Артикуляционная гимнастика
консультация

Абрамова Светлана Александровна

Артикуляционная гимнастика - очень важно!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика - очень важно!

Слайд 2

- Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата . Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. - Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. - Общеизвестно , что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их устранением нужно с раннего детства. Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Слайд 3

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнут заниматься логопед, педагог и родители: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым произношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем – и детям и взрослым говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

Слайд 4

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений. Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений

Слайд 5

Артикуляционные упражнения

Слайд 6

«Окошко» Улыбнись, покажи зубки. Открой рот .

Слайд 7

«Трубочка» Вытяни губы вперед – трубочкой.

Слайд 8

Артикуляционные упражнения для свистящих звуков ( с,с ` , з,з ` ,ц )

Слайд 9

«Блинчик » Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу.

Слайд 10

«МЕСИМ ТЕСТО» Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та …; пошлёпать язык губами пя-пя-пя …; закусить язык зубами и протаскивать его.

Слайд 11

« Кто дальше загонит мяч» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук «ф», подуть на комочек ваты или на маленький мячик так, чтобы он улетел на край стола.

Слайд 12

« КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться , открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз » - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

Слайд 13

«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться , приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Слайд 14

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться , открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Слайд 15

Артикуляционные упражнения для шипящих и сонорных звуков (ш, ж, ч, л, л ` ,р, р ` )

Слайд 16

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. « ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Слайд 17

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Слайд 18

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Слайд 19

«МАЛЯР» Улыбнуться , открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Слайд 20

«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Прижать (присосать) широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

Слайд 21

«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Слайд 22

«ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Слайд 23

«ЛОШАДКА»

Слайд 24

«ДЯТЕЛ» Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».

Слайд 25

« Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

Слайд 26

Характеристики свистящих звуков

Слайд 28

Характеристики шипящих звуков

Слайд 30

Характеристики сонорных звуков

Слайд 33

ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА Произноси указанные звуки четко и длительно: столько, сколько ведешь карандашом по звуковым дорожкам.

Слайд 34

ЗВУК С

Слайд 35

ЗВУК З

Слайд 36

ЗВУК Ш

Слайд 37

ЗВУК Ж

Слайд 38

ЗВУК Л

Слайд 39

ЗВУК Р

Слайд 40

Желаю терпения и удачи!



Предварительный просмотр:

Социальные и игровые навыки, наблюдаемые при типичном развитии

0 - 2 месяца

Смотрит на лица

Имитирует некоторые выражения лица взрослого

Делает движение или переводит взгляд на звук голоса

2–4 месяца

Улыбается и устанавливает зрительный контакт на коротких расстояниях Играет со своими ногами и руками, покачивая, потирая и хватая

4–6 месяцев

Имитирует широкий спектр выражений лица Узнает знакомых людей на расстоянии

Кричит, лепечет и начинает подражать интонации и темпу речи

Ищет привязанность (например, поднимает руки, чтобы его взяли и обняли) Тянется и пытается схватить игрушки

Может держать игрушку и трясти ее (например, погремушкой)

6–9 месяцев

Различает знакомых людей и незнакомцев (например, ведет себя с мамой иначе, чем с неизвестным человеком)

Играет с различными игрушками, но есть любимые игрушки

Реагирует на голоса, издавая звуки

Использует жесты для общения (например, протягивает руку к желаемому объекту, глядя при этом на взрослого человека, способного достичь объекта) Играет в простые социальные игры (например, ку-ку)

9–12 месяцев

Откликается на простые устные инструкции (например, иди сюда) Разделенное внимание хорошо развито

Использует игрушки различными способами

Вручает предметы людям, чтобы начать игру (например, приносит папе одеяло, чтобы начать игру в прятки)

Использует две или более игрушки вместе (например, стучит блоками)

12–18

месяцев

Простая игра «понарошку» (например, кукла пьет из пустой чашки) Рисует каракули карандашами

Тянет игрушки на веревочке

2 года

Ищет других детей, подходит и играет рядом, но не напрямую с ними (то есть, параллельная игра)

Указывает на картинки в книгах  

Знает имена знакомых людей

Играет в простые игры «понарошку» Укладывает блоки, строит блочные конструкции

Подвижная игра с участием предметов (например, пинает и бросает мяч)

3 года

Проявляет привязанность, заботу и сочувствие к друзьям (например, целует

«болячку» другого человека) Играет по очереди

Возвратный разговор (диалог)

Завершает простые головоломки без зацепов

Игра «понарошку» включает в себя несколько игрушек (куклы и кукольные домики) и более сложные темы

4–5 лет

Предпочитает играть с другими детьми Играет в настольные или карточные игры

Планирует игры и активности заранее

Обеспокоены тем, нравятся ли они друзьям



Предварительный просмотр:

ИГРОТЕРАПИЯ С РЕБЕНКОМ РАС

Основная проблема ребенка с РАС (с расстройством аутистического спектра), которая мешает ему осваивать навыки и адаптироваться к миру, мешает ему учиться у взрослых – это социальная «слепота». Он не понимает, что у вас есть чувства, мысли и желания, он не понимает, что между вами и шкафом есть разница.

Социальное и эмоциональное развитие ребенка с РАС, предшествует и помогает его когнитивному развитию. Ребенка с РАС нужно заинтересовать в другом человеке, научить получать от него удовольствие и понимать азы социального взаимодействия.

Самыми эффективными инструментами для этого являются игра и эмоции (умение их распознавать, выражать и организовывать свое поведение на их основе).

«С ЧЕГО НАЧАТЬ ИГРУ С РЕБЕНКОМ С РАС?»

 Начинать играть нужно с сенсомоторных игр, т.е. игр, содержанием которых является активное движение и получение разнообразных ощущений. Первые игры должны быть очень простыми, так как они направлены на формирование у ребенка желания вступать со взрослым в контакт и дают опыт позитивного взаимодействия – без требований, без руководящего контроля. О каких играх идет речь? Например, о «козе рогатой», «в ямку бух», катании в одеяле, догонялках и пр. Не смотрите на эти игры свысока! Они очень полезны!!!

КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МОЖНО ДОСТИЧЬ ДАЖЕ ПРОСТЫМИ ИГРАМИ?

  • Ребенок начинает смотреть в глаза;
  • Позволяет прикасаться к себе и сам касается других;
  • Развивается имитация;
  • Развивается разделенное внимание;
  • Ребенок следит за взрослым, ему интересно, что вы делаете;
  • Ребенок сам инициирует игру и начинает привлекать для этого других взрослых/ домочадцев (маму, папу, братьев, сестер);
  • Ребенок учится ждать, соблюдать правила;
  • Нежелательное поведение проявляется реже, ребенок вам больше доверяет.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ?

 Вы и ребенок. Может быть пригодятся подручные средства: кресло-мешок, одеяло, фитбол – но необязательно.

                             C:\Users\User\Desktop\boy-sack-29373615.jpgC:\Users\User\Desktop\i_049.png

 Ваша первая цель – ребенок должен получать удовольствие в игре. Если она будет достигнута, то он захочет повторить такую игру.

ПРАВИЛА:

Игра совместная.

Это значит, что результат игры может быть достигнут только вместе. Без взрослого ребенок не сможет получить ощущения такой же интенсивности, как вместе с ним. Например, нельзя в одиночку играть в догонялки, а подпрыгивать на фитболе гораздо интереснее, когда помогает папа.

В игре нет игрушек.

Они все спрятаны. Игровое пространство максимально пустое. Однако в игре могут применяться атрибуты, например, одеяло, кресло-мешок.

В игре есть кульминация.

Кульминация – это максимально яркая, эмоционально насыщенная точка в игре, это действие, которым игра заканчивается. Содержанием кульминации является ощущение, которое нравится ребенку.

        Виды ощущений, на которые удобно опираться в игре:

    Как понять, какие ощущения нравятся ребенку? Нужно внимательно за ним понаблюдать – предпочитаемые ощущения он будет постоянно пытаться получить, насытиться ими.

  • Вестибулярные (от кружения, раскачивания);
  • Проприоцептивные (или двигательные) – передают информацию о работе мышц, позе, движениях;
  • Тактильные (от прикосновений);
  • Аудиальные (или слуховые);
  • Визуальные (или зрительные).

Игра короткая, длится 5-15 секунд.

Это время проведения одного эпизода игры, от начала до кульминации. Эпизоды могут (и должны для достижения эффекта) повторяться.

Опора на действия, а не на слова.

Взрослый ничего не объясняет ребенку, все должно быть понятно из пространства, поз и действий. Инструкции в игре быть могут, но они сопровождают действия и являются дополнительными по отношению к ним. После 1-2 повторений игра должна быть понятна, даже если взрослый не будет при этом ничего говорить.

Вознаграждение за игру находится внутри игры. Т.е. в качестве вознаграждения выступает кульминация. Внешнее вознаграждение, например, еда или доступ к значимому предмету, не используется.

    Относительная простота. Уровень сложности игры для ребенка никогда не превышает степень его удовольствия от игры в целом и кульминации, в частности. В самом начале игра не должна требовать от ребенка ничего, кроме его внимания к действиям взрослого.

    Ситуация повтора. После завершения игры (ее эпизода, после кульминации) взрослый организует ситуацию, в которой ребенок может своим поведением показать, что он хочет повторить игру еще раз.

Рекомендуется для организации ситуации повтора вернуться в место и принять позу, с которых игра начиналась. Это должно сделать для ребенка понятным намерение взрослого играть в ту же игру еще раз. Необходимо выдержать паузу и дождаться реакции ребенка.

     Стабильность. Игра каждый раз повторяется одинаково. Используются одни и те же слова, жесты, позы, пространственное расположение (начало и конец игры всегда в одних и тех же точках). Изменения вводятся без спешки и по одному.

     Аффект. Взрослый ведет себя эмоционально: интенсивная мимика, яркие интонации, крупные движения. Если она есть, например, ребенок пришел к взрослому в точку начала игры, подал руки/ноги, то такие действия распознаются как согласие. Если ребенок не реагирует: не подходит к взрослому, не фокусирует на нем свое внимание, отвлекается, начинает заниматься своими делами – такая реакция трактуется как отказ от повтора. Игру стоит закончить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...