Формирование у дошкольников произвольности поведения в подвижных играх
консультация (старшая группа)

Бачинина Антонина Николаевна

Формирование у дошкольников произвольности поведения в подвижных играх

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников произвольности поведения
в подвижных играх

 

Подвижная игра, доставляющая ребенку удовлетворение и вызывающая интерес, в руках педагога становится ценным средством приобщения детей к физической культуре, выработке правильных двигательных умений и навыков, воспитания целесообразных, эффективных действий в соответствии со складывающимися ситуациями при решении двигательных задач, развития выносливости, быстроты действий и ответной реакции, формирования морально-волевых качеств и является школой установления дружелюбных взаимоотношений между играющими на основе следования общим для всех установленным правилам.

         Подвижные игры относятся к играм с правилами. Педагогическая значимость этих игр реализуется только при отношении детей к правилам как закону, строгому подчинению установленным требованиям. Правила игр регламентируют начало и окончание действий, определяют взаимоотношения играющих, выдвигают условия достижения положительного результата, оценки успешности действий. Именно подчинение правилам создает возможность для формирования произвольного поведения, вызывает умственное и физическое напряжение, развивает стремление к поиску целесообразного способа действий, их корректировки в случае неудачи. Эти стороны влияют на становление личности ребенка-дошкольника, проявление морально-волевых качеств характера, формирование умений разрешать возникшие конфликты в позитивной форме, руководствуясь оценкой следования общепринятым требованиям.

В среднем и старшем дошкольном возрасте интерес к подвижным играм определяется мерой затрат сил для достижения успеха. Быстро пропадает увлечение, если дети после нескольких повторений при полной отдаче сил не получают радости победы. Но и при условии легкой победы играющие снижают свою активность, прекращается поиск лучших путей решения двигательной задачи, а это ухудшает педагогический эффект использования подвижной игры для развития личности ребенка, а в конце концов у этих детей теряется интерес и к самой деятельности. Поэтому в своей работе мы должны уделять внимание созданию вариантов знакомых подвижных игр с постепенно усложняющимися условиями действий.

Важно понять, каким путями ребенок приходит к успеху в игре: за счет быстроты выполнения движений, за счет ловкости, за счет целесообразного выбора способа действия, за счет умного решения двигательной задачи. Возникает вопрос: всегда ли высокий уровень владения движениями и высокая степень развития физических качеств обеспечивает хороший результат в игре? Справедливо ли предположение, что ребенок с низким физическим развитием не способен добиться выигрыша в подвижной игре.

Чтобы ребенок чувствовал себя успешным при неудачном завершении деятельности у него не затухало желание действовать дальше, мы изменяем условия для выполнения той или иной задачи. Например при обучении детей средней группы запрыгиванию на скамейку (h – 15 – 20 см.) в подвижной игре «Воробьи и вороны» вы можете применить игровой прием. Если ребенок полный, и у него сложности в выполнении запрыгивания на высокую скамейку, его назначаем воробушком и предлагаем запрыгнуть на низкую скамейку. Тем самым ребенок выполняет правила игры, у него появляется чувство удовлетворенности от выполненного действия и в последующем у него возникает желание стать не воробушком, а вороной, в результате чего он прикладывает усилия для достижения результата: запрыгивает на высокую скамейку.

В старшем возрасте при разрешении конфликтных ситуаций оба ребенка нарушивших правила удаляются из игры и им предлагается подумать кто виноват в сложившейся ситуации. Если виновники в позитивной форме разрешили возникший конфликт, то возвращаются в игру. А если дети не разобрались между собой, то на их конфликт обращают внимание всех детей. Ребенок сможет разрешить возникший конфликт, если у него хорошо развита самооценка и оценка действий сверстника, т.е он может справедливо оценить кто виновен в этой проблеме, а не обвинять сверстника. Тем самым умение разрешать подобные конфликты в позитивной форме, справедливо оценивать себя и сверстников влияет на развитие личности ребенка.

В старшем возрасте дети любят играть в подвижные игры соревновательного характера. В таких играх нужно акцентировать внимание  на целесообразность выбора эффективного способа действия. С детьми можно провести беседу о том, каким образом и что может принести победу команде. Так, например, в эстафете «Подлезь под дугу», дети должны выбрать самостоятельно способ подлезания под дугу так, чтобы команда закончила эстафету первой. В данной эстафете формируется морально-волевые качества личности дошкольника. В командных эстафетах проявляются истинные (дружеские) отношения между сверстниками, проявление смекалки, выносливости и чувство сопереживания и успеха за общее дело и в случае неудачи выражают поддержку своим товарищам.

Творческий подход к решению двигательных задач в подвижных играх у детей начинает проявляться при условии творческого отношения самого педагога к планированию подвижных игр, связанному с разработкой нестандартных ситуаций.

         Таким образом игры с готовыми правилами охватывают самые разнообразные стороны жизни и развития ребенка, удовлетворяют потребность  растущего организма в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка в игре, умение быстро и точно оценить обстановку, четкое выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованности.     

Подвижные игры  формируют способность действовать сообща, умение сговариваться, объединяться для достижения цели, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты, тем самым, формируя личность дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников безопасного поведения на улице.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного ...

«Формирование у дошкольников безопасного поведения на улице в процессе ознакомления с Правилами дорожного движения в игровой деятельности».

Актуальность темы: 1. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна, так как скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорога...

игровые обучающие ситуации в формировании у дошкольников безопасного поведения на улицах.

статьи помогут воспитателям применять игровые ситуации в работе с дошкольниками по ПДД....

«Важность формирования основ здорового образа жизни в подвижных играх дошкольников".

laquo;Важность формирования основ здорового образа  жизни в подвижных играх дошкольников"....

Методическая разработка для проведения занятия в подготовительной группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге. Тема: «Я заметен!»

Методическая разработка для проведения занятия  в подготовительной группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.Тема: «Я заметен!»Цель:-по...

Перспективный план работы по формированию у дошкольников безопасного поведения вблизи дороги

В условиях роста интенсивности движения и плотности транспортных потоков одна из актуальных проблем современности связана с обеспечением безопасности на дорогах и соблюдением правил дорожного движения...