Статья "Массовые гимнастические выступления, как средство развития точности у детей старшего дошкольного возраста"
статья

Горина Наталья Вадимовна

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок имеет определенные унаследованные биологические свойства и типологические особенности основных нервных процессов, но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка. В период подготовки детей большое значение приобретают средства физической культуры, обеспечивающие достижение необходимого уровня физического развития, физической подготовленности, сформированности двигательных умений и навыков.

 Для полноценного, здорового развития важно, чтобы ребенок приобрел навыки здорового образа жизни. Большое значение для физического развития ребенка, по моему мнению занимает гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx54.73 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Массовые гимнастические выступления ка средство развития точности у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок имеет определенные унаследованные биологические свойства и типологические особенности основных нервных процессов, но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка. В период подготовки детей большое значение приобретают средства физической культуры, обеспечивающие достижение необходимого уровня физического развития, физической подготовленности, сформированности двигательных умений и навыков.

 Для полноценного, здорового развития важно, чтобы ребенок приобрел навыки здорового образа жизни. Большое значение для физического развития ребенка, по мнению занимает гимнастика.

Не сомневаюсь, что многие из вас, не раз видели массовые гимнастические выступления. Большое количество спортсменов одновременно, точно и синхронно выполняют различные движения, выстраивают разнообразные рисунки. Такие массовые выступления завораживают зрителя. Меня это зрелищное действие заинтересовало. Возникло ряд вопросов. Что такое массовые гимнастические выступления? Можно ли использовать такой вид выступлений в дошкольных образовательных учреждениях? Как развить точность движений у детей дошкольного возраста?

Массовые гимнастические выступления имеют многовековую историю. Первые гимнастические упражнения были известны за 3000 лет до нашей эры, в древнем Китае, Греции, Индии и использовались в лечебных целях.

В настоящее время вопросы влияния массовых гимнастических выступлений на развитие точности движений освещены недостаточно.  Современные программы не предусматривают использование гимнастических выступлений. Но ведь точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач. В дошкольный период  у детей закладываются основы выполнения точностных движений, поэтому подбор средств и методов для их эффективного развития является весьма актуальной проблемой в процессе их физического воспитания.

Анализ литературы по проблеме подготовки детей к массовым выступлениям  показал, что, с одной стороны, процесс подготовки - это сложнейшая  система многообразных воспитательных и образовательных действий, требующих строгой регламентации и упорядочивания. С другой стороны, констатирует факт слабой разработанности и научной обоснованности используемых методик подготовки детей к таким массовым представлениям.

Характеристика массовых гимнастических выступлений

Развитие детей именно в дошкольном возрасте имеет решающее значение для формирования прочного фундамента физического и психического здоровья человека. В этот период происходит наиболее интенсивное развитие и рост организма, формируется характер, базовые жизненные ценности и черты личности. Для полноценного, здорового развития важно, чтобы уже на этом этапе ребенок приобрел навыки здорового образа жизни.

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. Большое значение для физического развития ребенка занимает гимнастика.

Гимнастика — система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости, точности.

Гимнастические упражнения являются содержанием физкультурно-спортивных праздников в дошкольных учреждениях.

Физкультурно-спортивный праздник, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды физических упражнений (гимнастика, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения) преимущественно на открытом воздухе в сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.

При подготовке и проведении физкультурно-спортивных праздников дети получают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств. Проведение физкультурных праздников стало традиционным в дошкольных образовательных учреждениях. По традиции спортивные праздники принято открывать массовыми гимнастическими выступлениями.

Массовые гимнастические выступления - это жанр зрелищного искусства, в задачи которого входит популяризация средств физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни, демонстрация красоты движений и телосложения участников праздника .

Подготовку массовых гимнастических выступлений следует                  рассматривать как одну из форм занятий физическими упражнениями. Для всех желающих повысить свои двигательные возможности, укрепить здоровье, улучшить осанку эта форма занятий физической культурой является наиболее доступной. Разнообразная двигательная программа, музыкальное сопровождение, праздничная обстановка занятий создают благоприятный эмоциональный фон.

Агитационное значение массовых гимнастических выступлений выражается в их убедительной наглядности. Обычно массовые гимнастические выступления приурочиваются к каким-либо значительным событиям: государственным праздникам, юбилейным датам, крупных соревнований и т.д. Вполне оправданно стремление организаторов таких мероприятий отразить в программе гимнастических выступлений эти события. В таких случаях содержание упражнений, построение и перестроение участников, музыка, художественное оформление, реквизит, дикторский текст и другие атрибуты гимнастического выступления должны быть подчинены основной идее праздника.

Успех массовых гимнастических выступлений слагается из многих компонентов, среди которых зрелищность, точность, спортивная сложность программы и соответствие содержания выступления контингенту участников Зрелищность выступлений обеспечивается: интересным замыслом всего сценария, оригинальным, неожиданным решением отдельных фрагментов выступления, тщательно подобранным музыкальным сопровождением и хорошо сбалансированным художественным оформлением, отличным выполнением всех упражнений и перестроений, оптимальной продолжительностью каждого эпизода выступления. Спортивная сложность программы сама по себе вызывает у зрителя уважительное восхищение, а кроме того, является убедительной наглядной агитацией полезности занятий физической культурой и спортом.

Средства реализации темы выступления (упражнения, построения и перестроения, музыка, реквизит, дикторский и приветственный тексты) должны соответствовать возрастным особенностям участников. Несоответствие действий с возможностями исполнителей может вызвать у зрителей чувство недоумения, а при грубом нарушении этого требования – потерю интереса к выступлению.

Массовые гимнастические выступления по характеру, содержанию и масштабу различны. Гимнастические выступления любого масштаба - это действенное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Массовые гимнастические выступления коллективов обычно строятся в соответствии с основной идеей праздника. Значение гимнастических выступлений заключается в том, что при подготовке к ним участники совершенствуют свою двигательную культуру, умение выполнять упражнения в сочетании с музыкой, легко, уверенно, выразительно. Каждый участник выступления постоянно испытывает воздействие коллективов, что способствует воспитанию организованности, дисциплины, чувства гражданственности.

Наряду с массовыми гимнастическими выступлениями широко применяются сольные выступления гимнастов, являющиеся составной частью праздника. Они могут проводиться на сцене, эстраде, открытых площадках, в цирках, парках культуры и отдыха, на стадионах и др.

Массовые гимнастические выступления последних лет разнообразны как по своему содержанию, так и по композиции. Они умело художественно оформлены, сопровождаются хорошо подобранными или специально созданными музыкальными произведениями. Они имеют самую различную направленность.

Большое значение в физическом развитии, образовании и воспитании детей дошкольного возраста имеют спортивные мероприятия и праздники, а так же массовые выступления . Доступность и полезность их доказана многочисленными научными исследованиями. Очень оживляет праздник выступление детей с физкультурными упражнениями и танцами со скакалками, лентами, мячами и другими предметами.  

Гимнастика имеет огромное оздоровительно-гигиеническое значение. Так же  формирует важные прикладные навыки и умения в преодолении различных препятствий, переноса тяжестей и т.д., совершенствует координационные способности человека.

Гимнастика - эффективное средство эстетического воспитания человека, так как в ней широко используется музыкальное сопровождение. Техника гимнастических упражнений предусматривает легкость и выразительность движений, элегантность действий исполнителя. Это способствует развитию эстетических вкусов гимнастов.

Массовые физкультурно-спортивные мероприятия позволяют решить целый комплекс различных задач: служат пропаганде физической культуры и спорта, способствуют выявлению желающих заниматься различными видами спорта и физическими упражнениями, дают возможность занимающимся определить свой уровень физической подготовленности, способствуют патриотическому воспитанию – особенно в процессе проведения мероприятий, посвященных памятным дата.

В основе проведения спортивно-оздоровительных мероприятий лежит принцип наглядности, заключающийся в четкости и красочности проведения, ритуале открытия и закрытия.

        Утробина К.К. убеждает в том, что все комплексы общеразвивающих упражнений включают в себя упражнения с предметами: обручами, палками, средними и большими мячами, султанчиками, флажками, платочком, кубиками. Применение предметов усиливает эффективность упражнений.            

Существенное значение имеют исследования Смирновой Л.А., показывающие, что сомкнутые шеренги, колонны и круги не только разнообразят упражнения, но и воздействуют на новые, ранее не охваченные части тела и группы мышц. Кроме того, у занимающихся развивается точность движений, умение  координировать групповые действия.

Б.Н. Петров отмечает, что общеразвивающие упражнения с предметами увеличивают нагрузку на отдельные группы мышц в исходных положениях, позволяют задавать более быстрый темп движений, увеличивают интенсивность движений, изменяют их характер (резкие, плавные и др.) .

Использованные при обучении пособия позволяют эффективнее осваивать движения. Они дают более четкое представление о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий (мышечно-двигательных, осязательных, слуховых, равновесия и ускорения), возникающих в процессе выполнения упражнений с предметами.

Смирнова Л.А. отмечает, что с помощью упражнений с предметами значительно расширяется диапазон движений и развитие двигательных функций. Совершенствуется координация движения рук и, прежде всего кисти пальцев, выполняющих в трудовых действиях тонкую и ответственную работу, что имеет большое  значение в жизни человека.

Предметы, согласно исследованиям Гончарова В.И., являются зрительными ориентирами, ограничителями движений, дают детям выбор различных мышечных ощущений (упражнения с мячами разной массы и др.), способствуют слуховому восприятию движения (упражнения со скакалкой, мячом). А также предметы позволяют конкретизировать задание, поставить его четко и наглядно (к примеру, положить палку на пол, поднять вверх) и тем самым развивают способность контролировать свои движения, замечать ошибки и сознательно исправлять их.

Утробина К.К.. доказала, что в процессе упражнений с предметами дети познают их свойства: цвет, форму, массу, фактуру материала, особенности движения в пространстве, запоминают направление движения.

По мнению Воронина Д.И., как бы ни были разнообразны массовые гимнастические выступления по своим масштабам, тематике и другим условиям проведения, все же можно перечислить их основные составляющие элементы. К ним относятся: выходы, массовые вольные упражнения, акробатика, сольные упражнения, массовые построения и пирамиды, фоновые действия, уходы.

Ссылаясь на исследования Воронина Д.И. можно охарактеризовать основные элементы массовых гимнастических выступлений следующим образом:

Выходы. Оттого, насколько хорошо будет задуман и выполнен выход, во многом зависит успех всего выступления. Элемент новизны и неожиданности в начале выступления вызывает у зрителя эмоциональный подъем и благожелательное отношение к последующим событиям даже в тех случаях, когда основные действия (упражнения) выполняются на среднем уровне. И на оборот, слабое начало вызывает у зрителя чувство недоверия к возможностям участников даже при хорошем выполнении последующих эпизодов выступления.

Массовые вольные упражнения. В программе любого гимнастического выступления вольным упражнениям по праву отводится ведущее место. Беспредельное разнообразие движений, потенциально заложенных в этом виде, позволяет участникам выступлений демонстрировать ловкость, точность, гибкость, силу, красоту движений, т.е. все то, к чему зритель относится с уважительным восхищением.

Разнообразие ритмов и огромный темповой диапазон (до 150 движений в минуту) вольных упражнений открывают широкие возможности к использованию в выступлениях практически любого музыкального материала. К достоинствам вольных упражнений следует отнести также неограниченный диапазон доступности (от простейших комплексов утренней гимнастики до композиций, с которыми выступают ведущие мастера на соревнованиях по художественной и спортивной гимнастике).

Композиции вольных упражнений могут быть как этюдного, так и тематического плана (спорт, игра, сказка, народные обряды, трудовые процессы и т.д.). Развитию темы может способствовать реквизит (мелкий спортивный инвентарь, шесты, флажки, полотнища и т. д.).

Интерес зрителя к выступлениям акробатов (прыгуны, силовые и смешанные пары, участники групповых упражнений) объясняется и необычностью упражнений акробатов, и динамичностью действий, и непостижимой (на первый взгляд) ловкостью и смелостью, с которой выполняют свои упражнения акробаты. Для достижения синхронного выполнения требуется значительно больше того репетиционного времени, чем могут располагать руководители выступлений. Поэтому для подготовки массового акробатического номера постановщик вынужден или упрощать программу, или отказаться от его синхронного выполнения.

Если в программу гимнастических выступлений включаются сольные выступления, то, как правило, солисты бывают уже готовы к ним. На репетициях определяется только их место в программе выступления, иногда проводится небольшая редакция, а главное – уточняется роль основного состава участников во время сольного выступления. Сольное выступление можно усилить за счет ограничения площадки. Если движения группы по содержанию, темпу будут соответствовать движениям солиста, то его выступление будет более ярким и богатым.

Массовые построения и пирамиды – это построения фигурами участников выступления плоскостных изображений, например лозунгов и приветствий. Подобные массовые построения, которые несут большую идейную нагрузку и которые зритель обычно глубоко и эмоционально воспринимает, не требуют значительных затрат репетиционного времени.

Фоновые действия сопровождают и усиливают зрелищный эффект массовых гимнастических выступлений. Для этого на трибуне, противоположной главной, размещается специальная группа участников выступления со специальными флажками. По ходу выступления фонирующая группа меняет цвет фона, показывает (мозаично) цифры, слова, эмблемы, символы и т.д. по сценарию выступления.

Разрабатывая графики движения участников выступления на уходе, следует помнить, что выступление, и в частности его апофеоз, уже состоялось. Поэтому в поиске лучшего варианта нужно выбирать такой, в котором уход участников выступления с площадки был бы четким, коротким по времени и мажорным по настроению.

Как писалось ранее, трудно представить себе гимнастическое выступление без музыкального сопровождения. По мнению Кузнецова В.А.   [13] музыка усиливает и делает более доходчивой смысловую сторону гимнастического выступления и вместе с этим берет на себя значительную долю эмоциональной нагрузки. В связи с этим подбирать музыкальный материал нужно так же тщательно и вдумчиво, как и все содержание гимнастического выступления.

При подборе музыкального материала следует учитывать:

а) соответствие музыкального материала теме праздника, которому посвящено выступление;

б) качество музыки как произведения искусства. Музыкальные         произведения, не получившие признания у зрителей, могут вызвать отрицательные эмоции;

в) соответствие музыкального содержания действиям участников выступления;

г) при выборе музыкального произведения следует согласовывать темп упражнения с нормальным темпом выбранного музыкального произведения;

д) четкость и равномерность метрического отсчета. Музыкальные произведения, в которых отдельные части исполняются с изменением метрического отсчета и вряд ли могут быть использованы для массовых гимнастических выступлений, так как создают условия для нарушения синхронности в действиях участников;

е) контрастность музыкальной программы по жанру и настроению. Это особенно важно учесть для тех случаев, когда выступление состоит из нескольких эпизодов и продолжается более 8-10 мин.

Также немаловажно и художественное оформление. По мнению А.Л. Дружкова оно помогает восприятию идеи гимнастического выступления, создает зрительную иллюзию абсолютной точности, синхронности совместных действий участников, усиливает контрастность, выделяет и подчеркивает главное в программе выступления [10].

Согласно исследованиям Утробиной К.К. основными компонентами художественного оформления являются: покрой, фактура и расцветка костюмов участников, архитектура, материал и расцветка реквизита и инвентаря, оформление площадки и примыкающего к ней пространства [25].

По мнению Воронина Д.И и Кузнецова В.А. при разработке эскизов художественного оформления выступлений необходимо учитывать:

а) зрительное восприятие участников. Если главной задачей массовых гимнастических выступлений является агитация за физическую культуру и спорт, то это и должно лечь в основу поиска наиболее подходящей модели костюма участника. Систематические занятия физическими упражнениями делают человека стройным, гармонично развитым, его тело становится прекрасным. Нужно предоставить возможность зрителю в этом наглядно убедиться;

б) праздничность гимнастического выступления. В расцветке костюмов участников желательно избегать серовато-темных тонов. Если это невозможно, тогда попытаться сделать костюм более праздничным за счет  отдельных элементов (вставки, орнаменты, блестки и т. п.);

в) сочетание расцветки костюмов, реквизита, инвентаря, площадки и фона. Площадка выступления (травяная, земляная, асфальтовая), дальний фон (трибуна, здание, задник сцены, забор, лес и т.п.) – факторы постоянные. Чтобы выделить главное – участников выступления, необходимо подобрать расцветку костюмов участников, окраску реквизита и инвентаря, гармонирующую с фактурой постоянных факторов[4],[13].

В настоящее время проведение массовых гимнастических выступлений на различных физкультурных праздниках стало традиционным и в дошкольных образовательных учреждениях.

1Особенности точности движений как физического качества

Понятие «точность движений» часто используется в литературе, рассматривающей движения, причем как теоретического, так и практического толка. Однако до сих пор ведутся дискуссии о содержании этого понятия, что не удивительно в связи с масштабностью явления. Его многоплановость вынуждает некоторых исследователей упрощать проблему и рассматривать сугубо практические вопросы, ограничиваясь лишь отдельными аспектами точности движений.

Обратимся к словарю Русского языка С.И. Ожегова . В нем «точность» определяется как степень точного соответствия чему-нибудь. С таким определением нельзя не согласиться, если ориентироваться на его смысл, а не на формулировку, в которой раскрываемый термин им же и характеризуется. Действительно, только в том случае можно говорить о точности чего-либо (работы механизма, глазомера, движений и т.д.), если оно соответствует каким-либо образцам, или заданным (точность хода часов, точность кройки изделия по лекалам, точность попадания в цель, точность езды по трассе и др.), или установившимся вобществе (точность формулировок, точность следования этикету и т.д.).

Таким образом, точность характеризуется соответствием каким-либо стандартам. В этом случае, согласно исследованиям Гончарова В.И. «точность движений» – это соответствие выполняемых движений заданным или сложившимся стандартам. В первом случае это будет, например, точность броска в баскетбольное кольцо, во втором – точность следования общепринятой технике движений. Важно также отметить, что точность движений в первую очередь должна рассматриваться как качество отдельного движения или комплекса движений. Например, оценивая качество приземления гимнаста в конкретном опорном прыжке, мы оцениваем в первую очередь его точность.

Зациорский В.М. убеждает, что все движения, выполняемые на точность, могут быть с использованием наглядного контроля со стороны органов чувств, или без него . В первом случае это может быть вычерчивание линии между двумя точками со зрительным контролем, во втором – вычерчивание той же линии, но на основании представлений о расстоянии между этими точками или по памяти, на основании ранее выполненного движения. Первые движения выполняются за счет слежения, которое может представлять один из видов операторской деятельности, вторые – за счет воспроизведения сформированных представлений или зафиксированных в памяти параметров выполненных ранее движений.

В.И. Гончаров доказал, что движения на точность также могут выполняться произвольно, с сознательным контролем точности, или автоматизировано за счет сформированного навыка. Движения могут быть собственно точностными (выполнение движений в комбинации вольных упражнений в гимнастике), или опосредованно точностными с использованием снарядов (бросок мяча в баскетбольную корзину, выполнение упражнений со снарядами в художественной гимнастике и др.). В первом случае требуется выполнение движений отдельными частями тела в определенной последовательности и с определенными параметрами для того чтобы в итоге получить какое либо стандартное движение на выходе (или рукой, или ногой, или др. частью тела). Во втором случае необходимо придать определенный импульс движения снаряду и для этого выбирается определенное его направление, траектория и скорость. При этом между ними существуют определенные соотношения, например, (чем более крутая траектория, тем большая требуется скорость). Кроме того, движения могут выполняться с потерей контакта со снарядом (бросок мяча в баскетбольное кольцо), и без потери контакта (укол в фехтовании).

Движения на точность, достигаемые с помощью выпущенного снаряда, относятся к области понятия «меткость» и распространяются на баллистические движения. К ним следует применять термин «меткие движения», а к соответствующим способностям – меткость.

По мнению Дягтерева Е.И. точность движений в своем большинстве – это пространственно-временная категория [9]. В редких случаях ставится задача правильно соответствовать временному, или силовому параметру. Хотя такое и возможно. Например, следует точно распределять усилия при подъеме штанги на грудь, в метаниях, точно следовать определенной частоте движений в беге.

 Важно найти место «точности движений» в системе существующих понятий, связанных с движениями. В первую очередь следует соотнести ее с двигательными (физическими) качествами, двигательными (физическими) способностями. Не вдаваясь в многочисленные нюансы толкования этих понятий, В.И.Гончаров под двигательными (физическими) качествами отмечает определенные функциональные двигательные возможности человека [6]. Они проявляются в возможности проявлять при выполнении движений силу, быстроту, выносливость и их координацию. При этом, как отмечает В.М. Зациорский, «физические качества» проявляются в одинаковых параметрах движений и измеряются тождественным способом – имеют один и тот же измеритель (например, максимальную скорость); имеют аналогичные физиологические механизмы и требуют проявления сходных свойств психики[12].

Под такое определение двигательных (физических) качеств можно без сомнений отнести и «точность движений». Она, если рассматривать ее как качество, представляет собой как раз определенную функциональную двигательную возможность выполнять движения – в соответствии с нужными параметрами. Кроме этого, «точность движений» и измеряется в определенных единицах – в сантиметрах, градусах, секундах, килограммах.

Во многих случаях «точность движений» как функция и показатель входит в структуру двигательного качества «координация движений». Но это не может служить причиной не рассмотрения ее как отдельного двигательного качества, т.к. и координация движений определяет «точность движений».

 Что касается двигательных (физических) способностей, то ориентируясь на понимание их как относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные возможности человека в двигательной сфере, «точность движений» также может входить в состав этих способностей – способностей, проявляющихся в точном выполнении        движений. И действительно, если вспомнить множество примеров проявления разной степени точности движений, например, при бросках мяча в баскетбольную корзину. Эти способности во многом зависят от координации движений, ведь что как не она позволяет выполнять слаженную последовательность движений с точным дозированием параметров, что, в свою очередь, определяется точностью дифференцирования параметров.

По мнению Горской И.Ю. важную роль играет и точность воспроизведения параметров, имеющая свои психофизиологические механизмы, и зависящая от так называемой «зоны неосознаваемости» ошибок воспроизведения [7]. Но так как движения невозможны без предварительного, текущего и завершающего восприятия движений, то способности к этому виду психической деятельности также должны входить в физическое качество, способность – «точность движений». Такое восприятие включает дифференцирование параметров движений, оценку их, в том числе с помощью глазомера, соответствующее представление движений, которое может иметь искажения по отношению к эталону.

Зациорский В.М. отмечает, что на точностные движения могут влиять различные сбивающие условия [12]. С ситуациями отрицательного влияния на точность внешних и внутренних условий рано или поздно сталкиваются все спортсмены, представители трудовых профессий. У первых это приводит к неудачному тренировочному или соревновательному результату, у вторых – к браку или к задержкам при выполнении трудовых операций. Выполнение движений на точность в немалой степени зависит от уровня эмоционального возбуждения человека. При этом отрицательно может действовать как высокий, так и низкий уровень психоэмоционального напряжения. К психическим факторам, которые могут помешать точному выполнению движений может привести и так называемая фасилитация.

Как свидельствует Гончаров В.И. она проявляется в виде реакции на присутствующих, которые могут быть пассивными зрителями, выполнять ту же, но несовместную деятельность, совместную деятельность [6]. На качество реализации двигательного навыка влияет состояние и самочувствие человека. Спортсмен, находясь в состоянии боевой готовности, способен показать наивысшую точность в заученном физическом упражнении. Состояние же предстартовой лихорадки, стартовой апатии не способствуют показу хороших результатов в движениях на точность. Плохое самочувствие, например, во время болезни, также снижает качество таких движений. Точность движений подвергается влиянию предшествовавшей двигательной нагрузки. Этот факт был выявлен в исследовании Гуськова С.И., в котором было получено, что двигательная нагрузка, усиливая моторное возбуждение, может изменять знак ошибок воспроизведения амплитуд движений [8]. Двигательная нагрузка, вызывающая утомление, также может служить причиной нарушения точности.

Зациорский В.М. доказал, что на выполнение точных движений может влиять состояние мышц, в том числе связанное с двигательной нагрузкой [12].

Таким образом, авторы Гончаров В.И., Гуськов С.И., Горская И.Ю. и Зациорский В.М. доказали, что «точность движений» может рассматриваться как качество отдельного движения или какой-то суммы движений, двигательное (физическое) качество, двигательная (физическая) способность В первом случае она может проявляться или в произвольном движении, с сознательным контролем за его качеством, или при воспроизведении двигательного навыка, автоматизировано. Она может также достигаться при воспроизведении ранее выполненного движения, или по сложившимся представлениям. Кроме этого, движения на точность могут выполняться со снарядами, без потери или с потерей контакта с ними. Как двигательное (физическое) качество, двигательная (физическая) способность «точность движений» определяется развитыми способностями к точному восприятию движений и способностями к точному исполнению движений. Первые, в свою очередь, зависят от способностей к дифференцированию параметров, оценке движений, в том числе глазомере, от качества представления движений. Вторые – от точности дифференцирования параметров, точности дозирования параметров, координации движений точности воспроизведения движений. Точность движений в каждом конкретном случае зависит от уровня эмоционального возбуждения, состояния и самочувствия человека, состояния его мышц. Фасилитация, проявляющаяся во влиянии окружающих на деятельность, также может оказывать влияние на точность движений.

1Специфика формирования точности движений в массовых гимнастических  выступлениях

У детей дошкольного возраста интенсивно развиваются все системы организма, формируются двигательные умения и навыки, закладываются основы выполнения точностных движений, которые обеспечивают эффективность всей двигательной активности ребенка.

 Существенное значение имеют исследования Правдова Д.М., которые доказывают, что развитие точности движений детей дошкольного возраста достигается в ходе их обучения различным видам двигательных действий: метаниям, броскам и ловле мяча, ударам ногой по мячу и другие. Часто решение данной задачи осуществляется без соблюдения ряда важнейших требований: не учитываются основные биомеханические особенности организации движений у детей в различных плоскостях пространства; отсутствуют специально разработанные рекомендации контроля за правильностью и точностью выполнения двигательных действий детьми.

В настоящее время недостаточно разработаны методики занятий физическими упражнениями, обеспечивающие эффективное развитие точности выполнения движений разными звеньями опорно-двигательного аппарата. Поэтому подбор средств, форм и методов развития координации движений, в том числе и точности их выполнения является весьма актуальной проблемой в теории и практике физического воспитания детей дошкольного возраста.

Как отметил Гончаров В.И., каждое движение человека формируется в центральной нервной системе, где создается двигательная программа. Двигательные программы у детей дошкольного возраста имеют свои особенности формирования и зависят от модели потребного будущего [6].

При этом Утробина К.К. отмечает, что точность движений влияет на результат всего двигательного действия и соответственно на полную картину массового гимнастического выступления [25].

Массовые гимнастические выступления требуют определенной подготовки. Способность к точному выполнению движений во время массовых гимнастических выступлений, развивают, прежде всего, посредством применения общеподготовительных упражнений при систематическом повышении и координационной сложности.

Их примером могут быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища, при выполнении  общеразвивающих упражнений без предметов, ходьба и бег в заданном направлении, упражнения на точность оценки пространственных параметров дальности.

Как отмечает Правдов Д.М. при характеристике техники двигательных действий к их точности в процессе занятий физической культурой и в условиях жизненной практики предъявляются различные требования. Так, в одних случаях требуется особенно точное соответствие заданным пространственным параметрам (например, принятым в гимнастике); в других – особая точность во времени (например, в стартовых движениях на обусловленный сигнал); в третьих – итоговая общая так называемая финальная точность действия при том, что отдельные параметры движений жестко не лимитируются (например, при поражении цели). Отдельные проявления точности движений количественно оценивают с помощью соответствующих измерительных процедур [22].

По мнению Матвеева Л.П. для суждения о двигательно-координационных способностях такие частные показатели точности движений важно учитывать в комплексе. В этой связи надо иметь в виду, что для совершенной координации целостных двигательных действий требуется не только точность каких-либо отдельных параметров движений (пространственных, или временных, или динамических), но и тонкое регулирование их соотношений в составе целого [16].

Как отмечает Платонов В.М. в процессе подготовки к массовым гимнастическим выступлениям проблема развития точности движений, а следовательно, координационных способностей, занимает как бы промежуточное, пограничное положение между развитием физических качеств человека, прежде всего, таких как двигательная ловкость, способность к мышечному расслаблению и т. д. и процессом управления двигательными действиями, например, через ориентационные и ритмические способности [21]. От степени развития мышечного чувства и проявления пластичности корковых нервных процессов зависит скорость образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Эти способности основаны преимущественно на проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятия имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и др.).

По мнению Гончарова В.И. точность в массовых гимнастических выступлениях любого двигательного действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении сенсорных систем, так и от способности человека осознанно воспринимать свои ощущения [6]. Способность воспринимать и различать изменения в движениях (вплоть до минимальных) по пространственным и временным параметрам хорошо тренируема. Труднее воспринимаются величины мышечного напряжения.

Зациорский В.М. доказал, что в каждом виде физических упражнений и виде спорта мышечно – двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются специализированные восприятия, получившие наименования: «чувство дистанции» «чувство времени» «чувство мяча». Из этого следует, что пространственная, временная и силовая точность движений связана с тонкостью специализированных восприятий и их совершенствованием [12].

Архипова Ю.А. убеждает что, гимнастические выступления в целом можно характеризовать как вид спорта, в котором сложно-координационные действия выполняются в относительно постоянных условиях с оценкой мастерства по критериям трудности программы, ее композиции и качества исполнения [1]. Условно все гимнастические элементы или соединения, за исключением простейших, относятся к тем или иным группам трудности. Количество трудных элементов и соединений оговариваются правилами соревнований, и характеризует их содержание.

В процессе обучения упражнениям, характерным для гимнастики, особая роль отводится точности исполнения и синхронности. Сложность двигательного действия, а, следовательно, и сложность координированности часто возрастает вследствие большого разнообразия и количества взаимосвязей между частями двигательного действия.

Как отмечает, Горская И.Ю. под координационными способностями понимаются: точность исполнения отдельных элементов, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим соответственно требованиям изменяющейся остановки [7].

По мнению Зациорского В.М. объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, можно в определенной мере разбить их на 3 группы [12].

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений. Они зависят от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства».

Вторая группа. Способности поддерживать статистическое и динамическое равновесие. Они зависят от способности удерживать статистическое положение тела, то есть равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статистических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности). Это управление тактической напряженностью и координационной напряженностью.

В таких видах спорта, которые имеют периодически обновленную программу необходимо образовывать новые, все усложняющиеся формы движений.

Матвеев Л.П. отмечает, что высокий уровень развития сложно-координационных способностей означает, что ребенок старшего дошкольного возраста: 

  1. умеет выполнять сложные двигательные действия,
  2. выполняет их, точно (точность в данном случае означает, что биомеханические характеристики этих движений близки к эталонным), 
  3. быстрее других перестраивает свою деятельность при изменении внешних условий, 
  4.  быстрее осваивает новые двигательные действия [16].

Обобщая многочисленные определения сложно-координационных способностей, В.М. Платонов предложил под такими способностями понимать умение наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно [21].

Сложно-координационные способности и теории и методике физкультурного образования и спортивной тренировки обычно рассматриваются как одно из специфических физических качеств.

Зациорский В.М. доказал, что движение будет точным, если его пространственные, временные и силовые характеристики соответствуют двигательной задаче [12]. В спортивной практике часто ограничиваются фактом самого выполнения движения (подъём махом – выполнен или не выполнен). Однако движение может быть выполнено с различной степенью целесообразности, экономичности. Точные движения отличаются особо высокой экономичностью.

Лях В.И. отмечает, что организация, программирование и управление любым двигательным действием на разных этапах центральной нервной системы по принципу динамической субординации [15]. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда регулируют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские, или моторные стороны движений. Сенсоры коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательные действия, устойчивость опорных частей тела, энергичность, плавность всех звеньев участвующей цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.п.

При определении понятия координационные способности, принципиальными является вопрос: каковы критерии оценки этих способностей. Результаты многолетних исследований различных ученых (Зациорский В.М., Гончаров В.И., Правдов Д.М.) позволяют сделать следующие обобщения. Каковы же главные критерии оценки координационных способностей? При ответе на этот вопрос мы отталкивались от современных позиций физиологии и современных позиций физиологии и психологии активности, кибернетики, биомеханики физических упражнений, раскрывающих особенности поведения сложных систем, включая систему управления движениями, где ведущую роль играют категории оптимальности целенаправленности.

В соответствии с этим, главными критериями оценки координационных способностей мы считаем следующие четыре основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики.

Согласно исследованиям Матвеева Л.П. рассмотрим признаки, отражающие координационные способности. Правильность выполнения двигательных действий имеет две стороны:

  1. качественную (названную Н.А. Бернштейном адекватностью), которая заключается в приведении движений к намеченной цели. 
  2. количественную – точность движения [16]. 

Во всех случаях речь идёт о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Эта точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения. Обнаружен положительный перенос целевой точности, проявляемой в различных баллистических движениях, имеющих установку на меткость.

Как отмечает Назаров В.П. в другой группе случаев целевая точность «применяет процессуальный характер», обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию мышечных усилий, т.е. по ходу движений [18].

 Следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений; точность реакции на движущийся объект; целевую точность или меткость. Хотя в литературе имеются сведения о том, что между данными показателями точности в отдельных случаях существуют положительные связи, однако гораздо больше оснований считать, что названные показатели являются относительно самостоятельными проявлениями точности, которые с разных сторон характеризует координационные способности человека.

 Анализ литературы показал, что многие исследователи уделяли вопросу развития точности движений в массовых гимнастических выступлениях большое место в своих исследованиях.

 В дошкольный период детства у детей закладываются основы выполнения точностных движений, поэтому подбор средств и методов для их эффективного развития является весьма актуальной проблемой в процессе их физического воспитания.

Известно, что чем богаче у человека фонд двигательных умений и навыков, тем большими возможностями он располагает для построения новых двигательных действий (когда в этом возникает необходимость) так как любое двигательное действие строится на основе старых координационных связей, из совокупности уже известных двигательных элементов. При этом основная задача по развитию двигательно-координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста заключается в накоплении запаса движений и их объединении в более сложные двигательные навыки в будущем.

Анализ научно-методической литературы показывает, что программный материал по физическому воспитанию реализуется не всегда методически грамотно, часто без должного соответствия возрасту и возможностям детей, без направленности на развитие отдельных мышечных групп. Исследователи отмечают, что недостаточно используются варианты основных видов движений и их комбинации, программный материал мало ориентирован на развитие координационных способностей, дифференцировку и точность выполнения движений. При этом вследствие однообразия организации занятий и отсутствии стимулов при выполнении упражнений, у детей наблюдается снижение интереса к выполняемым двигательным действиям.

Уровень развития двигательно-координационных способностей, в том числе и точности, в значительной степени зависит и от того, насколько развита способность ребенка, к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения опорно-двигательного аппарата и его звеньев в пространстве, т.е., чем точнее ощущает ребенок свои движения, тем более высока его способность к всякого рода двигательной перестройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками. Вместе с тем двигательно-координационные способности во многом определяются функциональными возможностями сенсорных систем, принимающих участие в управлении движениями, состоянием нервно-мышечных механизмов регулирования функций двигательного аппарата и приобретаемым двигательным опытом.

Развитие точности движений детей дошкольного возраста решается в ходе обучения различным видам двигательных действий. Однако в большинстве своем решение данной задачи осуществляется без соблюдения ряда важнейших требований. В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных организациях социальная программа развития не обеспечивает реализацию возможностей, заложенных биологической программой развития в строении опорно-двигательного аппарата детей. Прежде всего, это выражается в том, что не учитываются основные биомеханические особенности организации движений в различных плоскостях пространства; отсутствуют специально разработанные рекомендации по контролю за правильностью и точностью выполнения двигательных действий детьми. При этом чаще всего обучение осуществляется не специалистами по физической культуре, что ведет к формированию неправильной структуры двигательного действия, закреплению неверного двигательного навыка, а также к негативному влиянию на опорно-двигательный аппарат и в целом на общее состояние здоровье детей.

Основная задача физического воспитания дошкольников по развитию точности движений заключается в том, чтобы научить детей взаимодействию с физическими условиями среды, преодолевать и уравновешивать различные силы, соизмерять их в пространстве и во времени.

Проведенный анализ дает основание утверждать, что к настоящему времени в области научно-теоретических знаний по проблеме методики развития точности движений у детей дошкольного возраста, образовался серьезный пробел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изоэкологии»

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображен...

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Выступление на педсовете. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....

Конспект выступления на РМО воспитателя Кравченко Натальи Вячеславовны на тему: «Театральный кружок как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Слово «театр» обладает удивительной магией! Взрослый человек, услышав его, начинает перебирать в памяти спектакли, на которых побывал, вспоминает известных актеров, интерьеры театральных з...