Физкультурный досуг "Путешествие с Лунтиком и его друзьями"
методическая разработка (средняя группа)

Аммосова Тамара Яковлевна

В методической разработке содержится практический материал физкультурного досуга с использованием больших гимнастических мячей. Данный материал могут использовать в своей работе воспитатели по физической культуре, педагоги дошкольных учреждений, а также может быть полезен и интересен родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkulturnyy_dosug_veselye_igry_smesharikov.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №89 «ПАРУС»                                                                       ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ НА ТЕМУ:

«ПУТЕШЕСТВИЕ С  ЛУНТИКОМ И ЕГО ДРУЗЬЯМИ»

                                                      Якутск – 2018г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Составитель: Аммосова Тамара Яковлевна

В методической разработке содержится практический материал физкультурного досуга с использованием больших гимнастических мячей. Данный материал могут использовать в своей работе воспитатели по физической культуре, педагоги дошкольных учреждений, а также может быть полезен и интересен родителям.


Пояснительная записка

        

Актуальность данной методической разработки является то, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Большинство детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Ослабление здоровья подрастающего поколения может  угрожать здоровью последующих поколений, т.к. у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети. Рождение здорового ребенка в настоящее время стало редкостью, растет число недоношенных детей, детей с врожденными аномалиями, с речевыми расстройствами.

           Профилактическими способами  укрепления здоровья детей дошкольного возраста являются упражнения, формирующие правильную осанку.

          Одним из таких  эффективных средств развития и коррекции осанки детей дошкольного возраста являются занятия с применением больших гимнастических мячей (фитболами).  

          Фитбол (БГМ) – это специальный резиновый мяч большого диаметра, способный предоставить всестороннюю нагрузку для мышц. С его помощью можно не только развить силу и выносливость, укрепить и нарастить мышечную массу, но и улучшить свою гибкость и координацию.

          В отличие от большинства спортивных тренажеров, фитбол долго не надоедает и не требует специальных тренировочных приготовлений. Заниматься гимнастикой, фитнесом или аэробикой можно в любое удобное для себя время. Эффект будет достигнут, даже если просто ежедневно "пружинить", сидя на мяче.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол - гимнастики  как предмет, снаряд или опора. Поддерживать равновесие на фитболе сложно, поэтому продолжительность выполнения упражнения, сидя на мяче, должно быть для детей 4-7 лет не более 5-7 минут. При обучении детей посадке и удержанию равновесия на мяче, как показывает опыт, лучше начинать с  движений ногами, а потом руками. Именно при такой последовательности обучения ребенок чувствует себя уверенно.

        Физкультурные досуги и праздники позволяют, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других. Желательно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет немаловажное значение для развития личности каждого ребенка.

       Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей, который        позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

         Поскольку спортивные развлечения в ДОУ основаны на известном детям материале (который они отрабатывали на занятиях по физическому воспитанию), при планировании мероприятия ставятся цели закрепления, отработки двигательных умений и навыков, но никак не обучения. Здесь нет сложной цепи подводящих упражнений, как на обычном занятии. Кроме того, движения, включённые в досуговую деятельность, должны быть нацелены на гармоничное развитие разнообразных физических качеств, то есть необходимо чередование работы различных групп мышц.

           Можно выделить следующие развивающие и воспитательные задачи спортивных развлечений:

  • Развитие мышления, сообразительности. Мероприятия обычно имеют определённый сюжет, который задействует познавательный опыт и кругозор дошкольников (например, спортивный досуг, посвящённый весне, затрагивающий тему здоровья, семьи, сказок, определённого праздника и пр.).
  • Развитие музыкальных способностей: слуха, умения двигаться под определённую мелодию. Ведь физкультурные развлечения обычно проходят под музыкальное сопровождение.
  • Воспитание эмоциональных качеств: решительности, целеустремлённости, организованности, но в то же время умения сдерживать свои желания и чувства в нужный момент. В ходе мероприятия педагог должен учитывать индивидуальные особенности дошкольников, например, помогать проявить себя робким и застенчивым детям, создавать для них ситуацию успеха, повышения самооценки.
  • Формирование чувства коллективизма, дружеских отношений, умения радоваться успехам товарищей.

Основные отличия физкультурного досуга от праздника:

- физкультурный досуг предназначается для 1-2 групп детского сада,   организовывать 2-3 раза в месяц. При проведении досуга необходимо активное участие воспитателя. Она даёт команды, подводит итоги, является судьёй в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроения детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.

-   Физкультурном празднике,  принимают участие все дети детского сада.   Эти   мероприятия направлены на пропаганду физической культуры.                               Физкультурные праздники обычно проводятся 2-3 раза в год и посвящаются временам года, выдающимся событиям в спортивной жизни города или страны, знаменательным датам. К празднику готовится весь коллектив детского сада. Составляется сценарий, готовятся красочные атрибуты, специальная одежда для героев и детей.

         Содержание праздника составляют подвижные игры и упражнения, знакомые детям и обновленные путем введения неожиданных условий, пособий, способов организации. В программу физкультурного праздника включаются занимательные викторины и загадки.

          Главной задачей воспитателя при проведении физкультурного   досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.

           Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

          Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно - образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка

     Спортивные развлечения с детьми среднего дошкольного возраста очень значимы, но их проведение имеет определённые нюансы. Поскольку в возрасте 4–5 лет происходит бурное физическое и умственное развитие ребёнка, неуёмную энергию малышей нужно направлять в полезное русло. Вместе с тем воспитанники среднего звена ещё недостаточно усидчивы, не очень хорошо умеют концентрироваться на определённой деятельности. Спортивные развлечения воспитывают у них организованность и целеустремлённость.

         Дошкольникам 4–5 лет ещё чуждо чувство коллективизма, им дорог только свой личный успех. По этой причине элементы соревнования в данном возрасте имеют индивидуальный характер: к примеру, «кто быстрее соберёт снежки с пола», «кто дольше прокрутит обруч», «успей занять место в обруче» и т. п. Эстафеты ещё не проводятся, и лишь к концу учебного года педагог постепенно подводит детей к командному соревнованию: «чья команда быстрее всех наполнит корзину желудями». В целом ребят 4–5 лет ещё не очень интересует результат игры: их занимает сам её процесс, сами движения. В средней группе особое значение имеет присутствие на досуге игрового персонажа — героя сказки или известного животного.  Методические основы организации физкультурных досугов с детьми в отечественной педагогике были исследованы в трудах Д.В.Хухлаевой (1963), Т.И.Осокиной (1983), Е.А.Тимофеевой (1983) и др.

Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации.

Первый вариант.

  1. Физический досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности, такие как «Море волнуется», «Сделай так», «Ровным кругом», «Ручеёк», «Светофор». В таких играх детям предоставляется возможность проявить свой замысел фантазию.
  2.  Участие детей в разных аттракционах, выполняют двигательные задания в игровой форме. Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активности детей. 
    А) Детям с высокой двигательной активностью предлагают игры- упражнения на равновесие. «Пройди, не упади», на внимание «Помни свое имя», «Собери предметы парами», «Будь внимателен».

Б) Детям с низкой двигательной активностью предлагаются игры - упражнения типа «Займи свой домик», «Удочка», «Перебежки», «Догони меня».
Вначале одна подгруппа выполняет задание, другая наблюдает, выступая в качестве болельщиков. После двигательных заданий подгруппы меняются местами.
3. После короткого отдыха (3-5 минут) детям предлагаются игры- соревновательного характера: «Кто быстрее построит пирамиду» (собрать по форме, цвету), «Кто быстрее допрыгает с зажатыми между стопами мячом», «Найди себе пару», «Бег в мешках», «Веревочка», «Перетягивание каната».
4. В конце с детьми проводятся игры низкой степени интенсивности, такие как «Узнай по голосу», «Ручеек», «Карусель», «Найди, где спрятано», разные народные игры.

 Второй вариант.

  1. Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Использование этого варианта возможно лишь в этом случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. Здесь также необходим индивидуально- дифференцированный подход. 

А)  Детям с высоким и средним уровнем двигательной активности и хорошей физической подготовленностью предлагаются более сложные элементы спортивных игр с достаточно высокой физической нагрузкой. К этим детям предъявляются более строгие требования по качеству выполнения задания. 
Б) Детям с низким уровнем двигательной активностью и с отставанием в развитии моторики рекомендуем давать более простые задания с постепенным увеличением физической нагрузки.

Третий вариант.

  1.  Физкультурный досуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу организации также должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
    А) Первая подгруппа детей (с высокой двигательной активностью) выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений, такие как езда на велосипеде прямо, с поворотами, по кругу, «змейкой», по узкой дорожке с изменением темпа катания.
    Б) Вторая подгруппа детей (с низкой двигательной активностью) выполняет задания, направленные на развитие скорости, быстроты реакции, такие как езда на велосипеде по прямой с разной скоростью.

Четвертый вариант.

  1. Физкультурный досуг «Веселые старты» строится в основном на играх- эстафетах, хорошо знакомых детям. Каждая подгруппа участвует в разных эстафетах, имеющих разное содержание и объем физических нагрузках. 

А)  Для первой подгруппы (с высокой двигательной активностью) предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точности выполнения. Например, игра- эстафета «Построй эстафету».

    Б)       Второй подгруппе (с низкой двигательной активностью) предлагается более простая эстафета - «Кто быстрее прокатит мяч».

    2. Игры- эстафеты могут повторяться не более 3-4 раз, между ними необходимо сделать небольшой перерыв (5-7 минут). В это время можно предложить детям вспомнить считалочки, загадки, пословицы.

Пятый вариант.

 1.  Физкультурный досуг может быть с музыкальным сопровождением, что развивает у детей творческую инициативу, воображение музыкальный слух. Вначале дети под музыку выполняют произвольные движения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами). Воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить даже целую танцевальную команду.

 2. После 10-15 минут занятий звучит музыкальный сигнал, дети убирают все пособия на место и встают в большой круг. В центре круга стоит воспитатель (ведущий) с мячом, называет кого- либо из детей по имени и бросает ему мяч. Если ребёнок поймал мяч, то он встает в центр круга и становится ведущим.

3.После игры воспитатель предлагает послушать мелодичную музыку. Дети сидят или лежат на полу и слушают музыку.

4. После прослушивания (через 2-3 минуты) воспитатель предлагает детям придумать композицию, разные произвольные движения под музыку. Можно предложить детям фрагмент из разученного на занятиях музыкально- ритмического комплекса («танец петушков», «пингвинов», «медвежат»). 

Принципы составления сценария досуга

  1. соответствие двигательных заданий теме досуга и возрасту детей
  2. использование в заданиях БГМ, благодаря чему у детей развиваются физические  качества – равновесие, ловкость, координация движений.
  3. использование разных методов и приемов, которые создают положительный эмоциональный настрой, развивают потребность в прекрасном, воспитывает эстетический вкус
  4. принцип воспитывающего обучения: при проведении физкультурного досуга решаются воспитательные задачи – воспитание настойчивости, смелости, целеустремленности, выдержки, нравственно – волевых качеств, доброжелательного отношения к друг к другу, взаимопомощи, чувства коллективизма
  5. принцип доступности: при составлении задания для досуга учитывается возраст детей, состояние здоровья, уровень их физической подготовленности. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения задания
  6. принцип индивидуализации: двигательные задания дифференцированы
  7. принцип систематичности: в чередовании нагрузки и отдыха, на физкультурном досуге одни задания выполняются вместе, другие по очереди: первая подгруппа, потом вторая.

План физкультурного досуга

Тема «Путешествие с Лунтиком и его друзьями»

1 часть: 

Вход детей в зал под музыку,

Перестроение в две колонны,

Разминка –  комплекс общеразвивающих упражнений  с большими гимнастическими мячами.

2часть:

  1. Сюрпризный момент – появление Лунтика и Милы.
  2. Малоподвижная игра «Две подружки» («Ровным кругом»)
  3. Малоподвижная игра «Жили – были зайчики»

Постепенное перестроение в две колонны.

Игры – эстафеты:

  1.  «Добеги до Лунтика»
  2. «Прокати мяч» (между кеглями)
  3. Малоподвижная игра «построй пирамиду»
  4. «Собери цветок»
  5. «Ходим по болоту» (обруч - скамейка - палки - тоннель)
  6. «Обойди препятствия» (веревка – кочки - следы)

3 часть:

Подведение итогов и награждение,

Уход детей под музыку.

                               Конспект физкультурного досуга

Тема «Путешествие с веселыми попрыгунчиками»

Действующие лица:

  • Лунтик-
  • Мила-

Вид досуга:

-Игры – эстафеты.

  1. образовательная – продолжать развивать двигательную активность детей в упражнениях с фитболами;
  2. оздоровительная - укрепление мышечного «корсета» вокруг позвоночника, укрепление мышц рук и ног
  3. воспитательная – воспитывать чувство коллективизма; побуждать детей к самостоятельному выполнению игр и упражнений; формировать эстетические чувства.

Место проведения: Физкультурный зал.

Одежда детей: Спортивная форма: шорты, футболки, кроссовки (чешки).

Оборудование и инвентарь: фитболы по количеству детей, большие волшебные цветы,  обручи (6 шт.), веревки (8 шт.), кочки (6 шт.), следы (6 шагов), скамейки (2 шт.), палки (8 шт.), тоннели (2 шт.), аудиозапись: «Вместе весело шагать» (П.Чайковский), «Детские песенки», музыка для релаксации «Звуки природы».

Предварительная работа: беседа о здоровом образе жизни, занятие по знакомству с фитболами, комплексные занятия с использованием фитболов.

Части

Структура

Методические рекомендации

I

Вход детей в зал.

 Звучит музыка «Вместе весело шагать»,  музыка  В. Шаинского, слова М. Матусовского.

Перестроение в две колонны

Разминка. Выполнение комплекса ОРУ с  БГМ:

1. «солнышко»

2. «тучи»

3. «дождь»

4. «радуга»

5. «лужи»

6. «озорные зверята»

Физкультурный руководитель:

 -Здравствуйте девочки и мальчики!  Мы сегодня с вами собрались, для того чтобы, играть, соревноваться.

 -Внимание в 2 колонны стройся!

- Перед тем, как мы будем соревноваться, мы покажем что умеем!

1-поднимание мяча вверх и потягивание

2-и.п.

И.п. круговые движения кистями рук

1-4 –вверх

5-8 -вниз

1-3 –стучат пальцами в мяч

4- и.п.

И.п. ноги на ширине плеч, мяч вверху

1-3- наклон правую (левую) сторону

4- и.п.

И.п. сидя по «шведски»

1-8- прокаты мяча вокруг себя в левую (правую) сторону.

И.п. ноги «узкой дорожкой». мяч перед грудью.

1-8 прыжки на двух ногах

1-8 ходьба

II

  1. Сюрпризный момент: приход Лунтики и Милы. 

1. МПИ  «Две подружки»

1.МПИ «Если нравится тебе, то делай так» (поточное движение)

Постепенное перестроение в две колонны.

Игры – эстафеты:

  1. «Добеги до Лунтика»
  2. «Прокати мяч» (между кеглями)

  1. МПИ «Жили – были зайчик»:

Показывают руками заячьи ушки

Разводят руками

Приседают и показывают руками над головой крышу дома

Трут ушки

Поглаживающие движения рук

Руки на пояс, повороты вправо-влево

Поочередно выставляют ноги на пяточки

  1. «Собери пирамиду»
  2. «Ходим по болоту» (обруч - скамейка - палки - тоннель)
  3. «Полоса препятствий» (веревка – кочки - следы)

Физкультурный руководитель: 

- Посмотрите к нам в гости пришли Лунтик и Мила.

Лунтик: - Здравствуйте ребята!

Мила: - Здравствуйте друзья!  Мы пришли из далекой страны, где нет зимы. Нам стало так холодно, и мы зашли к вам. Ой-ой-ой как же холодно.

Физкультурный руководитель: 

-присоединяйтесь к нам. Поиграйте с нами и вам станет теплее. Ребята, давайте поможем нашим гостям из далекой страны.

На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.)

Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Притопывают одной ногой.)

Хором песни распевают: (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их — это ротик.)

«Ква-ква-ква», (Хлопают в ладоши.)

«Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.)

И спокойно спать мешают. (Грозят пальцем.)

«Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Делают один притоп.)

 

Мила: - Как же тепло стало.

Лунтик: - А теперь немного поиграем в игру.

Повторяют движения  за Милой  и за Лунтиком (ходьба на носочках, на четвереньках, в полном седе, прыжки  на двух ногах, на одной ноге).

-эстафетный бег

-бег с прокатом мяча

Жили-были зайчики 

На лесной опушке, 

Жили-были зайчики 

В маленькой избушке,

 

Мыли свои ушки, 

Мыли свои лапочки 

Наряжались зайчики, 

 

Надевали тапочки. 

-бег с мячом (собирают мячи)

III

Подведение итогов. Награждение

Мила и Лунтик: - И в конце нашего досуга мы подводим итог! По очкам победителями стали… Конечно же «Дружба».  Поздравляем всех! Молодцы девочки и мальчики!

 Физкультурный руководитель: 

 Лунтик и Мила были очень рады с вами поиграть.

Методические рекомендации


Подбор упражнений:

        При подборе упражнений для досуга учитывается возраст детей, уровень общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей, состояние здоровья, уровень их физической подготовленности. Учитывается постепенность усложнения задания. Используются разные методы и приемы, которые создают положительный эмоциональный настрой. Например, при малоподвижной игре «Зайка беленький сидит» подобраны упражнения заранее знакомые детям, так как детям сложно держать равновесие одновременно выполняя движения.

Нормирование физической нагрузки:

На физкультурном досуге в чередовании нагрузки и отдыха, одни задания выполняются вместе, другие по очереди: первая подгруппа, потом вторая. Пример при чередовании нагрузки и отдыха в основной части: после эстафетных пробегов есть малоподвижная игра, при котором дети сумеют восстановить дыхание,  отдохнуть и успокоиться.

Педагогическое руководство:

        Воспитатели принимают активное участие в проведении досугов. Помогают физкультурным руководителям повышать интерес к занятиям, оказывать благотворное воздействие на организм ребенка, закреплять двигательные умения и навыки, развивать двигательные качества, способствовать воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивать выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Задачи воспитателя при проведении досуга: развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального  общения со сверстниками, приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Например, при играх – эстафетах, Смешарики поддерживают каждую команду криками, аплодисментами, призывая болеть за своих ребят.

 

Требования к качеству выполнения заданий:

        При выполнении заданий воспитателями смотрится  качество, правильность седа на мячи, нарушения правил.

Система поощрений:

        Поощряя детей необходимо хвалить каждого ребенка, за каждое правильное выполнение упражнений, выделяя отличившихся детей. И при поощрении детей активное участие берут главные герои, так как они занимают основные места при проведении физкультурного досуга. Например, при победе одной из команд: «Молодцы первая команда! Света, Миша, Андрей особенно быстро бегали! А Гоша, Лена и Ира больше всех болели за свою команду!»

Расстановка и уборка снарядов:

        Педагогу следует за ранее подготовить все снаряды, расставить необходимые пособия и материалы перед досугом. При расстановке  могут помочь несколько детей. В  уборке пособий можно применять игровые методы. Действия детей по уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей, девочки всегда расставляют и убирают только мелкий легкий инвентарь, а мальчики группой в несколько человек – тяжелое оборудование. Например, после малоподвижной игры «Зайка беленький сидит», проводится игра «Собери гусеницу», где дети используют те мячи, которыми играли в малоподвижной игре.

Заключение

        Таким образом, при проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях при  помощи выполнение упражнений на больших гимнастических мячах, повышая эмоциональную окраску, снижая неприятные ощущения.

        А физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

        Большие гимнастические мячи позволяет быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества. Отличается особой уникальностью как тренажер, так как совмещает в себе компоненты, которые можно варьировать: упругость, вес и размер.

В данной работе содержится практический готовый материал для использования, который адресован, в первую очередь, воспитателям по физической культуре, педагогам дошкольных учреждений, а также может быть полезен и интересен родителям.

Список литературы

  1. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2000 – 72с. (развитие и воспитание дошкольника)
  2. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004. – 261 с
  3. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления. – Воронеж, 2007. – 85 с
  4. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. –  СПб.: КАРО, 2006. – 136 с
  5. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг–  СПб.: РЕЧЬ, 2002. – 176 с
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988. – 747 с
  7. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения для дошкольников. Изд.2. – М.:просвещение,1971. - 157с.
  8. Платонова Т.В., Сутакова Е.Е. Особенности использования тренажеров в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста (методическое пособие для студентов педагогического колледжа, воспитателей и инструкторов по физической культуре ДОУ, родителей).- Якутск, 2006, -17с.
  9. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду: программа и методические  рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.- 96с.

Приложение

Примерный перечень упражнений с фитболами

  • «Пружинка»- ребенок, сидя на мяче, выполняет пружинистые движения.
  • «Лошадки»- пружинки с выпрямлением рук вперед и пощелкивание языком.
  • «Бокс»- имитация движений рук при боксе.
  • «Хлопки»- хлопки руками над головой, сначала в медленном темпе, затем в быстром темпе.
  • «Помашем хвостиком»- руки согнуты в локтях, чуть – чуть отведены в стороны, пальцы сжаты в кулак. Вращательные движения тазом из стороны в сторону.
  • «Юла»- переступая ногами, поворачиваться вокруг своей оси попеременно то в одну, то в другую сторону.
  • «Паук»- и.п. лежа на животе, руки и ноги прямые, расставлены в стороны. Раскачивание вперед-назад, без отрыва рук и ног от пола. Голова при этом движется вверх-вниз. Возможны варианты: голова  поднята. Поочередный отрыв ног от пола (нога согнута в колене, пальцы ноги оттянуты вверх); отрыв обеих ног и раскачивание только с помощью рук.
  • «Часики»- наклоны головы в одну и в другую сторону.
  • «Рыбка»- лежа на мяче, на животе, делается упор разведенными ногами и руками о пол, при этом голова опущена вниз, затем руки и голова одновременно поднимаются.

Из различных исходных положений

  • Стоя, мяч на полу
  • Прокаты мяча по прямой
  • Различные виды ходьбы с прокатом мяча, вокруг мяча
  • Наклоны к мячу вперед, в сторону
  • Приседания с опорой о мяч
  • Элементы футбола
  • махи ногой вперед, в сторону и назад с порой на мяч
  • Стоя, мяч в руках
  • Все виды ходьбы и бега
  • Отбивания мяча на месте и с ходьбой
  • Приседания с мячом в руках
  • Наклоны вперед, в сторону, назад
  • Виды прыжков на двух и на одной ноге
  • Броски и ловля мяча
  • Сжатие мяча руками
  • Лежа на полу на животе
  • Движение мячом вверх, в стороны, назад
  • Ползание вперед, в стороны, назад
  • Повороты на спину
  • Сжатие мяча
  • Комбинации движения мячом с движениями руками и ногами
  • Лежа спиной на мяче
  • Подъем верхнего пояса от мяча
  • Поворот на живот
  •  Удерживание равновесия с опорой на одну ногу
  • Покачивание на мяче
  • Различные движения ногами
  • Лежа на животе на мяче
  • Покачивание вперед – назад с небольшой амплитудой
  • Повороты на спину и обратно
  • Перемещая ладони по полу вперед, изменять точку контакта с мячом и, принимая положение в упоре на руках, выполнять отжимание от пола с опорой на мяч двумя ногами, одной ногой
  • Упражнения ногами
  • Стоя на коленях
  • Движения мячом вверх, в стороны, назад
  • Отведение ноги в стороны, назад
  • Наклоны вперед, назад, в сторону
  • Броски мяча вверх и ловля
  • Броски вперед лицом и спиной к основному направлению
  • Сидя на мяче
  • Покачивание на мяче
  • Движение прямыми руками вперед, в стороны, вверх, назад; то же с согнутыми руками
  • Выполнение шагов вперед с наклоном назад, в сторону
  • Наклон вперед, в сторону в комбинации с движениями руками и ногами
  • Попеременные махи ногой вперед
  • Покачивания на мяче с опорой на одну ногу
  • Сидя на полу
  • Сжатие мяча руками
  • Наклоны вперед, в стороны, назад
  • Броски мяча вверх, вперед. назад
  • Лежа на полу
  • Различные виды ползания на спине
  • Прокаты мяча ступнями, то же в сочетании с махом ногой вверх
  • Повороты на живот с зажатым мячом ногами или руками
  • Удержание равновесия при опоре стопами о мяч, подняв таз

Парные упражнения с БГМ

  • Сидя на мяче перебрасывать друг другу набивной мяч. Усложнение: перебрасывание двух мячей одновременно, сочетать перебрасывания с прыжками на месте.
  • Двое детей стоят спинами друг другу, зажимая между ними БГМ. Присесть и встать, не уронив мяч, максимальное количество раз.
  • Двое детей ложатся на спину головами друг к другу. Один ребенок зажимает ногами мяч и передает его, поднимая ноги другому ребенку. Тот принимает мяч «из ноги в ноги».
  • И.п. стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться с мячом в руках. Разогнуться и одновременно перебросить мяч партнеру. Поймать мяч, одновременно наклонившись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский сценарий "Лунтик и его друзья на Новогодней Ёлке".

Сценарий Новогоднего праздника для детей 3 - 5 лет. В гости к детям приходят любимые герои из мультфильма "Лунтик"...

Летний экологический проект "Лунтик и его друзья насекомые"

Проектно - исследовательская деятельность с детьми 4 - 6 лет....

НОД по познавательному развитию "Лунтик и его друзья"

В занятии с помощью любимого детского персонажа рассказывается о планете земля и её обитателях. Так же дети знакомятся  с другими планетами солнечной системы и их особенностях.Выясняется уникальн...

«Лунтик и его друзья»

Закрепить умение вести прямой и обратный счет до 10, находить предыдущее и последнее число для каждого числа от 1 до 10; вести порядковый счет, самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические ф...

Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»)

Занятие проводится в игровой форме, материал к занятию легок в изготовлении, является частью предметно - развивающей среды среды (игрушки, дидактические игры). Цель занятия - выявить полученные знания...