Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми раннего и дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Комарицкая Татьяна Валерьевна

В статье представлены здоровьесберегающие технологии, используемые на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_uchitelya.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми раннего и дошкольного возраста

Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле можно понимать технологии, которые идут на пользу здоровью; это комплекс мер, направленных на укрепление и сохранение здоровья ребенка на протяжении всего периода обучения.

Обучение детей с ОВЗ требует комплексного и системного подхода, здоровьесберегающие технологии помогаю решить ряд задач и сделать образовательный процесс более эффективным и доступным.

Использование следующих здоровьесберегающих технологий эффективны в работе учителя-дефектолога:

  1. Дыхательная гимнастика: насыщает организм кислородом, тренирует дыхательный аппарат, развивает речевое дыхание, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения. Она является обязательным элементом занятий. Ребёнку можно предложить подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, сдувать перо с ладони и т.д. А также существуют игры и упражнения в стихах. Это привлекает детей разного возраста.

Примерные игры и упражнения: 

САМОЛЁТ

Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

БЕГЕМОТИК

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

ШАРИК

Надуваем быстро шарик,

Он становиться большой (резкий вдох).

Шарик лопнул,

Воздух вышел.

Стал он тонкий и худой (резкий выдох).

        Скороговорки для детей старшего дошкольного возраста (произносятся на одном дыхании)

  • Да-да-да - в огороде лебеда,
  • Ду-ду-ду - растут яблоки в саду,
  • Ша-ша-ша - принесли домой ерша,
  • Ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту,
  • Жа-жа-жа - есть иголки у ежа,
  • Чи-чи-чи - прилетели к нам грачи,
  • Жу-жу-жу - я на солнышке лежу.
  • На окошке крошку-мошку

Ловко ловит лапой кошка.

  • Ой, качи-качи-качи.

Мы грачата, мы грачи.

  • Пыхтит, как пышка, пухлый мишка.
  1. Артикуляционная гимнастика включает упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Выделяют статические и динамические упражнения.  Статические - направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд. Динамические - вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. Данную гимнастику можно выполнять под музыку, это очень нравится детям.

Примерные упражнения:

БЕГЕМОТИК

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

Подразним мы бегемота -

Подшутить над ним охота.

УЛЫБКА

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

ХОБОТОК

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

ХОМЯЧОК

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

  1. Физкультминутка (динамическая пауза) это непродолжительный по времени отдых, один из видов двигательно-оздоровительных элементов занятия. Способствует снятию физического и психического переутомления, позволяет успешно переключится на другой вид деятельности. Физкультминутка связана с темой занятия.

Примерные игры и упражнения:

  • Здесь по снегу скачет зайка (прыгаем).

Там синичек села стайка (машем руками, как

Крыльями).

Здесь лисичка за кустом (приседаем, смотрим

Направо).

Там в дупле бельчонка дом (встаём, поднимаем руки

вверх).

  • Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться

в стороны).

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться).

Мы танцуем и поем (приседание),

Очень весело живем (прыжки на месте).

Ванька-встанька, Прыжки на месте.

  • Приседай-ка (приседания).

Непослушный ты какой! (хлопки в ладоши).

Нам не справиться с тобой!

  • Поднимает кукла руки (поднимать и опускать руки

Вверх-вниз, вверх-вниз),

А потом она танцует (повороты вокруг себя),

Покружись, покружись!

После танца всем ребятам (наклоны вперед).

Поклонись, поклонись!

  1. Пальчиковая гимнастика развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию, развивают координацию движений, а также силу ловкость пальцев рук.

Примерные игры и упражнения:

КУЛАЧКИ

 Кулачки сложили, Кулачками били. Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук!

ОЧКИ

Бабушка очки надела

И детишек разглядела.

И детишки очки надели

Бабушку разглядели (колечки подносят к глазам, дети повторяют действия за взрослым).

ПАРОХОД

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка: Пых, пых… (дети обе сложенные ладони поворачивают влево и вправо, повторяют за взрослым: «Пых..»).

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит

Тише дети не шумите,

Пальчики не разбудите (дети загибают пальчики, начиная с мизинца).

  1. Гимнастика для глаз – это тренировка глазных мышц. Онаглаз является хорошим профилактическим средством для сохранения зрения. Улучшает функционирование мозга, ускоряет переработку поступающей информации с помощью глаз; успокаивает центральную нервную систему; снимает усталость с органов зрения; имеет профилактическое действие для зрительного органа, замедляет ухудшение зрения. Можно использовать настенные или потолочные тренажеры (тренажер «Базарного»), разглядывать стереоскопические картинки.

Примерные игры и упражнения:

ЧАСОВЩИК

Часовщик прищурил глаз, (закрыть один глаз)

Чинит часики для нас. (закрыть другой глаз, открыть глаза)

ЁЛКА

Ёлка плакала сначала от домашнего тепла, (потереть глаза)

Утром плакать перестала, (поморгать глазами)

Задышала. Ожила. (подышать)

БАБОЧКА

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)

И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

Больше спать не захотел, (поморгать глазами)

Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

ЁЛКА

Вот стоит большая ёлка, (выполняют движения глазами)

Вот такой высоты. (посмотреть снизу вверх)

У неё большие ветки.

Вот такой ширины. (посмотреть слева направо)

Есть на ёлке даже шишки, (посмотреть вверх)

А внизу – берлога мишки. (посмотреть вниз)

Зиму спит там косолапый (зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз и повторить)

И сосёт в берлоге лапу.

  1. Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Умение расслабиться поможет детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.  Релаксация также способствует развитию воображения и образного мышления. Игры в сухом бассейне и «сухой душ» оказывают расслабляющий эффект, развивают тактильные ощущения.

Примерные игры и упражнения:

ЛИМОН

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:  

Я возьму в ладонь лимон.  

 Чувствую, что круглый он.

 Я его слегка сжимаю –  

 Сок лимонный выжимаю.

 Все в порядке, сок готов.  

 Я лимон бросаю, руку расслабляю.

 Выполнить это же упражнение левой рукой.

ВИБРАЦИЯ

 Какой сегодня чудный день!  

 Прогоним мы тоску и лень.  

 Руками потрясли.

 Вот мы здоровы и бодры.

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

Я на солнышке лежу,

 Но на солнце не гляжу.  

 Глазки закрываем, глазки отдыхают.  

 Солнце гладит наши лица,  

 Пусть нам сон хороший снится.  

 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  

 Прогуляться вышел гром.  

 Гремит гром, как барабан.

Таким образом, при использовании здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ повышается их работоспособность, улучшается концентрация внимания, формируется познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - дефектолога

Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно - гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми раннего возраста

В презентации кратко показаны здоровьесберегающие приемы, которые используют в своей работе учителя-дефектологи Дома ребенка с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога"

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога"...

« Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – дефектолога с детьми ЗПР».

          Здоровьесберегающие технологии    в работе учителя – дефектолога  ...

Методическая разработка по теме"Здоровьесберегающие технологии в работе учителя -дефектолога с детьми с множественными нарушениями развития"

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье детей. Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога позволяет укрепить здоровье детей с множественными на...