Духовно- нравственные ценности и здоровый образ жизни в ДОУ.
статья
Духовно- нравственные ценности и здоровый образ жизни в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно- нравственные ценности и здоровый образ жизни в ДОУ.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Русская народная пословица.
Термин «духовно-нравственное воспитание» определяет связь духовной культуры общества и процесса воспитания, так как с категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
Педагог детского сада призван показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека - мир желаний, переживаний и чувств. Все педагоги - дошкольники формируют у маленьких подопечных полезную привычку поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами.
В последние годы проблема духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования, воспитания дошкольников и необходимостью более ранней ориентации, творческого саморазвития личности ребёнка. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Но духовно- нравственное воспитание детей невозможно без родителей, потому что именно родители несут ответственность за воспитание детей, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Именно поэтому уже много лет наш педагогический коллектив уделяет огромное внимание работе по взаимодействию семьи и дошкольного учреждения в вопросах духовно- нравственного воспитания.
Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что имеем большой опыт работы в этом направлении. Пять лет существует на базе нашего БДОУ родительский клуб, который собирает огромное количество семей- родителей и детей. Работа родительского клуба ведется в художественно- эстетическом направлении, в форме мастер-классов, на которых родители вместе с детьми знакомятся с различными техниками декоративно- прикладного искусства и совместно изготавливают свои шедевры. За это время проводилось огромное количество мастер- классов на интереснейшие темы: «Изготовление домашнего театра», «Знакомство с техникой квиллинг», «Изготовление народной куклы», «Павло-посадские платки», «Открытка в технике скрапбукинг», «Знакомство с техникой айрис-фолдинг», «Точечная роспись по стеклу», «Валяние из шерсти» и многие другие.
В этом году мы придумали и запустили в работу новое направление- литературную гостиную, которая стала очень популярной и нашла большой отклик среди родителей и детей.
И родительский клуб, и литературная гостиная проводятся в вечернее время, по два раза в месяц.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, являются привитие здорового образа жизни. Физическая культура вносит свой вклад в решение этой задачи, в части формирования физических качеств, двигательных навыков и умений, что тесно связано с воспитанием нравственно- волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь слабым, и к тем кому она нужна, направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Не зря народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух!».
Поэтому при сотрудничестве с родителями мы делаем упор на пропаганду здорового образа жизни, на знакомство с проводимой в детском саду работой по формированию здорового образа жизни у детей, и вовлечение родителей в неё. Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и педагогов.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
А это значит, что одним из наиболее значимым условием работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является то, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей.
Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. Каждый год мы проводим неделю открытых дверей, в которой родители являются не сторонними наблюдателями педагогического процесса, а активными участниками. И папы, и мамы проводят утреннюю зарядку в эти дни.
Образовательной программой ДОУ предусмотрена организация спортивных праздников и развлечений совместно с родителями, где совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, формируются дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма. Здесь приходит на помощь золотое правило: «родители являются первыми педагогами». Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка. А еще мы пытаемся донести до родителей мысль, что дети так же хотят гордиться своими родителями, как и каждый родитель своим ребенком.
В систему духовно-нравственного воспитания включено формирование патриотических чувств детей. Наибольший воспитательный эффект на душу ребенка оказывают спортивные праздники и развлечения фольклорной тематики, они входят в жизнь ребенка ярким событием и остаются в памяти надолго.
Каждый год мы проводим массовые мероприятия для родителей и детей- осенняя ярмарка, масленица. Родители принимают в них самое активное участие. При проведении спортивно-патриотической игры «Зарница», которую мы проводим каждый год к Дню Победы, игры- соревнования в каждом отряде проводят папы- военные. Поэтому это мероприятие проходит особенно торжественно и празднично. Она проводится с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям общества, формирования детских представлений о военной службе.
Традиционно в нашем детском саду проходит осенний кросс. В нем с большим желанием принимают участие все воспитанники и педагоги. С этого года мы подумали: «А почему бы не подключить и родителей?» Объявили о проведении кросса для родителей и сами были удивлены тому количеству родителей, которые приняли в нем участие! Кросс проходил настолько эмоционально, весело, по- спортивному азартно! А как болели дети за своих родителей, как горели их глаза! Все результаты кросса были на следующий день вывешены, объявлены и награждены и победители, и участники. Это дало такой мощный заряд положительной энергии, спортивного заряда, что еще долго вспоминалось и родителями, и педагогами, и детьми.
Также традиционно мы проводим неделю спартакиады, посвященную Всемирному дню здоровья в апреле. В первый день проходит открытие спартакиады с массовыми подвижными играми, а затем каждый день ребята соревнуются в разных видах спорта: в беге на ускорение, в прыжках в длину, в метании мешочков с песком, в командных эстафетах. Мы всегда отслеживаем и фиксируем результаты спортивных достижений детей, награждаем и за участие, и за победы. Родителям тех детей, у которых проявляются высокие результаты мы рекомендуем отдать в спортивные секции.
После очень успешного проведения осеннего кросса среди родителей, мы планируем в этом году в рамках спартакиады включить и родителей в спортивные состязания. Думаю, что они с радостью откликнуться.
Но самым долгожданным и любимым мероприятием для нас, педагогов, для детей и родителей является спортивный флешмоб, который танцуют все воспитанники и педагоги на торжественном закрытии спартакиады.
В заключении хотела бы добавить, что после праздника и родители, и дети торопятся поделиться своими впечатлениями и еще много дней живут этими эмоциями – а значит, мы достигли цели: праздник состоялся, и мир вокруг нас стал чуточку ярче, светлее и добрее!
Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неизменной на протяжении всей жизни человека. Меняются времена, изменяются программы и методики, а формирование привычки к здоровому образу жизни остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-399175-1391632009.jpg)
Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»
Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667972-1442339060.jpg)
«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/09/picture-1287464-1604893974.jpg)
Презентация "Формирование нравственных ценностей дошкольников через приобщение к здоровому образу жизни"
Формирование нравственных ценностей дошкольников через приобщение к здоровому образу жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-1055770-1648451805.jpg)
«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...