Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации
материал

Полежаева Инесса Геннадьевна

Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_doo.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края

Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но и общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.

              Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиитехнологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов образовательной деятельности в ДОО: детей, педагогов и родителей.

          Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровье ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

В зависимости от разработанной основной образовательной программы дошкольного образования, материально-технического оснащения, организации здоровьесберегающей среды, профессиональной компетентности педагогических работников, а также показателей заболеваемости воспитанников каждое конкретное ДОО выбирает здоровьесберегающие технологии, которые внедряются в практику его работы.

В МАДОУ «Детский сад № 6» педагогические работники в работе с детьми применяют здоровьесберегающие технологии:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии

Здоровьесберегающие педагогические технологии

 Формы работы

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы

Во время занятий и между занятиями 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.

На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде подвижных игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой и всей группой. Ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми нарушениями. Проводится в любой отрезок времени

Воспитатели, специалисты

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Воспитатели, специалисты

Дыхательная

гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры 

Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Комплексы физических упражнений

Воспитатели

Физкультурные минутки

Во время занятий 1,5-2 минуты во всех возрастных группах

Комплексы физических упражнений

Воспитатели

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

3 раза в неделю в спортивном зале, группе, на улице, начиная с раннего возраста.

Занятия проводятся в соответствии с основной образовательной  программой дошкольного образования, по которой работает ДОО.

Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в физкультурном зале, в группе

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию

Физкультурные досуги, праздники

Физкультурный праздник -один раз в месяц; физкультурный досуг – один раз в месяц

В соответствии с планом работы

Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию

3. Коррекционные технологии

Психогимнастика

Один раз в неделю

Занятия проводятся по специальным методикам

Педагог-психолог

Элементы сказкотерапии

Как часть занятия по подготовке детей к школе

Коррекция мотивационно-личностной сферы

Педагог- психолог

Артикуляционная гимнастика

Индивидуально, с подгруппой, со всей группой. Ежедневно

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков и комплекс для отработки основных движений и положений губ и языка. При отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.  

Воспитатели, учитель-логопед

Технологии коррекции поведения

Один раз в неделю. Старший дошкольный возраст

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Педагог- психолог

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя дошкольной образовательной организации.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.  

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика  

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...

статья Здоровьесберегающие ‏ㅤ технологии ‏ㅤ в ‏ㅤ дошкольной ‏ㅤ образовательной ‏ㅤ организации

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательной организации...

Научно-практический семинар "Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации: теория и практика" 2017 г.

Белозёрова Людмила Николаевна, инструктор пофизической культуре  МДОУ № 56, приняла участие в научно-практическом семинаре "Здоровьесберегающая среда в дошкольной организации: теория и практ...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

«Создание здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации»

Одним из критериев при оценке показателей качества образования, предоставляемого образовательной организацией населению, - уровень сохранности здоровья воспитанников. Так как только здоровая личность ...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Забота о своем здоровье – первостепенная задача каждого взрослого человека....