проект (окружающий мир)
проект (средняя группа)

Для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_leto_krasnoe-bezopasnoe.docx689.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Лето красное - безопасное»

для детей средней группы

 

http://1000igra.ucoz.ru/_ld/0/01906583.jpg

 

 

Ярославль, 2017


Проект «Лето красное, безопасное»

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Тип проекта: исследовательско - познавательный.

Авторы проекта: Тройник Екатерина Александровна, воспитатель

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Цель проекта: Формирование у дошкольников представлению о безопасности в летний период: с насекомыми, с грибами, отдыхе под солнцем, с растениями.

Актуальность: Для снижения количества несчастных случаев надо ещё в дошкольном возрасте учитывать важность обучению навыкам безопасности. Ведь в дошкольном воспитании мы, взрослые, должны обеспечивать безопасность дошколят. Поэтому целенаправленно была выбрана тема «Безопасное лето». Работа нацелена на разъяснения навыков безопасности самого дошкольника, что приведёт к снижению количества несчастных случаев во время их летнего отдыха.

Задачи проекта:

- для детей:

Образовательные:

  • Способствовать формированию представлений детей о безопасности в летний период;
  • Формировать эмоционально – радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление и творческое воображение у детей.
  • Развивать у детей коммуникативные навыки общения.
  • Развивать речь, кругозор, память, внимание.
  • Развивать  наблюдательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.
  •  Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к растительному миру.

- для педагогов:

  • Формировать проектную культуру.

- для родителей:

  • Вовлекать родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение.

Название итогового мероприятия проекта: «Снова в гости к тетушке Лесовушке»

Продукты проекта:

- для детей:

  • выставка детского творчества «Мухоморы», «Опята – дружные ребята», «Пчёлки»;
  • совместное творчество родителей и детей - газета «Берегите природу»;
  • итоговое мероприятие – развлечение «Снова в гости к тетушке Лесовушке».

- для педагогов:

  • презентация проекта.

- для родителей:

  • совместное творчество родителей и детей - газета «Берегите природу»
  • создание выставки детского творчества по результатам проекта.

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей:

  • приобретение необходимых знаний и представлений детей о безопасности в летний период;
  • умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;
  • желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;
  • проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);
  • овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;
  • стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая).

- для педагогов:

  • формирование проектной культуры.

- для родителей:

  • установление эмоционального контакта с детьми.

 


Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный

Участники проекта

Задачи этапа

Средства решения, мероприятия

Дети

Выявить уровень знаний детей о безопасности в летний период.

Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.

Что мы знаем о безопасности в летний период?

Грибы бывают съедобные и несъедобные.

Насекомые бывают опасные (жалящие) и безобидные.

Растения бывают лекарственными.

Что приносит солнце: вред или пользу?

Что мы хотим узнать?

  • Как нужно себя вести с насекомыми?
  • Какую пользу приносят лекарственные растения?
  • Как вести себя в жару?
  • Какие нужно знать правила сбора грибов?

Что для этого необходимо сделать?

Обратиться за информацией к разным источникам.

Разработать проект.

Родители

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Беседа с родителями (обсуждение выбора темы проекта, его актуальности для конкретной группы детей).

Принять участие в изготовлении газеты «Берегите природу».

II этап – основной

Понедельник

Дети

День солнца.

Беседа-рассуждение про солнце

Беседа с детьми: «Как вести себя в жару на участке?»

Экспериментирование с зеркальцем.

Выставка книг по теме проекта.

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки».

Дыхательная гимнастика «Жарко»

Продуктивная деятельность «Панамка» (из газеты).

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Чтение художественной литературы

К. Чуковский «Краденое солнце», заучивание стихотворения «А у солнца сто забот»

Театрализованная игра – инсценировка «Солнце взошло и идет по делам».

Учим правила прогулки в жаркую погоду.

Родители

Заинтересовать родителей, показать актуальность данной темы.

Помочь запомнить правила прогулки в жаркую погоду.

 

Вторник

Дети

День насекомых.

Беседа-рассуждение «Насекомые: опасные и безвредные»

Экспериментирование: «Рассматривание бабочек через лупу»

Подвижная игра «Мотыльки»

Пальчиковые игры «Оса», «Комарик»

Дидактическая игра: «Что делает, что делают»

Физкультминутка «Стрекоза»

Вот какая стрекоза - очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Раскрашивание картинок «Насекомые»

Лепка «Пчелки»

Чтение художественной литературы

А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках»

Учим правила поведения с насекомыми

Родители

 Заинтересовать родителей, показать актуальность данной темы.

Памятки для родителей:

«Осторожно насекомые»

Среда

Дети

Беседа-рассуждение «Грибы».

Экспериментирование:

Рассматривание грибов под лупой.

Подвижная игра «Грибник и грибы»

Физкультминутка «Грибы»

Утром дети в лес пошли (ходьба на месте)

И в лесу грибы нашли (размеренное приседание)

Наклонялись, собирали, (наклоны вперёд)

По дороге растеряли. (разведение рук в стороны )

Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте)

Больше всех грибов нашла! (круговое движение рук)

Раз – грибок, два – грибок, три – грибок.( наклоны вперёд

Вот и полон кузовок! (вытягивание рук вперёд)

Дидактические игры «Съедобные и несъедобные грибы».

Лепка «Опята – дружные ребята».

Аппликация «Мухоморы».

Чтение художественной литературы

В. Г. Сутеев «Под грибом», А. Прокофьев «Боровик», Е. Трутнева «Грибы»

Учим правила сбора грибов

Родители

Спросить у ребёнка, что он знает про грибы.

Четверг

Дети

День лекарственных растений

Беседа «Лекарственные растения»

Дидактическая игра «Зеленая аптека»

Наблюдение за лекарственными растениями

Сюжетно-ролевая игра «Больница» сюжет «Зеленый доктор» (лечебные свойства подорожника)

Чтение художественной литературы 

Е.Е. Волков «Поле ромашек», И.И. Левитан «Одуванчики», В.М. Васнецов «Дубовая роща в Абрамцево», И.И. Шишкин «Сосновый бор».

Учим правила сбора лекарственных растений.

Родители

Сбор информации о лекарственных растениях вместе с детьми

Пятница

Дети

Повторение правил безопасного поведения в природе.

Развлечение «Снова в гостях у тётушки Лесовушки».

Родители

Подобрать статьи с интернет – источников, сказки, стихи, пословицы, загадки по теме проекта.

Спросить у ребёнка, какую информацию ребенок получил в ходе проекта.

III этап - заключительный

Дети

Закрепить представления детей названий деревьев и их пользе для людей, животных и птиц.

Развлечение «Снова в гости к тетушке Лесовушке».

Родители

Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Помощь в изготовлении газеты «Берегите природу».


Приложение № 1

Ситуация общения (понедельник)

Беседа с детьми: «Как вести себя в жару на улице?»

Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.

Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек – одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог. (Можно придумать и нарисовать другие картинки)

Ход: Рассматривание картины.

Вопросы к детям: - Что изображено на картине? - Кто из девочек поступил правильно? Почему? - Что случилось со второй девочкой? Как это произошло? - Что нужно делать теперь? - Как мы ведём себя на улице в жару? - Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?

Правила прогулки в жаркую погоду:

- На прогулке летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпу, косынку, кепку, панаму)!

-В жару пей больше жидкости – воды, морсов или соков!

- Нельзя находится долго на солнце! Играть лучше в тени!

- В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.

- Не бегай босиком в жару по асфальту.

- Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепёке: не доводи то того, чтобы тело было мокрым от пота.

- Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своём самочувствии.

- Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело. Если замечаешь такое, пригласи их в тенёк и скажи об этом воспитателю.

Экспериментирование.

В солнечный день наполнить ванночку водой и поставить на стол возле окна, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустить зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть опирается на часть ванночки. А нижняя в воде – под углом. Взять лист бумаги и поместить его перед зеркалом. Изменять положение зеркала и бумаги, пока на бумаге не появится разноцветная радуга. Слегка покачать ванночку и встряхнуть зеркало. Что мы увидим?

Вывод:

На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик может превращаться в разноцветный, если проходит сквозь капли воды. Так появляется и радуга.

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз)

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких - две штучки,

Тяжелых три тучки

Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло.  (Поморгать глазками)

Дыхательная гимнастика «Жарко»

«На улице очень жарко, давайте подуем на плечи, сначала на правое, затем на левое». Ребёнок делает спокойный вдох, пауза в 3 секунды, затем, поворачивая голову, дует на одно плечо, делает вдох и дует на другое плечо. Повторить 3- 4 раза.

Дидактическая игра «Солнышко и дождик»

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня зонтик. Сейчас мы с вами сыграем в игру. Когда я скажу: «Дождик!»  бегите ко мне прятаться под зонтик. Когда скажу: «Солнышко!»  отправляйтесь гулять. Когда дети сидят под зонтиком можно вместе с детьми проговаривать потешку: Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить!

Театрализованная игра: «Солнце взошло и идёт по делам»

Задачи:

Обучающие: Формирование интереса к театрализованным играм, умению импровизировать, умению сочетать движения и речь.

Развивающие: развитие воображения и творческой инициативы, развитие пантомимических навыков, мелкой моторики рук, слухового и зрительного внимания, эмоционального переживания.

Воспитывающие: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения действовать согласованно.

Ход НОД:

Воспитатель читает стихотворение:

Доброе утро! Птицы запели!

Доброе утро, вставайте с пастели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

                          (А.Кондратьев)

Воспитатель предлагает детям сказать фразу «Доброе утро!» радостно, сердито, весело и грустно, печально… Желательно, чтобы все дети произнесли эту фразу с одной из предложенных интонаций, поясняя, почему она может звучать по-разному (зависит от настроения, от самочувствия и т.д.)

Воспитатель повторяет последние строки стихотворения:

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

- По каким делам идет солнышко? (Ответы детей.)

Правильно дети, солнышко нас греет, с солнышком нам светло и тепло.

Воспитатель, показывая иллюстрации, уточняет: Солнышко идет по делам во двор, где гуляют дети, посмотрите на картину, во что на картине играют дети( играют в мяч, прыгают со скакалками, ловят бабочек ,стрекоз. А вы дети сможете показать в какие игры вы играете(дети имитируют движения играющих детей – в мяч, с прыгалками, в классики, в футбол…), еще солнце идет по делам на огород и в сад, где дети трудятся, посмотрите на картину, скажите что делают дети на картине? А вы любите трудиться в саду? А показать сможете? (дети имитируют движения – копают землю, работают граблями, подметают, поливают…), А еще солнышко по делам идет в лес, и в лесу солнце нужно всем!

- И даже цветам в лесу нужно солнце!

Игры на пальцах (М.С.Рудина, С.А.Афонькин)

- Сейчас мы с вами поиграем на пальцах, наши пальчики будут цветочками, но сначало наши пальчики мы с вами согреем, помнем, чтобы они нас слушались.

1.Наши красивые цветки расправляют лепестки

  Ветерок чуть дышит, лепесток колышет.

  Наши красивые цветки закрывают лепестки.

  Головой качают, тихо засыпают.

(Сомкнутые и чуть округлые ладони – бутон цветка. Затем пальцы медленно расходятся в стороны, немного прогибаются, чуть-чуть шевелятся кончики пальцев,  

пальцы медленно смыкаются.)

- Следующая наша игра на пальцах с загадкой, внимательно слушайте:

2. Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. Кто это? (Бабочка)

Сейчас мы с вами попробуем показать бабочку, вот она сидит на цветке, а вот она полетела по лугам, по полям.

(Руки скрещены в запястьях, ладони разведены в стороны.Сначала ладони не подвижны – «бабочка сидит на цветке», ладони двигаются вверх и вниз – «бабочка порхает»).

Следующая загадка, слушаем внимательно:

3. В лесу у пня суетня, беготня,

    Народ рабочий весь день хлопочет. Кто это? (Муравьи)

Дети, сядем прямо, спинки выпрямим, ножки подружем, и приготовим наши пальчики на коленях – и побежали наши муравьи по дорожке.

(Дети ставят пальцы обеих рук на колени, и, перебирая пальцами по коленям, руки двигаются в разные стороны.)

Следующая загадка, слушаем внимательно:

4.Зелены мы как трава,

   Наша песенка: «Ква-ква!» Кто это? (Лягушки)

Ладони рук лежат на коленях. Затем резко сжимаются в кулачок, и опять ладони распрямляются, произносим ква-ква

Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют)

Игра «Представьте себе»

Сейчас я включу вам музыку, а вы подумаете, в кого превратитесь, и изобразите того или то, что загадали. Сначала нам свою загадку покажут мальчики,а мы с девочками попытаемся отгадать, а затем свою загадку покажут девочки а мы с мальчиками будем отгадывать.

Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д.

- Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт! Все укрылись от дождя, всем места хватило? А на что похож  наш зонт? Да зонт  похож на большой гриб. В какой сказке  звери прятались от дождя под грибом?

Ролевой театр по сказке В.Сутеева  «Под грибом»

(Воспитатель читает текст за автора, дети по памяти (с элементами импровизации) разыгрывают сказку. Костюмы и их элементы дети подбирают самостоятельно. В качестве гриба используют зонт.)

Дождик прошел,  вылезли все из под гриба, а муравей  задумался и говорит -Как же так?Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем места хватило.

Ква-ха ква-хаха, эх вы, Гриб-то…

А вы все догадались, почему сначала одному муравью было тесно, а потом всем места нашлось? (ответы детей)

Дождик прошел, выглянуло солнышко, все жучки, насекомые, птицы, звери радуются солнышку, стало тепло, стало светло

-Дети, скажите, вам понравилось наше занятие? Чем мы сегодня занимались? (Говорили «доброе утро» - весело и грустно, играли с пальчиками, изображали птиц животных, прятались от дождика под грибом, играли в сказку)


Приложение № 2.

Ситуация общения (вторник)

Беседа-размышление «Поговорим о насекомых»

Цели и задачи: воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе; развитие логического мышления, умения сопоставлять и решать простейшие логические задачи на экологическую тематику; расширение знаний дошкольников о жизни насекомых.

Воспитатель предлагает послушать стихотворные загадки: он читает вслух четверостишье, а ученики должны хором назвать насекомое.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк!   (Паук)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка.   (Кузнечик)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.  (Стрекоза)

Целый день летает,

Всем надоедает;

Ночь настанет,

Тогда перестанет.   (Муха)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел.  (Бабочка)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.  (Пчела)

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем — миллион.   (Муравьи)

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.   (Комар)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда тружусь.   (Жук)

Воспитатель. Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (О насекомых.)

Затем воспитатель предлагает детям вспомнить тех насекомых, которые были указаны в загадках.

Воспитатель. Назовите, кто из насекомых ползает, летает, прыгает. (Ползает — гусеница; летают — комар, муха, бабочка, стрекоза; прыгает — кузнечик.)

- Какие насекомые приносят пользу, а какие вред? (Пчелы собирают мед, принося пользу людям, комары, мухи, кусаясь, приносят вред)

- Какие насекомые опасные, а какие безвредные? (Опасные: клещ, оса, пчела, безопасные: бабочка, кузнечик)

- Чем похожи насекомые? (Они летают, у них есть лапки, крылышки.)

- Почему зимой нет насекомых? (Они спят) Это правильно, однако многие из насекомых погибают, но они успевают завести потомство. Именно поэтому летом всегда много комаров, мух, бабочек.

- Какое насекомое самое трудолюбивое, а какое самое красивое? (Муравей — самое трудолюбивое, бабочка — самое красивое).

- Почему нельзя сжигать муравейники и разорять муравьиный дом? (Ответы детей.) Муравьев называют санитарами леса. Вы наблюдали, как маленький муравьишка тащит палочку, которая больше, чем он сам? Что вы еще знаете о муравьях?

- Как насекомые «переговариваются»? (Они пищат, жужжат.)

- Назовите, какие жужжат? (Жуки, пчелы, шмели, мухи, стрекозы).

- А какие стрекочут? (Кузнечики, сверчки.)

Воспитатель подводит итоги.

Воспитатель. О ком мы сегодня говорили? (О насекомых.)

Какое насекомое вам больше всего нравится? (Ответы детей.)

Загадки про насекомых

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.    (Бабочка)

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.    (Кузнечик)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настает,

Тогда перестает.    (Муха)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.    (Пчела)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит-стрекочет.    (Стрекоза)

Не зверь, не птица,

Нос как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.    (Комар)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.    (Муравьи)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо.    (Оса)

Целый день он спать не прочь.

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок.

Музыканта звать …     (Сверчок)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда ползу

Если в воздухе кружусь,

То уж вдоволь нажужжусь.    (Жук) 

Какая коровка, скажите, пока

Еще никому не дала молока?    (Божья коровка)

Дидактическая игра «Что делает, что делают»

Цель: образование формы множественного числа глаголов.

Бабочка порхает, а бабочки … (Порхают.)

Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)

Оса жалит, а осы … (Жалят.)

Жук жужжит, а жуки … (Жужжат.)

Комар звенит, а комары… (Звенят.)

Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут.)

Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают.)

Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают.)

Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут.)

Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят.)

Пальчиковая гимнастика

«Оса»

Оса села на цветок, (вытянуть указательный палец правой руки)

Пьет она душистый сок (и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки).

«Комарик»

Не кусай, комарик злой! (сжать кулачок, указательный палец выдвинуть вперед («хоботок»),

Я уже бегу домой (мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз («лапки»)).

Подвижная игра «Мотыльки»

На зеленом, на лугу  Мотыльки летают  

И с цветочка на цветок (дети бегают по кругу),

Весело порхают (руки в стороны - «мотыльки» летают).

Маша вышла на лужок

У нее в руках сачок (воспитатель держит в руках яркий сачок).

Берегись-ка, мотылек, (после слов «Берегись-ка, мотылек» дети убегают),

Улетай скорей, дружок! (а взрослый «ловит» их сачком).

Ребенок должен запомнить

правила поведения при встрече с опасными насекомыми!

  • Если ты увидел осиное гнездо, понаблюдай за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогай его, иначе осы вылетят и будут жалить тебя.
  • Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухнет.
  • Если около тебя летает пчела, старайся быть спокойными, не маши руками, перейди в другое место.
  • Никогда не расчесывай места укусов, чтобы не занести в организм инфекцию.
  • Встретив на пути муравья, не трогай его, понаблюдай, что он тащит по дорожке к муравейнику, каков размер, окраска этого муравья. Не будешь им мешать - они тебя не укусят.
  • Защищайся от комаров, используя мази, отпугивающие насекомых. Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
  • Чтобы избавиться от мух, не оставляй гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, соблюдай санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях.

Если вокруг кружит насекомое

Укусы насекомых не только болезненны, но и опасны!

Объясните ребенку, что если вокруг него кружит насекомое, то нужно замереть на месте и присесть. Ни в коем случае нельзя размахивать руками или убегать.

Наиболее опасен укус пчелы. Она оставляет жало в теле человека, а сама потом погибает.

Оса, в отличие от пчелы, жала в теле человека обычно не оставляет, но укусы ее не менее болезненны.

Шмель может ужалить, только если взять его в руки.


Приложение №3

Ситуация общения (среда)

Подвижная игра «Грибник и грибы»

Дети расходятся.

Худ. слово:

«Я – грибник, а вы грибы,

Ну-ка прячьтесь под дубы!

Раз, два, три, четыре, пять – Я иду грибы искать!»

(Дети приседают – «прячутся», когда к ним подходит воспитатель, а когда отходит – опять встают.

Игра заканчивается, когда каждый ребенок присядет 2 раза)

Правила сбора грибов

D:\Рабочий стол\otravleniye-shampinonami-6.jpg

Загадка.

Я в лесу ношу, ребята,

Шляпу красную в заплатах.

Шляпу бедного сеньора

По прозванью (Мухомора.)


Приложение №4

Ситуация общения (четверг)

Беседа «Лекарственные растения»

Задачи:

- Закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы.

- Расширять  знания о пользе и применении лекарственны растений.

- Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

Материал:

иллюстрации лекарственных растений (мать и мачеха, одуванчик, подорожник, крапива, хвощ); игрушка – Колобок.

Ход беседы

(Дети сидят полукругом.)

Перед ними доска с картинками лекарственных растений. На столах – гербарий.

Ведущий – Колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне, (на колобке приколоты растения из гербария).

(Колобок снимает с себя мать и мачеху)

Колобок: Что это за растение?

Дети: Мать- и- мачеха.

Колобок: А вы знаете, почему оно так называется?

Дети: у него с одной стороны листочек тёплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как в сказке «Крошечка – Хаврошечка». Она была злая.

Колобок: Отчего же? Ведь это травка, которая раньше всех появляется?

Дети: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.

Колобок: припоминаю, дедушка с бабушкой её так и называли : кашель. А это что за цветок, похожий на мать- и- мачеху?

Дети: Одуванчик.

Колобок: А вы знаете, для чего он нужен?

Дети: Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. Если его попробовать на вкус - он горький, но эта горечь не вредная. Из одуванчика варят первое варенье или иначе «майский мёд». В некоторых странах его специально сажают в огороде. Одуванчик- лекарственное растение, в нем содержится много витаминов.

Колобок: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?

Дети: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.

Колобок: Надо попробовать. Ну, а это что за растение, маленькие лопушки?

Дети: Подорожник.

Колобок: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?

Дети: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.

Колобок: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?

Дети: Крапива.

Колобок: Ой, боюсь, ужалит. От неё-то какая польза?

Дети: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.

Колобок: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.

А вот это растение похоже на «лошадиный хвост». Никто не знает, что это?

Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще.

его бабушка лечила, когда у него горло болело. А чем ещё можно полоскать горло?

Дети: Ромашкой.

Колобок: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение похожее на  гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили?

А теперь давайте поиграем, а потом я ещё что-нибудь расскажу.

Игра «Одуванчик»

Колобок говорит: - Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут - (дети встают).

- Ветер налетел, стал дуть на одуванчик - (дети раскачивают поднятыми вверх руками).

- Ветер подул ещё сильнее - (дети разбегаются в разные стороны на носочках).

- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики(дети приседают).

- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики - (дети встают).

(можно повторить 2-3р.) 

Колобок: Лето пройдёт, цветы отцветут, а мы болеем – то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно.

Запомните правила сбора лекарственных растений:

1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды : можно отравиться.

3. После сбора лекарственных растений тщательно вымыть руки с мылом, т.к. на руках много пыльцы и пыли.

Колобок: До свидания, ребята. Не забудьте про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.

Ребенок:   Растения мы знаем, бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

                   Отнесут их все в аптеку.

Правила сбора лекарственных растений:

1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.

3. После сбора лекарственных растений тщательно вымыть руки с мылом, т.к. на руках много пыльцы и пыли.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках лекарственных растений, помогающих при простудных заболеваниях.

Правила игры: отыскать карточку с изображением лекарственного растения в соответствии с описанием его характерных признаков.

Материал: карточки с изображением растений.

Организация и методика проведения: ведущий называет характерные особенности того или иного растения, которое помогает при простудных заболеваниях, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек, называют его, рассказывают о лечебных свойствах. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

Дидактическая игра «Зелёная аптека»

Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях, которые используют при простудных заболеваниях, их значении для здоровья человека; учить правилам сбора, заготовки, применения. Упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Правила игры: угадывать лекарственные растения, используемые при простудных заболеваниях по их характерным признакам, описывать правила их сбора и заготовки.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зелёным крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений.

Организация и методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки про лекарственные растения. Ребёнок находит в лукошке отгадку, называет растение и объясняет, почему его называют «зелёным доктором», рассказывает о правилах сбора и заготовки лекарственных растений.


Приложение №5

Ситуация общения (пятница)

Правила прогулки в жаркую погоду:

- На прогулке летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпу, косынку, кепку, панаму)!

-В жару пей больше жидкости – воды, морсов или соков!

- Нельзя находится долго на солнце! Играть лучше в тени!

- В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.

- Не бегай босиком в жару по асфальту.

- Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепёке: не доводи то того, чтобы тело было мокрым от пота.

- Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своём самочувствии.

- Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело. Если замечаешь такое, пригласи их в тенёк и скажи об этом воспитателю.

Ребенок должен запомнить

правила поведения при встрече с опасными насекомыми!

  • Если ты увидел осиное гнездо, понаблюдай за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогай его, иначе осы вылетят и будут жалить тебя.
  • Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухнет.
  • Если около тебя летает пчела, старайся быть спокойными, не маши руками, перейди в другое место.
  • Никогда не расчесывай места укусов, чтобы не занести в организм инфекцию.
  • Встретив на пути муравья, не трогай его, понаблюдай, что он тащит по дорожке к муравейнику, каков размер, окраска этого муравья. Не будешь им мешать - они тебя не укусят.
  • Защищайся от комаров, используя мази, отпугивающие насекомых. Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
  • Чтобы избавиться от мух, не оставляй гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, соблюдай санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях.

Если вокруг кружит насекомое

Укусы насекомых не только болезненны, но и опасны!

Объясните ребенку, что если вокруг него кружит насекомое, то нужно замереть на месте и присесть. Ни в коем случае нельзя размахивать руками или убегать.

Наиболее опасен укус пчелы. Она оставляет жало в теле человека, а сама потом погибает.

Оса, в отличие от пчелы, жала в теле человека обычно не оставляет, но укусы ее не менее болезненны.

Шмель может ужалить, только если взять его в руки.

Правила сбора лекарственных растений:

1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.

3. После сбора лекарственных растений тщательно вымыть руки с мылом, т.к. на руках много пыльцы и пыли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по окружающему миру (подготовительной группы) на тему: Экологический проект «Рыбье царство»

Этот проект нацелен на развития познавательных и творческих способностей детей....

Проект по окружающему миру (младшая группа) Экологический мини-проект по теме: "Мишка косолапый по лесу идёт"

Познакомить с животным леса ; медведем; дать представление о медведе, познакомить с внешним видом и его характерными особенностями; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое о...

«Метод проектов как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром». Проект "Вот эта улица, вот этот дом".

Компоненты.Содержание проекта.1.Тема.«Вот эта улица, вот этот дом»2.Вид.Образовательный.3.Тип. Творческий, познавательно-исследовательский.4.Срок реализации.долгосро...

проект (окружающий мир)

проект в средней группе...

Познавательно- исследовательский проект «Окружающие нас друзья - комнатные растения» с детьми средней группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ОКРУЖАЮЩИЕ НАС ДРУЗЬЯ - КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫАктуальность:Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное з...

Познавательно- исследовательский проект «Окружающие нас друзья - комнатные растения» с детьми средней группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ОКРУЖАЮЩИЕ НАС ДРУЗЬЯ - КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫАктуальность:Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное з...