«Пальчиковые игры, как средство развития разговорной речи»
проект (средняя группа)

Неверова Светлана Павловна
Актуальность проекта. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. В.М. Бехтерев Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики, т. е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Учёные отмечают, что дети, у которых лучше развита мелкая моторика рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь, т. к. пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие ребёнка будет в пределах нормы. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Проведённые диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстаёт от нормы и развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchikovye_igry.docx56.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад  «Колобок»

Утверждаю

заведующий МАДОУ  «Колобок»

___________

ПРОЕКТ

 «Пальчиковые игры, как средство развития разговорной речи»

                                                                                                                                                 Руководитель: Неверова С.П.

                                                                                                                                           

п. Пелым

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:  Неверова Светлана Павловна.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, воспитатели, родители

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА: дети средней группы.

ТИП ПРОЕКТА:  Игровой. Долгосрочный.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный (Сентябрь – август)

      Актуальность проекта.

Движения руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют её развитию.

В.М. Бехтерев

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики, т. е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Учёные отмечают, что дети, у которых лучше развита мелкая моторика рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь, т. к. пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие ребёнка будет в пределах нормы. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Проведённые диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстаёт от нормы и развитие мелкой моторики.

Специалисты утверждают: за последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые меньше говорят с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио- и видеосистемы заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования, но не «работают» на развитие движений руки, детские пальчики недополучают элементарную техническую «подпитку», что, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга. Выход здесь один – давать ребенку специальную дополнительную нагрузку на кисти и мускулы кистей рук. В этом смысле пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития не только мелкой моторики, но и детской речи в их единстве и взаимосвязи.

Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми, но и упражнения для развития мелкой моторики рук. А параллельно с этим действия пальчиками, способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности.

Тренинги мелкой моторики рук, координирующие органы речи, способствуют расширению словарного запаса детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми играми.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Учитывая важность развития мелкой моторики, я и решила вести с детьми углубленную работу в этом направлении.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.   У малыша развивается воображение и фантазия.

7.   В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

  9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Цель:  развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в упражнениях, пальчиковых играх. Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Задачи:

1. Повышать  речевую  активность детей.

2. Обогащать  и активизировать  словарь  детей.

3. Развивать  мелкую  моторику  рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики.

4. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.

5. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.

 6. Привлечь родителей к изготовлению развивающей среды в группе по развитию мелкой моторики и речи.

Средства достижения поставленных задач:

- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;

- информационные листы для родителей;

- разучивание стихов, потешек;

- использование атрибутов к пальчиковой гимнастики

Гипотеза: развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является основой в развитии речи 3-4  летних детей и в этом помогают пальчиковые игры.

Материально-технические ресурсы:

  • группа
  • мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор;
  • магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
  • дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;
  • дидактический материал, наглядный материал;

 Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

I. Подготовительный этап:

 - Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

- Изучение методической литературы по данной теме:

Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.

Новиковская О.А. Веселая зарядка для пальчиков.[Текст] Игра для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.: Астрель: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2009г.

Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику.[ Текст]Комплекс упражнений «Умные ручки» \ А.Ю. Хвостовцев. – Н.: Сиб. унив. изд – во., 2010.

 - Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.

II. Основной этап реализации проекта:

 - Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми;

- Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

- Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

  1. Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  2. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
  3. Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
  4. Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
  5. Используйте максимально выразительную мимику.
  6. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то
    громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
  7. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
    Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Работа с родителями:

- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;

мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

- родительские собрания: знакомство с проектом;

- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

III. Заключительный этап.

Организация работы педагога .

 1. Показ открытого занятия для родителей

 2. Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

 3. Самоанализ деятельности по реализации проекта.

 Перспективы распространения результатов проекта.

 1. В рамках ДОУ: презентация проекта, показ открытого занятия, мастер-класс.

 2. Публикация проекта в соц. Порталах.

Примерное  комплексно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Сентябрь

«Ладушки - ладушки»

«Грибы»

«Этот пальчик - бабушка»

«Этот пальчик хочет спать»

Октябрь

«Домик»

«Поехали - поехали»

«Колобок»

«Замок»

Ноябрь

«Улитка, улитка»

«Кошка и мышка»

«Сидит белка на тележке»

«Солнышко»

Декабрь

«Зима»

«Новый год»

«Шарики»

«Ёлка»

Январь

«Части тела»

«Братья-гномики».

«Бумажный мячик»

«Погладим котенка».

Февраль

«Пальчики играют»

«Терем-теремок»

«Животные»

«Транспорт»

Март

«Пальчики в лесу»

«Бусы для мамы»

«Рыбки»

Сказка «Маленький ежик»

Апрель

«Ягоды»

                            «Бабочка»

«Веселые пальчики»

«В гостях у бабушки»

Май

«В поисках сказки»

«Играем нашими пальчиками»

«Кто приехал?»

«Пчелки»

Ожидаемые результаты.

-Развитие речи и пополнение словарного запаса детей раннего возраста.

-Развитие творческих способностей.

-Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.

-Активизация познавательных процессов ребенка.

-Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.

-Выпуск информации о значении пальчиковых игр в развитии ребенка.

-Развитие коммуникативных отношений.

-Укрепление психического и физического здоровья детей 3-4 лет.

-Накопление материала и опыта по пальчиковым играм.

Мониторинг  реализации проекта.

                                              Критерии

   Ф.И. ребёнка

сентябрь

  май

1.Ребёнок обладает большим словарным запасом .

2.Ребёнок говорит предложениями, старается правильно их       строить.

3.Речь ребёнка понятна окружающим (чётко проговариваются почти все звуки).

4.Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать несложную пальчиковую гимнастику.

5.Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и  гибкость.

6.Сформированно умение работы с пластилином(приёмы

отщипывания,расплющивания,раскатывания и размазывания)

7.Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика,пирамидки, шнуровки и др.)

3 балла -  проявляет активность, самостоятельность

2 балла –выполняет задания с частичной помощью взрослого

1 балл  - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого

Литература:
1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
2.Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.-С.54-59.
3.Закревская О.В. Развивайся, малыш! . -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60,65.
4.Козырева Л.М развитие речи . Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.-С.41.
5..Пашкевич Т.Д. Организация образовательного процесса в ДОУ
в условиях введения ФГТ. / Барнаул, 2012.

6.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.,2005.

7.Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с.,189с.,200с.
8. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!.- М. : Теревинф, 2007.- 127с., с.162.

9.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001.

10.Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику.[ Текст] Комплекс упражнений «Умные ручки» \ А.Ю. Хвостовцев. – Н.: Сиб. унив. изд – во., 2010 г.

11.Новиковская О.А. Веселая зарядка для пальчиков.[Текст] Игра для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.: Астрель: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2009г.

ПРИЛОЖЕНИЕ  

Пальчиковые игры для детей младшей группы.

«Пальчик – мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?        Большой палец руки           поочередно

С этим братцем в лес ходил,                   соединяется с остальными в

С этим братцем щи варил,                    соответствии с текстом.
С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.                   (2—3 раза со сменой рук.)

«Веселые пальчики»

Как у деда Ермолая                  две ладони перед собой,

Вся семейка небольшая:           кончика пальцев соединены

Только сам, да сама,                       показывают большие пальцы на обеих руках

Только кум, да кума,                     показывают указательные пальцы на обеих руках

Да два сына с усами,                  показывают средние пальцы на обеих руках

Да две дочки с косами                  показывают безымянные пальцы на обеих руках

Да две внучки на печи                показывают большие пальцы на обеих руках        

Уплетают калачи                        руки в замок перед собой,                       покачивают вверх-вниз

«Мамины помощницы»

Решили маме мы помочь     Изображают пальцами откручивание крана.

И воду в таз налили,           

Насыпали вниз порошка,     Делают мелкие движения щепоткой пальцев

Белье все замочили.              Ставят руки перед собой, кисти вниз,      

                                               изображают погружение белья в таз.

Стирали долго мы его,        Потирают кулаком о кулак.

О доску даже терли.           Потирают кулаком о ладонь.

Не разорвали ничего,           Делают отрицательное движение  указательным пальцем.

А полоскали сколько!            Наклоняются, опускают руки,

Туда-сюда, туда-сюда,        расслабляют, болтают ими из стороны в сторону.

Вода в тазу вскипела.          Складывают ладони перед собой, резко сжимают        

                                               и разжимают пальцы.

Но только, братцы, вот беда: Прижимают руки к щекам, покачивая головой

На пол упала пена!                       Опускают руки вниз, трясут легко кистями.

Давай ее мы собирать              Приседают, имитируя сбор пены

И отжимать в ведерко.            обеими руками. Показывают

Чтобы как мама наша стать,    указательным пальцем вверх. 

Трудиться надо сколько!

«Улитка»

Кулачки лежат на столе           Локти чуть разведены

Улитка,                                       Высунуть большие пальцы

Улитка                                        Высунуть мизинцы

Высуни                                       Высунуть указательные пальцы

Рога                                             Пальцы убрать в кулак

Дам тебе,                                    Высунуть большие пальцы

Улитка                                        Высунуть мизинцы

Я                                                  Высунуть указательные пальцы

Пирога                                        Пальцы убрать в кулак

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка         пальцы переплетены, из больших – верх ёлочки

Шишечки, иголочки.       кулачки, указательные пальцы выставлены

Шарики, фонарики        пальчики вверх

Зайчики и свечки,  показывают «ушки», обе ладошки сложены, пальцы сжаты

Звёзды, человечки. ладошки сложены, пальцы растопырены; 2 пальца

«побежали».

«Капуста»

Мы капусту рубим,             Дети делают резкие движения     прямыми кистями сверху вниз.

Мы морковку трем,                    Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя.

Мы капусту солим,                        Имитируют посыпание солью из щепотки

Мы капусту жмем.                        Интенсивно сжимают и разжимают пальцы

В кадку все утрамбовали,      Потирают кулак о кулак.

Сверху грузиком прижали.   Ставят кулак на кулак

Воробьи

Пять воробьев на заборе сидели,                   Дети показывают пять пальцев.

Один улетел, а другие запели.                         Загибают один палец.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел — и их трое осталось.               Загибают еще один палец.

Сидели втроем и немного скучали,

Один улетел, а двое остались                          Загибают еще один палец.

Роль пальчиковых игр в развитие детей дошкольного возраста.

(мастер-класс для родителей).

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». Один из основных видов в игровой деятельности являются «Пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребенка. В своих работах специалисты подчеркивают, что дошкольном возрасте, в период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей. 
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой ?
 
Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
 

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.   У малыша развивается воображение и фантазия.

7.   В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

  9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.

1.Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка",

2.Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
"Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
       4.
Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
     5.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру)."Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук."Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает напряжение."Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев")."Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

«Кто, где живет?»

Цель: вызвать положительные эмоции, развиваем речь, мышление, развиваем мелкую моторику, формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Материал: песочница; фигурки животных – диких (лиса, заяц), домашних (кошка, корова); лес, дом, ограда.

Ход игры: (на это занятие берется один ребенок, максимум два) Ребенок гладит песочек и определяет какой он (мокрый – сухой, холодный – теплый). Начинаем занятие с пальчиковой гимнастики на песке. Педагог рассказывает малышу, что звери заблудились и не могут найти свои дома. Чтобы узнать, кто из зверей заблудился, нужно внимательно послушать загадку. Затем найти это животное и подсказать ему дорогу домой.

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу, в норе под кустом. (Лиса)

Зимой белый, летом серый. (Заяц)

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое,

Мычит: «Му-у-у… Молока кому? (Корова)

Я умею чисто мыться,

Не водичкой – язычком.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая. (Кошка)

Игра заканчивается, когда все звери найдут свои дома.

Игры с водой.

Цель: развитие мелкой моторики, формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу, получить положительные эмоции.

Оборудование: тазик с водой, игрушки на липучках, баночка.

Ход: Воспитатель вносит два таза, в одном вода и на дне приклеены лягушки и рыбки, другой таз пустой. Предлагаем деткам при помощи баночки переливать воду в пустой таз, а затем со дна открепить игрушки. В задании принимают участие по двое детей.

Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции и развивают мелкую моторику.

Игры с прищепками.

Цель: закрепление знания цветов, формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу, развитие мелкой моторики.

Оборудование: заготовки из картона, разноцветные прищепки.

Ход: Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши алые цветы             локти прижаты друг к другу, кисти

                                           сомкнуты в виде лодочки.

Распускают лепестки        перед лицом, затем раскрывают в виде чаши.

Ветерок чуть дышит,         кисти делают движения по часовой и

Лепестки колышет.            против часовой стрелки.

Наши алые цветки              кисти рук наклоняются вправо и влево.

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Затем педагог дает заготовки серединок цветков разных цветов. Дети прикрепляют лепестки, подбирая по цвету серединки из прищепок. Главное научить деток нажимать на прищепку так, чтобы она открылась и удерживать в этом положении, чтобы успеть прикрепить на заготовку.

Подвижная игра «Зайка серый умывается».

Цель: выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием.

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

Рисуем «Дерево» - нетрадиционная техника.

Цель: закреплять знание цветов: зеленый, красный, желтый; развиваем мелкую моторику рук и ног.

Ход: Воспитатель показывает картинки с деревьями, выясняя, что есть у дерева: ствол, ветви и листья, а у нашего большого дерева чего-то не хватает (листьев). Давайте ножками и ручками нарисуем листочки, а чтобы листочки выросли должен пройти дождик. Пальчиковая игра «Дождик», и приступим к работе.

«Зоопарк»

Цель: развиваем мелкую моторику пальцев рук.

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят»

Игра с мячиками:

Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой)

Игра с Ежиком:

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока (катаем между ладошек).

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка (прижимаем ладошки к себе).

Игра «Лыжники»:

«вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

Игра «Музыканты»:

Нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

ша-ша-ша — в доме у нас Маша;

шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;

шу-шу-шу — на руках ее ношу;

ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.

Игра «Пристёгивание разных фигур» :

Вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.

Игра «Башмачки»:

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула,

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка,

Только шаркает немножко.

Игра с  прищепками «Уточки и гуси»:

Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) .

На каждый ударный слог меняйте пальчик.

Наши уточки с утра

Кря - кря – кря – кря!

Другая рука:

Наши гуси у пруда

Га – га – га – га!

Игра «Фокусник»:

Собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Игра «Запретное число»:

Ведущий называет какое-нибудь число «запретное» в пределах первого десятка. После этого он вразбивку называет разные числа от 0 до 10, а дети в ответ показывают названное число на пальцах. Если же ведущий назовёт запретное число, надо молча спрятать руки за спину.

Игра «Моя семья»:

Этот пальчик – мамочка, (по очереди отгибаем каждый пальчик)

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачки).

Игра «Две руки – одно число»:

Играющие встают перед ведущим или усаживаются на ковре.

Ведущий называет какое-нибудь число в пределах первого десятка. Задача играющих – показать это число на пальцах, но не на одной, а на двух руках. То есть представить число в виде суммы слагаемых.

Игра «Кусака»:

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Игра «После стирки»:

Развешивание платочков при помощи прищепок на веревку и проговаривание стишка:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

Игры с сыпучими материалами:

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Тесто

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Игра «Черепаха»:

Насыпаем в коробку или тарелку пробки от пластиковых бутылок.

Шла купаться Черепаха (Дети «ходят» пальцами по по-верхности.)

И кусала всех от страха. —

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь. (Выполняют хватательные движения пальцами.)

Черепаха — дом ходячий!

Голову под панцирь прячет.

Крепкий панцирь у нее —

И защита и жилье. (Сжимают и разжимают пальцы с захватом крышек)

Игра «Клюв у цапли» с использованием счётных палочек:

Нужны 4 счётные палочки. Они раскладываются на столе перед ребёнком, который берёт их одноимёнными пальцами, от указательных к мизинцам. На каждую строчку по одной палочке.

Очень длинный клюв у цапли,

Вы длинней найдёте вряд ли.

Клювом меряться пришли

Аисты и журавли.

Игра «Мишка»

Нажимаем каждым пальцем

Шёл мишутка – топ да топ –

Вдоль звериных тайных троп,

Но устал и сел на пень

И ему подняться лень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии  речи детей....

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.

Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...