Фоновая музыка в повседневной жизни ребёнка в ДОУ
методическая разработка

Кухаренко Татьяна Михайловна

Методическая разработка "Фоновая музыка в повседневной жизни ребёнка в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrab.docx22.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 Колпинского района  города Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Фоновая музыка в повседневной жизни ребёнка в ДОУ»

Составила:

музыкальный руководитель

ГБДОУ №39

 Кухаренко Т.М.

Санкт - Петербург

2019 год

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка», — заметил выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. И соглашаясь с предками, сегодня люди вновь обратили своё внимание на влияние музыки на организм человека, ведь в подтверждение этого выступает даже наука. Результаты исследований говорят о том, что музыка, воздействуя на регуляторные процессы в теле человека, способна благотворно влиять на функционирование различных органов и, в итоге на самочувствие индивида, а особенно — на здоровье ребёнка.

Музыка и здоровье – эти понятия близки друг другу. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

В чем же заключается актуальность фоновой музыки в ДОУ?

Исследования на эту тему ведутся давно. Уже очевидно, что музыка

может улучшать память, обострять внимание, помогать обучению.

Слушая  хорошую  музыку  в  хорошем  исполнении,  дети  испытывают  состояние наслаждения,  восхищения.  У  них  формируются  первоначальные  ценностные ориентации  - способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему  психофизическому  и  эмоциональному  развитию,  а  также  гармонично воздействует на личность ребенка.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Педагог, включая музыку, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Фоновая музыка – музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;

• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Важным компонентом является подбор музыкальных произведений, так как неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению.

Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по - разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому, подбираем произведения, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света. Образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Мною разработан примерный музыкальный репертуар фоновой

музыки в ДОУ. Расписание звучания фоновой музыке в режиме дня:

Утро, встреча детей. Создание положительного эмоционального фона.

Звучит радостная спокойная музыка.

Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и  на  их родителей - вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

Музыкальный репертуар:

П.И.Чайковский Марш из балета "Щелкунчик"

П.И.Чайковский Вальс цветов из балета " Щелкунчик".

И.Штраус Полька " Трик  - Трак".

П.И. Чайковский " Апрель".

П.И. Чайковский «Песня жаворонка»

П.И. Чайковский «Сладкая греза»

Современные:

Диск «Веселые мелодии» с мелодиями композитора Александра Климова.

«Раннее солнышко», «Лучик», «Прогулка в лесу» «Здравствуй утро» и др.  

Диск «Малыш и природа»  музыкальные  произведения «Веселое настроение», «Утро в деревне», «Утром» «Солнечный зайчик» и др.

Завтрак, подготовка к занятию.

Звучит музыка уверенная, активный темп музыки.

Музыкальный репертуар:

П.И. Чайковский «Игра в лошадки», «Марш оловянных солдатиков», «Полька»

Р. Шуман «Военный марш», «Веселый крестьянин»

Диск «Веселые мелодии» раздел «Два друга», «Самый – самый»

Сон

Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в детском  саду  созданы  все  необходимые  условия: почти в  каждой  группе  есть магнитофон, и может быть уже подобрана соответствующая музыка под названием «колыбельная».  Под  воздействием  такой  музыки    у  детей  нормализуется артериальное  давление,  стимулируется  дыхание,  происходит  эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Музыкальный репертуар:

Диск «Добрые колыбельные для сладких снов» мелодии и песенки для детей дошкольного возраста.

Диск «Веселые мелодии» мелодии к разделу «Баюшки-баю»

Пробуждение

Используемые  музыкальные  произведения  оптимистического, просветленного, спокойного характера.

Музыкальный репертуар:

Р.Шуман «Веселый крестьянин»

П. И. Чайковский «Полька»

П.И. Чайковский «Марш оловянных солдатиков»

Диски  «Малыш и природа», «Веселые мелодии»

Специалисты  выделяют  следующие  положительные  эффекты  использования музыкальной терапии: - Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.

-Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими  людьми.

-Улучшается речевая функция.

-Улучшается сенсомоторная функция.

-Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.

Рекомендации для педагогов по использованию фоновой музыки в воспитательно-образовательном процессе:

 Задания,  требующие  особого  внимания,  лучше  выполнять  без музыкального  сопровождения.  Это  разучивание  нового  материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы.

 Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.

 Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей  и должна определяться самим воспитателем.

 Перечень  музыкальных  произведений  фоновой  музыки  является примерным  и  может  варьироваться  воспитателем,  исходя  из  его музыкального вкуса.

 Использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так на занятиях по математике с целью повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только  звучание  музыки  фоном.  На  занятиях  по  ознакомлению  с окружающим  воспитатель  может  обратиться  к  музыке, характеризующей  явления  природы,  способствующей  проявлению эмоциональных  откликов,  обогащению  представлений  об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе  рисования  по  представлению  можно применять  звучание фоновой  музыки,  а  во  время  рисования  по  образцу  предложить музыкальные  произведения  для  активного  восприятия.  Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех  систем  организма,  улучшить  функционирование  нервных  процессов, но  и позволяет повысить эффективность работы детского сада.

Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания. Музыкальное сопровождение нормализует характер изменения общих активационных процессов, происходящих в связи с обучением. Оно как бы усредняет тип реагирования, ослабляя его в случае избыточности и усиливая при недостаточности. Эти крайние формы реагирования под влиянием музыки сглаживаются, что может быть оценено как положительное для оптимизации процесса обучения. Только гармоничная звуковая аура способна сделать мир прекрасней, а человека – совершенней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыка в повседневной жизни"

Консультация для родителей "Музыка в повседневной жизни"....

Музыка в повседневной жизни ребёнка.

Консультация для воспитателей ДОУ...

Роль музыки в повседневной жизни ребёнка

Консультация для родителей воспитанников детского сада...