом. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т.е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия. Поэтому целенаправленность предметной деятельности на данном этапе становится важнейшим ее параметром[5].

Л.В. Кораблева отмечает, что самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу "я сам" и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого. Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность. Поэтому включенность в общение со взрослым остается важнейшим параметром предметной деятельности ребенка способствующим развитию оречвленных действий по самообслуживанию.[6].

По мнению Е.Б. Карпушиной, одной из самых важных задач, стоящих перед педагогами и родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения, является формирование у них навыков самообслуживания и личной гигиены. От того насколько ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, опрятно есть, аккуратно пользоваться туалетом, во многом зависти его положение в детском саду, в школе, в семье, отношения со сверстниками зрячими и незрячими и со взрослыми.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий[7].

Е.О. Смирнова подчеркивает, что самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности.

Трудовая деятельность в виде отдельных простейших приемов самообслуживания возникает и начинает активно развиваться уже на втором году жизни ребенка, когда ребенок становится способен сам пить, есть, надевать и снимать, майку, платье, намыливать руки и т.д.

Раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направленными на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте и одежде. В этой деятельности появляется важнейшее новообразование младшего дошкольника – самостоятельность. Таким образом, осуществляется переход ребенка от общей оценке деятельности к конкретной, что обеспечивает его познавательное и личностное развитие[8].

С.Н. Теплюк считает, что освоение трудовыми процессами по самообслуживанию в младшем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего, взрослые помогают овладеть ребенку простейшими микропроцессами (намылить руки, надеть колготки и т.д.), из которых складываются целостные процессы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание и др.) Каждому из микропроцессов свойственны целеполагание, набор определенных действий, своя последовательность выполнения, контрольно-проверочные умения, результат. Поэтому именно в микропроцессах у детей впервые возникают постановка цели, поиск, освоение способов её достижения, зарождаются контрольно-оценочные умения[9].

Б.К. Тупоногов отмечает, что своевременное освоение процессов самообслуживания дает возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным, умелым. Не менее важно в этом возрасте, побуждать его помогать своему сверстнику застегнуть пуговицу, завязать шнурки, снять пальто, шубу. Естественное сотрудничество со сверстниками воспитывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую направленность взаимоотношений с детьми.

При этом следует помнить о том, что если ребенок с нормальным зрением приобретает большинство социально-бытовых навыков в естественном опыте, подражая старшим детям и взрослым, то детей с нарушениями зрения всему этому необходимо учить, так как они не могут овладевать действиями по подражанию. Кроме того, часто педагоги и родители сталкиваются с трудностями в воспитании самостоятельности субъективного характера, связанными с отношением самих родителей к своему ребенку. В тоже время дети, привыкшие к постоянной родительской опеке, нередко негативно относятся к любой деятельности, требующей усилий, не проявляют интерес к занятиям, желания овладеть какими-либо приемами, стремления к самостоятельности[10].

Л.И. Плаксина указывает, что фактический уровень возможностей и физических сил младших дошкольников с нарушением зрения ещё не велик. Они не могут обходиться без посторонней помощи, поэтому на занятиях нужно учить детей обращаться за помощью к взрослым и сверстникам.

Важно, чтобы педагоги и родители поддерживали детское стремление к самостоятельности, не гасили его критической неумелых ещё действий ребенка, не подорвали его веру в собственные силы, высказывая неудовольствие медлительностью и неловкостью. Задача взрослых – помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию[11].

Л.И. Солнцева отмечает, что рост физических возможностей, стремления к самостоятельности позволяет детям с нарушением зрения среднего дошкольного возраста сделать важные шаги для вхождения в реальные трудовые связи с взрослыми и сверстниками. Детей данного возраста можно включать в несложный хозяйственно-бытовой труд семьи и дошкольного учреждения: сервировать стол, мыть игрушки и чайную посуду, вытирать пыль, стирать кукольную одежду, ухаживать за комнатными растениями. Глубокие нарушения зрения не должны являться причинами, ограждающими детей от самостоятельности в выполнении каких-либо бытовых действий. Не следует лишать детей возможности получать радость от сознания, что он сделал это сам, он научился, он умеет. Необходимо помнить, что насколько ребенок самостоятелен сегодня, настолько он будет свободен и счастлив завтра.

В этот период перед взрослыми стоит задача научить детей выполнять бытовые процессы целостно от постановки цели до получения результатов труда. Для этого важно, чтобы они освоили рациональные способы осуществления трудовых действий, научились сами контролировать качество промежуточных и итогового результатов труда[12].

В.А. Феоктистова считает, что при формировании навыков самообслуживания необходимо помнить, что у детей с нарушениями зрения на это требуется гораздо больше времени. Поэтому педагогу и родителям следует проявлять терпение. Следует помнить, что нельзя научить ребенка всему и сразу, так как какое-либо трудовое действие может быть ему непосильно, в связи с недоразвитием крупной и мелкой моторики, координации движений. Для формирования правильного навыка рекомендуется разделить каждый трудовой процесс на отдельные операции, предварительно отработав необходимые действия.

При обучении детей важно опираться на сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание, вкус), а также, если имеется, на нарушенное зрение. Любое действие, выполняемое вначале взрослым, а затем детьми обязательно должно оречевляться.

Таким образом, при обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. У детей с нарушением зрения формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка и ориентирующая на ближайшие задачи.


[1] Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье [Текст] / Пер. с нем. В.Т. Алтухова; Научн. ред. русск. текста Н.М. Назарова. М.: Академия, 2003. 144с.

[2] Литвак А.Г. Психология детей с нарушением зрения. СПб.: КАРО, 2006. 336с.

[3] Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 152 с.

[4] Витковская А.М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения // Дефектология. 2003. №4. С. 40-43.

[5] Закревская О.В. Развивайся, малыш! : Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.: ГНОМ и Д, 2008. 88с.

[6] Кораблева Л.В. Коррекция восприятия ребенка со сложным дефектом развития в процессе занятий по конструированию, лепке, рисованию // Логопед в детском саду. 2006. №1. С. 54-60.

[7] Карпушина Е.Б. Формирование представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста : автореф. ... канд. пед. наук. Москва, 2001. 16с.

[8] Смирнова Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 160с.

[9] Теплюк С. Н. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. М: Мозаика-Синтез, 2005. 104с.

[10] Тупоногов Б.К. Использование офтальмоэргономических рекомендаций в ходе предметного преподавания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях // Дефектология. 2003. №2. С. 58-64.

[11] Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003. 256с.

[12] Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики // Специальная психология. 2006. №2. С. 4-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник сюжетно дидактических игр направленных на развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

В данном сборнике представлены игры используемые воспитателем для работы с детьми младшего дошкольного возраста, при формировании навыков самообслуживания ....

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стре...

Консультация для воспитателей Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателейТема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».Цель: ознакомить (уточнить) воспи...

«Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» во второй младшей группе

Цель: формирование самостоятельной личности. Формировать у детей навыки самообслуживания;научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;(мыть руки, наводить порядок, одеваться и р...