Доклад для воспитателей "Планирование, методические приемы организации подвижных игр с малышами"
консультация (младшая группа)

Делявская Марина Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация21.96 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                          Д О К Л А Д     н а   т е м у :

                  « Планирование, методические приемы организации

                 

                       подвижных игр с детьми младшего возраста»

                                           МБДОУ д/с «Родничок»

                                           Воспитатель : М.Н.Делявская

                                           

                                                     Апрель    2016 г.

     

                                                                                                                                                                                     

        Подвижная игра — одно из важных средств, всестороннего воспитания детей  дошкольного возраста. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.                                                      Растущий и развивающийся организм 3-4 летнего ребенка остро нуждается в активном движении. Двигательная активность непременное условие нормального развития и формирования поведения детей, развитие их еще не сформировав -шейся  костно-мышечной системы.

        Поэтому, необходимо  включать в повседневную жизнь малышей  как можно больше игр, которые бы позволяли  младшим дошкольникам  выразить свою двигательную активность в полной мере. Это и динамические паузы и физкультминутки  и , конечно же подвижные игры. Подвижные игры лишь только тогда оказывают свое положительное влияние на детей, когда они имеют соответствующую педагогическую направленность.

       Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Подвижные игры способны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.                                                                                                              Игровые образы должны быть понятны и интересны детям. Это могут быть, уже знакомые образы (кот, птичка);                                                                                            с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.).                                                                

    Для того, чтобы игра прошла интересно и успешно нужно  несколько непременных условий: выделение достаточного места для движения детей, подбор соответствующего игрового оборудования и , конечно же ,показ правильного выполнения движений.                                                                                                                         Так как подвижные игры требуют простора, для них надо отвести место не только на прогулке, но и в группе .                                                                                                                        В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила ("Зайка беленький сидит", "По ровненькой дорожке", "Поезд" и др.).    Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.                                                                                                                  Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака.           Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка.

Подвижные игры с малышами всегда организует воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.                                                                                               При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно- воспитательных задач. Одной из таких задач является развитие и совершенствование движений детей. Малыши должны соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны увеличиваться.

Вторая задача - приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу. Выполнение этих задач зависит от того, как педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их.

      Важным условием, вызывающим у детей интерес к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявления его заинтересован –ности,  действия которых являются для них эталоном , преподнесенными в эмоциональной форме.   Воспитателю часто приходится совмещать руководство игрой с выполнением ответственной роли, т.к дети еще не совсем могут справляться  с этими обязанностями, хотя и проявляют к ним большой интерес. Малышей не смущает то обстоятельство, что воспитатель, будучи, например, медведем, делает им замечания по выполнению движений, напоминает правила игры. Они охотно подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают его как активного участника игры. Дети  стараются подражать воспитателю в выполнении движений.                                                                                                               Воспитатель должен быть очень тактичным с малышами. Предъявляя  им определенные требования  и  добиваясь их выполнения, он не должен быть навязчивым и часто повторять замечания, подчеркивающие недостатки ребенка. Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы.

При проведении сюжетных подвижных игр с малышами для ребенка, выполняющего ответственную роль (кота, медведя, волка, петуха и др.) водящего, можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей. Остальным детям, принимающим участие в качестве мышек, птичек, цыплят, шапочки не обязательны.                                                     Общегрупповые  подвижные игры хорошо  влияют на улучшение качества движений  детей. Подвижные игры с правилами дают возможность организованно воздействовать на малоподвижность детей. Постоянное же упражнение дошкольников  во время самостоятельных игр дает возможность автоматизировать полезные движения.

Двигательные игры способствуют выработке таких важных качеств личности ребенка, как активности , самостоятельность , осторожность, умение подчинять свои действия правилам.

Подвижные игры способствуют упражнению всех основных движений ребенка, развивают мышечную силу, точность движений.

Большое значение эти игры оказывают и  на умственное развитие детей .        

                                  Этапы  развития подвижной игры

1. выбор игры,

2. создание интереса детей к игре,

3. сбор на игру,

4. организация  играющих,

5. объяснение правил игры,

6. распределение ролей,

7. размётка площадки,

8. раздача инвентаря и атрибутов,

9. сигнал на начало игры,

10. проведение игры,

11. сигнал на окончание игры,

12. педагогический анализ игры

 

Важно помнить, что  исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре.

Обозначенный порядок этапов может меняться местами, в зависимости от содержания игры, но нельзя нарушать №№ 9,10,11,12.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО подвижных игр – движения, которые выполняются в игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе  в режиме дня т.е. находиться на III этапе освоения движений.                                                  Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности  комплексного использования  разнообразных приёмов, направленных на формирование физического развития, личности ребёнка,  умелое педагогическое руководство ею.

Подготавливаясь к рабочему дню, воспитатель  заранее подбирает  игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности  игрового действия.

Кроме того подбор и планирование подвижных игр зависят от условий группы, времени года,  особенностей режима, места проведения  (помещение  или улица), интересов детей.

Проведение самой игры имеет важную особенность: все этапы п\игры  проводятся в параллели с десятым этапом. Никаких предварительных объяснений до начала проигрывания детям не предлагается, т.к. в этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышление. Детям понятно и интересно только тогда, когда они находятся в действии.

Сигналы в игре подаются в характере сюжета, действия воспитатель выполняет вместе с детьми, поясняя их. У детей нет скорости выполнения движений, т.к. пока реакция внимания затруднена. Особым образом должен подаваться сигнал на окончание игровых действий в новой игре: желательно, чтобы  он проходил в три этапа.

Первый - уточнение изменения действий, например: (кот проснулся);

Второй – как необходимо отреагировать (убегайте);

Третий – непосредственно звуковой сигнал (Мяу).

Не менее важно организовать игру таким образом, чтобы каждый малыш, независимо от физических возможностей, оказался в позиции выигрыша. Если на окончание игры ребёнок не отреагировал (не прячется в свой домик), воспитатель в одну руку берёт игрушку (Кота), другой берёт руку малыша и, сохраняя дистанцию между игрушкой и ребёнком, заводит малыша в игровой домик. Сразу озвучивая похвалу: «Молодцы дети: все убежали от Кота!»

Педагогическая оценка по окончании игры - только положительная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и методические приемы организации подвижных игр в младшей группе

Наблюдая за играми наших детей,  мы пришли   к выводу, что дошкольники, в общем, и  младшие дошкольники в частности, в большинстве своем отдают предпочтение подвижным играм.Даже ко...

консультация для воспитателей" Методические приемы организации подвижных игр"

Консультация для воспитателей " Методические приемы организации подвижных игр"...

Конспект мастер-класса «Методы и приемы организации подвижной русской народной игры «Пирожок»»

Цель: Закреплять умение участвовать в русской народной подвижной игре «Пирожок»...

Консультации для педагогов. «Методические приемы организации игровой деятельности детей»

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты....

Семинар-практикум для педагогов «Методы и приемы организации подвижных игр на прогулке зимой»

ЗАДАЧИ ПОДВИЖНЫХ ИГР1. Формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.2. Укрепление нервной системы и повышение защитных сил организма.3. Сохра...