Программа кружка "Азбука здоровья"
материал (подготовительная группа)

Программа кружка "Азбука здоровья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад №133 «Радуга»

Программа кружка

«Азбука здоровья»

(старший дошкольный возраст)

                                                             

                                                                                                                             Составила : Н.Н.Березинская

                                                      Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы

3. Принципы программы

4. Содержание курса программы

5. Примерное планирование программных задач в старшей группе

6. Примерное планирование программных задач в подготовительной к школе группе

7. Диагностическое обследование детей.

8. Список литературы

                                                                    1. Пояснительная записка

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья. Нельзя не согласиться с утверждением Н. М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых технологий и воспитательно-образовательных программ, начиная с дошкольного детства.

Дошкольнику необходимо познать особенности собственного организма, основы управления здоровьем. Он должен иметь основы знаний, которые помогут ему в дальнейшей жизни. До сих пор слабо проводится пропаганда здорового образа жизни. Программа предусматривает формирование у детей ценностей здорового образа жизни, приобщение их  к ежедневным занятиям физкультурой и спортом.

Основной целью работы кружка является развитие навыков здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.

В программе кружка выделены цели, задачи, принципы валеологического воспитания, предусматривается совершенствование функций организма детей, их физическое развитие.

2. Цель и задачи программы

Цель.    Воспитание у детей валеологической культуры; создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Задачи. 1. Воспитывать валеологическое сознание детей.

               2. Учить детей использовать валеологические знания для своего здоровья.

               3.  Воспитывать оценочные суждения о факторах, ухудшающих или улучшающих здоровье.

               4. Способствовать пониманию детьми сущности здорового образа жизни.

3. Принципы

1. Доступность (соответствие учебного материала возрасту детей)

2. Наглядность (использование методических пособий и атрибутов)

3. Развивающая и воспитательная направленность содержания

4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми

5. Учет психологических особенностей детей

6. Сознательность обучения

7. Организация предметно-развивающей среды

4. Содержание курса программы

Занятия проводятся с группой детей одного возраста 2 раза в месяц, 16 занятий в год. Продолжительность занятий зависит от возраста детей:

Старшая группа (5-6 лет) – 20 мин.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 25 мин.

Старшая группа

Программное содержание предполагает овладение детьми элементарных знаний о строении организма человека, воспитание осознанного отношения к своему здоровью.

К концу года дети должны:

- иметь представление о своем организме (части тела, основные органы);

- понимать значение режима дня и правильного питания для здоровья человека;

- подбирать упражнения для различных групп мышц, в том числе для укрепления мышц спины и свода стопы;

- активно учавствовать в различных видах физкультурных занятий.

 

Подготовительная к школе группа

Работа направлена на знакомство с основными системами организма человека. Боьшое внимание уделяется формированию основ валеологического мышления ,умения делать выводы оценочные суждения.

К концу года дети должны:

- знать и называть основные системы организма человека;

- иметь представления о том, что полезно и вредно для здоровья;

- осознанно относится к своемк здоровью;

- делать оценочные суждения о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье;

- использовать полученные знания в повседневной жизни.

                                   

                                 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» В ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

                                                                                             

СТАРШАЯ ГРУППА

№  п/п

Тема

Месяц

Задачи

1.

«Опора и двигатели нашего организма»

октябрь

1. Дать представление о различных частях тела человека и их назначении.

2. Познакомить с опорно-двигательной системой человека (скелет – опора, мышцы – двигатели).

3. Учить самостоятельно выполнять упражнения для различных групп мышц.

2.

«Если хочешь быть здоров – закаляйся»

ноябрь

1. Дать представление о значении о значении закаливающих процедур для организма человека.

2. Учить называть доступные виды закаливания.

3. Воспитывать стремление к закаливанию и водным процедурам.

3.

«Сам себе я помогу – сердце свое я сберегу»

декабрь

1. Дать элементарные валеологические знания о работе сердца.

2. Формировать осознанное отношение к выполнению игр и упражнений, которые полезны для здоровья.

3. Способствовать развитию основ зож.

4.

«Прежде, чем за стол сесть, я подумаю, что съесть»

январь

1. Дать представление о вкусной и здоровой пище.

2. Расширять и закреплять знания о правилах приема пищи.

3. Воспитывать стремление правильно питаться.

5.

«Как стать Геркулесом»

февраль

1. Учить детей понимать пользу спорта для здоровья человека.

2. Уточнить знания о том, почему спортсмены не болеют.

3.Продолжать учить различать и называть упражнения для разных групп мышц.

6.

«Наши глаза – зеркало души»

март

1. Познакомить со строением глаза человека, его функциями.

2. Дать знания о том как ухаживать за глазами и сохранить зрение.

3. Разучить комплекс для профилактики миопии.

7.

«Драгоценные клады (слух, нюх, вкус)»

апрель

1. Систематизировать знания детей о значении уха, носа и языка у человек.

2. Развивать слуховое восприятие и внимание.

3. Помочь сформулировать правила ухода за ушами и ротовой полостью.

8.

«Лукошко здоровья» (итоговое)

май

1. Уточнить знания о здоровье и здоровом человек.

2.  Выявить, насколько осознанны полученные знания.

3. Способствовать развитию желания заботиться о своем здоровье.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

№  п/п

Тема

Месяц

Задачи

1.

«Мои чувства и настроение»

октябрь

1. Расширять знания о нервной системе и ее значении в жизни человек.

2. Совместно выработать правила заботы о психологическом благополучии человека.

3. Продолжать обучать приемам саморасслабления.

2.

«Вредные привычки»

ноябрь

1. Способствовать формированию у детей мотивационного отношения к вредным  привычкам (курение, алкоголизм).

2. Учить преодолевать вредные привычки у себя.

3. Поддерживать желание вести здоровый образ жизни.

3.

«Утро начинается с дел совсем обычных, нужных и привычных» (режим дня)

декабрь

1. Уточнить знания о том, что помогает человеку быть здоровым.

2. Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать режим дня.

3. На основе имеющихся знаний совместно с детьми составить правильный режим дня.

4.

«От простой воды и мыла у микробов тают силы»

январь

1. Закреплять знания детей о пользе воды для жизни и здоровья человека.

2. Закреплять культурно-гигиенические навыки.

3. Поддерживать стремление самостоятельно использовать в повседневной жизни полученные знания.

5.

«Окружающая среда и здоровье человека»

февраль

1. Учить правильно взаимодействовать с природой, соблюдать безопасность при общении с ней.

2. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы  для сохранения здоровья.

3. Знать и называть лекарственные растения.

6.

«Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет»

март

1. Расширять знания детей о функции легких у человека.

2. Дать знания о вреде курения.

3. Учить делать умозаключения, оценочные суждения о факторах, ухудшающих здоровье.

4. Выработать осознанное отношение к выполнению упражнений на дыхание.

7.

«Движение – жизнь» (Здоровый образ жизни)

апрель

1. Формировать у детей представление о связи красоты, здоровья и аккуратности.

2. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

3. Закреплять умение самостоятельно играть в знакомые подвижные и спортивные игры.

8.

Чему я научился и что буду использовать в жизни» (итоговое занятие)»

май

1. Уточнить глубину знаний детей о строении организма человека.

2. Выяснить, понимают ли дети важность здорового образа жизни.

3. Способствовать формированию у детей целостного восприятия себя и своего организма.

4. Развивать основы валеологического мышления.

Диагностическое обследование детей

Старшая группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

  • Знает основные части тела, органы и их функции.
  • Понимает значение занятий физкультурой для здоровья человека.
  • Может назвать основные виды закаливания.
  • Знает основные части тела, но имеет слабые знания о функциях основных органов человека.
  • Затрудняется в определении способов укрепления здоровья.
  • Называет основные органы человека после наводящих вопросов.
  • Затрудняется назвать способы закаливания.
  • Не понимает значения физкультуры и закаливания для здоровья.

Подготовительная к школе группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

  • Имеет знания об основных системах организма человека, их функциях (дыхательная, пищеварительная, кровеносная, нервная).
  • Осознает необходимость ведения ЗОЖ (режим, питание, закаливание, спорт).
  • Умеет делать оценочные суждения о факторах, влияющих на здоровье человека.
  • Проявляет интерес к занятиям физкультурой и спортом.
  • Имеет необходимые знания об основных системах организма человека, но затрудняется в определении их функций.
  • Затрудняется в определении оценочных суждений о факторах, влияющих, на здоровье человека.
  • Затрудняется в определении составляющих ЗОЖ.
  • Не проявляет интерес к ежедневным занятиям физкультурой и спортом.

  • Не знает основных систем организма человека.
  • Не умеет делать умозаключения о путях сохранения здоровья.
  • Не проявляет интерес к занятиям физкультурой; на занятия ходит без желания.
  • Не может раскрыть понятие ЗОЖ.

                                                   РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.
  • «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
  • 3. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.
  • Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.
  • Программа «Здоровячок». – Курган, ИМЦ: 2002. – 72с.
  • Тарасова Т.А., Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников». Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера». 2002. – 56с.
  • Холден А. «Это Я!» Серия «Веселые уроки» - М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век». 2001. – 31с.
  • Шишкина С.Е. «Я и мое тело». Пособие. – М.: «Школьная пресса». 2004. – 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» (программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости)

Антинаркогенная программа поможет решить вопросы профилактики употребления психоактивных веществ старшими дошкольниками....

План-программа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» по формированию осознанного отношения к здоровью у детей 3-7 лет с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад Компенсирующего вида № 67 «Надежда»город Набережные Челны РТ План-программа«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»по формированию осо...

СПОРТИВНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА "В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ-ЗДОРОВЫЙ ДУХ"

ЦЕЛЬ: ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ,СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАЗРЯДКИ ДЕТЕЙ...

авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...

Познавательно-развлекательная программа "Быть здоровым - здорово!"

Формирования знаний о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста. Воспитание бережного отношения к здоровью и интереса к занятиям физической культуры....

ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»

Краткая аннотация ОЭР Гипотеза  исследования:Апробация  профилактических  модели  и  программы  ДОО, соответствующих  требованиям  ФГОС  ДО и  об...

Игровая программа "В здоровом теле – здоровый дух"

Цель: Развивать познавательную активность, учить работать в коллективе, принести детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. Ведущий: Живут на одной улицеЧистюлька и ГрязнулькаЧистюльк...