Типы зрительных нагрузок
материал

Богачук  Елена  Валериевна

Типы зрительных нагрузок , используемых при различных сочетаниях упражнений и игр в помещении по развитию речи, ИЗО, различных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_zritelnyh_nagruzok.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Типы зрительных нагрузок , используемых при различных сочетаниях упражнений и игр в помещении по развитию речи, ИЗО, различных игр.

Первая зрительная нагрузка

При остроте зрения до 0,1  косоглазии , близорукости, смешанном астигматизме

  1. Характер учебно-наглядных пособий – индивидуальный.
  1. Цвет :
  • Для детей 3-4 лет --оранжевый, красный и их оттенки
  • Для детей 5-7 лет – желтый, зеленый и их оттенки

Увеличенная насыщенность цвета, усиленная яркость.

  1. Размеры – более 2 см. Предметный материал – 15--20 см.
  2. Форма разнообразная . Ребенку дают листы белой бумаги с четко выраженным контуром.
  1. Время проведения занятий : утро, полдень, вечер.
  2. Количество занятий в день :  2
  3. Продолжительность – 15 минут
  4. Характер упражнений :
  • При сходящемся косоглазии – на расслабление конвергенции                     ( смотреть вдаль, вверх)
  • При расходящемся косоглазии – на усиление аккомодации  (смотреть вблизи, вниз).
  • При отсутствии косоглазия – занятия с привлечением всех анализаторов.
  1. Виды игр из занятий :
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Малоподвижные игры
  • Крупный строительный материал
  • Разложи по форме косточки
  • Сортировка злаков(фасоль, горох, составление узоров из них)
  • Крупный конструктор
  • Цветное домино, лото
  • Крупная ( не кнопочная) мозаика ( 1.5 см)
  • Разложи по цвету
  • Картинки-половики
  • Найди такое же и принеси
  • Рассматривание и группировка отдельных рисунков по смысловому содержанию, принадлежности, форме: овощи, фрукты, ягоды, птицы, животные.
  • Составление смыслового содержания и сюжетного художественного оформления картонок, предусмотренных программой по ИЗО «раскрась сам» с крупным рисунком
  • веселые музыканты, чудесный мешочек, корзинка
  • обведение рисунков
  • работа с калькой
  • обведение геометрических фигур, штриховка их.
  • Закрашивание крупных рисунков красками  и карандашом
  • Работа с орементографом
  • Шнуровка отверстий диаметром 1,5 см и больше( цвет шнура контрастный)
  • Нанизывание колец, палок
  • Составление контуров из бросового материала крупного размера

Вторая зрительная нагрузка

При зрении 0,1—0,3 дальнозоркости, дальнозорком астигматизме, косоглазии

  1. Характер учебно-наглядных пособий.
  1. Цвет : желто-зеленый, оранжевый , красный
  2. Размер – до 2 см
  3. Форма разнообразная, преимущественно плоское изображение . изображение четкое.
  1. Время проведения занятий : утро, полдень, вечер.
  2. Количество занятий в день :  2
  3. Продолжительность – 15 минут
  4. Характер упражнений :
  • При внутреннем ( сходящемся) косоглазии – на расслабление конвергенции ( смотреть вдаль, вверх)
  • При наружном ( расходящемся) косоглазии – на усиление аккомодации   (смотреть вблизи, вниз).
  • При отсутствии косоглазия – занятия с привлечением всех анализаторов.
  1. Виды игр из занятий :
  • Плетение ковриков из лент шириной 1 см.
  • Нанизывание бус до 1 см.
  • Разложи по форме косточки
  • Разложи по цвету грибочки, ягоды и т.д.
  • Сортировка злаков : фасоль, горох, рис, составление узоров
  • Мозаика 1 см
  • Конструирование
  • Обведи контуры
  • Орнаментограф, смерограф
  • Работа с тетрадью в клеточку с четкими линиями
  • Составление контура бросовым материалом средних размеров
  • Шнуровка через отверстие 1.0 –0,8 см, цвет шнура различный
  • Обведение геометрических фигур, их штриховка
  • Перевод карточек через прозрачную бумагу в 2 слоя
  • «раскрась сам» с более мелким рисунком
  • Работа на миллиметровой бумаге – крупные рисунки
  • Составление из спичек отдельных деталей средних размеров
  • Упражнения с цветным диском
  • Упражнения с грибочком
  • Упражнения с музыкальном волчком
  • Упражнения с вертушкой
  • Конструктор

Третья зрительная нагрузка

При остроте зрения 0,4—0,1 дальнозорком астигматизме, дальнозоркости, косоглазии

1.Характер учебно-наглядных пособий – индивидуальный.

  1. Цвет : разнообразный
  2. Размеры – меньше  1 см.
  3. Форма разнообразная .
  1. Время проведения занятий : утро, полдень, вечер.
  2. Количество занятий в день :  2
  3. Продолжительность – 15 минут
  4. Характер упражнений :
  • При сходящемся косоглазии – на расслабление конвергенции                  (смотреть вдаль, вверх)
  • При расходящемся косоглазии – на усиление аккомодации) смотреть вблизи, вниз).
  • При отсутствии косоглазия – занятия с привлечением всех анализаторов. Игрушки стереоскопические. Занятия на стереоприборах. Упражнения на развитие глубинного зрения. Пространственные локализации.
  1. Виды игр из занятий : упражнения с мелкими объектами :
  • Плетение ковриков из лент шириной меньше 0,5 см
  • Нанизывание бус размером 0,5 см и меньше
  • Сортировка злаков – рис, пшеница, овес, ячмень, пшено, манка. Составление узоров и аппликации из них
  • Мозаика кнопочная размером 0,5 см и меньше
  • Конструирование из мелких деталей
  • Штриховка и обведение геометрических фигур
  • Работа с миллиметровой бумагой, мелкие рисунки.
  • «раскрась сам» мелкие детали ( пальчики с ноготками, ушки, глазки)
  • Перерисовывание через 3 слоя прозрачной бумаги
  • Работа с тетрадью в клетку , где рисунок не четко выражен
  • Шнуровка через отверстия диаметром 0,5 см. и меньше
  • Разложи по форме косточки вишен , слив, абрикос
  • Разложи по цвету
  • Обведи по контуру
  • Составление контуров из бросового материала мелкого размера

Упражнения по развитию двигательного аппарата глаз

Условия : проводятся по 2-3 минуты 3-5 раз в течении дня. Некосящий глаз закрыть. Голова ребенка неподвижна . воспитатель находится напротив ребенка.

  1. Ребенок следит за предметами или рассматривает картинки , отводимые кнаружи.
  2. Закрывать пальчиком свет карманного фонарика , который показывают в разных местах.
  3. Хватательное.
  • Ребенок должен на расстоянии 30-40 см. при закрытом хорошем глазе хватать мелкие предметы. Сначала показывают предметы здоровому глазу.
  • Хватательное с передвижением : при правильном захвате фиксированной игрушки нужно менять положение игрушки.
  1. Движение глазами. При расстоянии 0,5 м. на уровне глаза держать куклу или игрушку, дают возможность ребенку ее рассмотреть, затем двигают возможно далеко в направлении , имеющегося ограничение движения. Можно сначала следить за движением предмета в здоровую сторону, а затем в слабую сторону.
  2. Одновременный поворот головки в направлении противоположном движении предмета.
  3. Перемещение игрушки производится не только по горизонтальному , но и по вертикальному и другим мериданам.
  4. Можно проводить с музыкальным сопровождением.
  • «Передача платочка» . Дети стоят по кругу , в руке у одного яркий платочек. При сильной доле такта ( или команде воспитателя) платочек плавно передается соседу справа , тот следующему и т.д. Ребенок, получивший платочек последним  или в момент окончания музыки) выходит в круг и пляшет с ним На втором и третьем этапе задание усложняется : дети получают два платочка контрастных тонов . Внимание обращается на необходимость все время следить за движение платочка по кругу , чтобы не пропустить свой платочек.
  • « упражнение с лентой». Дети стоят по кругу , в опущенных руках все держат по ленте . При счете 1-2 (или 1 и 2 тактах) правая рука с лентой медленно поднимается вперед , взгляд следит за лентой.

При счете 3-4 ( 3 и 4 такт) дети поворачиваются лицом внутрь круга и идут к центру , постепенное поднимание руки и головы. Отходят назад, опуская руки. Взгляд все время следит за лентой.

  1. Движения рук с лентой поочередно вправо и влево, вверх, вниз.
  2. « Рисуем на песке». Дети свободно размещаются на полу со скрещенными ногами . Руки свободно опущены. Проводят над полом концами пальцев длинную прямую линию , плавно отводя руки вправо, затем закругленную линию, стараясь провести ее как можно дальше назад, корпус и голову поворачивая вправо, прослеживая взглядом за движением рук. То же проделать левой рукой , во второй части упражнения рисуют перед собой любые мелкие узоры , так же прослеживая взглядом за движением рук.

Упражнения по развитию бинокулярного и стереоскопического зрения

(проводятся двумя глазами , без заклеивания стекол очков)

В помещении :

  • Волшебные очки
  • Рассматривание стереоскопического рисунка через красно-зеленые очки
  • Пластическое моделирование
  • Конструирование , плетение
  • Занятия по ИЗО
  • Упражнения с приборами для забрасывания шариков
  •  Надень кольцо
  • Прибор с гвоздями
  • Упражнения с колечками
  • Стереотренер
  • Кольцеброс
  • Настольный баскетбол
  • Набрось кольца
  • Попади в цель
  • Шнуровка

На прогулке :

  • кольцеброс
  • попади в цель
  • попади в сетку
  • попади в кольцо
  • забрось мяч в лунку

        

Упражнения по развитию и локализции бинокулярного зрения

В помещении :

  • проведи по шнуру, скакалке
  • поймай шар
  • дотронься до мяча
  • мяч в сетку, кольцо
  • надень колечко
  • настольный бильярд
  • баскетбол
  • перебирание бус, круп
  • рыболов, поймай рыбу
  • забей гвоздь
  • летающий пропеллер
  • лови и бросай, упасть не давай

На улице :

  • мяч через сетку
  • мяч с горки
  • сбей кегли
  • попади в ворота
  • мяч в обруч
  • волейбол

Задания  при сходящемся  ( внутреннем) косоглазии

Цель – расслабление конвергенции

Методика – направление взора вверх и вдаль. Рассматривание высоко и далеко расположенных предметов, рассказ о них.

Широко использование прогулок на воздухе.

В группе :

  •  подбрось вверх воздушный шарик
  • Подбрось вверх мяч
  • Бадминтон
  • Поймай шар
  • Летающий пропеллер
  • Зажги фонари
  • Бильбоко
  • Пальчиковый театр
  • Короткие диафильмы
  • Кольцеброс
  • Рассматривание в бинокль далеких и высоко расположенных объектов
  • Попади в цель на отдалении
  • Забрось мяч в кольцо
  • Метание мячом
  • Лови и бросай, упасть не давай
  • Настольный баскетбол
  • Настольный волейбол

На прогулке

  • Рассмотри верхушки деревьев
  • Рассмотри листья на деревьях , их цвет
  • Шофер в автомобиле
  • Проследи за полетом летящего самолета, улетающей птицы, бабочки, жука
  • Рассмотри облака на небе

Задания при расходящемся ( наружном) косоглазии

Цель – укрепление конвергенции.

Методика – усиление аккомодации путем напряжения взора вблизь и вниз приучают ребенка смотреть близрасположенные предметы ниже уровня глаз.

В помещении:

  • Лоток с шарами
  • Собери башенку из мелкого настольного строительного материала
  • Мелкий конструктор
  • Аппликация из мелких деталей
  • Лепка
  • Пирамидка
  • Шнуровка из цветного полиэтилена, проволоки
  • Плетение ковриков из лент 0,5 см
  • Фланелеграф
  • Настльная катушечная мозаика
  • Цветная мозаика из спичек
  • Мозаика из цветного велюра
  • Кубики с карточками
  • Разбери по форме : косточки слив, вишен, абрикос
  • Разложи по цвету: грибы, ягоды
  • Обведи по контуру
  • Наклей зерно
  • Дотронься до мяча
  • Биллиард
  • Спрячь шарик в ладонях
  • Пройди по шнуру, скакалке

На прогулке :

  • Брось мяч вниз
  • Брось мяч в землю
  • Попади в лунку
  • Кегли
  • Пройди по шнуру , по скакалке, по бревну
  • Собери букет осенних листьев
  • Рассмотри лист березы, клена, тополя
  • Состав узор из осенних листьев
  • Рассмотри сидящую на цветке бабочку, жучка

Упражнения :

  1. Воспитатель демонстрирует какой-либо предмет держа и разглядывая его на расстоянии вытянутой руки . Затем он медленно приближает этот предмет к глазам и вновь возвращает в исходное положение , не спуская с него взгляда. Затем педагог приглашает то же проделать ребенку , добиваясь , что бы его взор был прикован к перемещаемому предмету. Упражнение проводится индивидуально с каждым ребенком.
  2. На близком расстоянии ( до 20 см) предоставляют ребенку интересную игрушку , предлагая взять ее руками.
  3. Палец или интересующий ребенка предмет на выпрямленной руке на высоте подбородка приближают по средней линии к носу снизу. На палец можно наклеить конфетти или цветную бумагу, чтобы сделать движение руки более напряженным. Воспитатель удерживает палец , создавая затруднения к приближению. При отклонении глаза в сторону , вновь начинают приближать предмет издали.
  4. По методике Филатова В.П. : ребенок фиксирует постепенно приближающийся к его глазам кончик своего пальца и в это время ощупывает его пальцами второй руки . Для того, чтобы ребенку не наскучило это упражнение , приближение пальца к глазам можно чередовать с хлопаньем в ладоши, счетом пальцев или следующими упражнениями : ладони повернуть вовнутрь, пальчик вверх на таком расстоянии от лица , при котором ребенок еще может сдерживать глаза в состоянии сведения к носу ( конвергенции).Ребенок пристально смотрит на кончик пальца . При счете 1,2,3, 4, 5 – ребенок соприкасается к внутренней поверхности ногтевых фаланг одинаковых пальчиков, при счете 6,7,8 – хлопает в ладоши, затем снова начинает упражнение по Филатову с ощупыванием пальца и приближением его к глазам.

Примечание : при проведении упражнений воспитатель находится напротив ребенка и следит за отклонением глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Стрессовые события в жизни ребенка: профилактика и приемы снижения стрессовых нагрузок"

Консультация: "Стрессовые события в жизни ребенка: профилактика и приемы снижения стрессовых нагрузок"...

Нормы нагрузок по СанПиНу

нормативно-правовые документы...

«Стрессовые события в жизни ребенка: профилактика и приемы снижения стрессовых нагрузок»

Каким бы ни был стресс, «хорошим» (эустресс) или «плохим» (дистресс), эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие несп...

Упражнения, применяемые для снятия зрительных и нагрузок

Упражнения, применяемые для снятия зрительных и нагрузок Развитию зрительного восприятия в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание. Упражнения для глаз отличный помощник в бор...

Уровни зрительных нагрузок для детей с нарушением зрения 3-4 лет.

В материале отображены основные виды зрительных нагрузок для детей возраста 3-4 лет. Данный материал может быть использован педагогами и родителями, которые имеют детей с нарушением зрения....