статья Здоровьесберегающие ‏ㅤ технологии ‏ㅤ в ‏ㅤ дошкольной ‏ㅤ образовательной ‏ㅤ организации
статья на тему

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательной организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие ‏ технологии ‏ в ‏ дошкольной ‏ образовательной ‏ организации

Ключевые ‏ слова: здоровье, дошкольное ‏ образование, здоровьеформирующая ‏ составляющая, здоровьесберегающие ‏ технологии, здоровьесберегающая ‏  деятельность.

В ‏ России ‏  на ‏ сегодняшний ‏ день, складывается ‏ негативная ‏  демографическая ‏ ситуация, когда ‏ новое ‏ поколение ‏ родившихся ‏ по ‏ численности ‏ меньше ‏ поколения ‏ своих ‏ родителей ‏ и ‏ не ‏ в ‏ состоянии ‏ покрыть ‏ естественную ‏ убыль ‏ проживающих ‏ людей.

Данные ‏  профилактических ‏ медицинских ‏ осмотров ‏  дошкольников ‏ 5-7 ‏ лет ‏ с ‏ использованием ‏ единой ‏ комплексной ‏ методики ‏ оценки ‏ состояния ‏ физического ‏ развития ‏ и ‏ здоровья,  свидетельствуют,  о ‏ том, что, только ‏ около ‏ 17% детей ‏ можно ‏ считать ‏ абсолютно ‏ здоровыми, 30% детей ‏ имеют ‏ функциональные ‏ отклонения, у ‏ 52%,  выявлены ‏  хронические ‏ заболевания ‏ в ‏ стадии ‏ компенсации ‏ [3, c. 45].

Такая ‏ статистика ‏ определена ‏ многими ‏ факторами,  поскольку ‏ на ‏ здоровье ‏ детей ‏ негативно ‏ влияют, ухудшение ‏ экологической ‏ обстановки, интенсификация ‏ процесса ‏ обучения,  и ‏ помимо,  всего ‏ этого,  в ‏ некоторых ‏ регионах ‏ неблагоприятные ‏  климатические ‏ условия.

Свою ‏ часть ‏ ответственности, несет, и ‏ система ‏ дошкольного ‏ образования ‏ и ‏ немаловажную ‏ роль ‏ в ‏ этом ‏ процессе ‏ играют ‏ дошкольные ‏ образовательные ‏ учреждения. Поэтому ‏ о ‏ полноценном ‏ качестве ‏ образования ‏ можно ‏ говорить ‏ только ‏ тогда, когда ‏ в ‏ нем ‏ присутствует ‏ здоровьесберегающая ‏ и ‏ здоровьеформирующая ‏ составляющие.

Понятие ‏ «здоровьесберегающие ‏ технологии» объединяет ‏ в ‏ себе ‏ все ‏ направления ‏ деятельности ‏ ДОО, по ‏ формированию, сохранению ‏ и ‏ укреплению ‏ здоровья ‏ своих ‏ воспитанников. Мы ‏ согласны ‏ с ‏ мнением, О.В. Тимошкиной,  которая ‏ считает,  что ‏  «для ‏ осуществления ‏ здоровьесберегающей ‏ деятельности ‏ наставникам, необходимо ‏ иметь ‏ отчетливые ‏ представления ‏ о ‏ сущности ‏ здоровья ‏ и ‏ здорового ‏ образа ‏ жизни, которые ‏ стали ‏ ключевыми ‏ понятиями ‏ современной ‏ системы ‏ образования» [4, c. 76].

Выбор ‏ здоровьесберегающих ‏ педагогических ‏ технологий ‏ в ‏ конкретной ‏ дошкольной ‏ образовательной ‏ организации ‏ зависит ‏ от ‏ следующих ‏ условий:  

  • типа ‏ дошкольной ‏ образовательной ‏ организации;
  • условий ‏  деятельности;
  • реализуемой ‏ программы;
  • показателей ‏ здоровья ‏ детей.

А.М. Митяева,  справедливо ‏ отметила, что ‏ чтобы ‏ результативно ‏ реализовать ‏ здоровьесберегающие ‏ технологии ‏ в ‏ образовательной ‏ деятельности, необходимо ‏ применять ‏ педагогические ‏ технологии ‏ по ‏ их ‏ здоровьесберегающей ‏ направленности:  

  • личностно-ориентированные ‏ технологии, в ‏ центр ‏ образовательной ‏ системы ‏ ставится ‏ личность ‏ ребенка ‏ и ‏  необходимо ‏ обеспечить ‏ комфортные ‏ условия ‏ его ‏ развития ‏ и ‏ реализация ‏ природных ‏ возможностей;
  • педагогика ‏ сотрудничества, позволяет ‏ в ‏ рамках ‏ формирования ‏ общей ‏ культуры ‏ личности, последовательно ‏ воспитывать ‏ культуру ‏ здоровья ‏ дошкольника ‏ и ‏ их ‏ родителей.
  • технологии ‏ развивающего ‏ обучения, которые ‏ строятся ‏ на ‏ идеях ‏ Л.С. Выготского, в ‏ частности ‏ – его ‏ гипотезе ‏ о ‏ том, что ‏ знания ‏ являются ‏ не ‏ конечной ‏ целью ‏ обучения, а ‏ лишь ‏ средством ‏ развития ‏ детей ‏  [2, c. 64].

Важнейшими ‏ особенностями ‏ воспитательно-оздоровительной ‏ работы ‏ в ‏ дошкольных ‏ учреждениях ‏ является ‏ организация ‏ всех ‏ режимных ‏ моментов ‏ соответствующих ‏ возрасту ‏ детей ‏ (питание, сон, бодрствование) и ‏ формирование ‏ здоровьесберегающей ‏ предметно-пространственной ‏ среды ‏ с ‏ целью ‏ проведения ‏ развивающих ‏ физических ‏ упражнений ‏ и ‏ закаливающих ‏ процедур ‏ [1, c. 47].

Здоровьесберегающие ‏ технологии ‏ в ‏ дошкольной ‏ образовательной ‏ организации ‏ – это ‏ комплекс ‏ медицинских, психологических ‏ и ‏ педагогических ‏ мер, направленных ‏ не ‏ только ‏ на ‏ защиту ‏ детей, но ‏ и ‏ на ‏ формирование ‏ у ‏ них ‏ ценностного ‏ и ‏ осознанного ‏ отношения ‏ к ‏ состоянию ‏ своего ‏ здоровья,  ниже ‏ представим ‏ модель ‏ системной ‏ комплексной ‏ работы,  состоящую ‏ из ‏  пяти ‏ блоков ‏ [1, c. 51]:

Таким ‏ образом, деятельность ‏ ориентируется ‏ на ‏ такие ‏ значимые ‏ компоненты, как ‏ воспитание ‏ ценностных ‏ ориентаций,  на ‏ физическое ‏ и ‏ духовное ‏ совершенствование ‏ личности, формирование ‏ у ‏ воспитанников ‏ потребностей ‏ и ‏ мотивов ‏ к ‏ систематическим ‏ занятиям ‏ физическими ‏ упражнениями, развитие ‏ способности ‏ творческого ‏ применения ‏ полученных ‏ знаний, умений ‏ и ‏ навыков ‏ для ‏ поддержания ‏ высокого ‏ уровня ‏ физической ‏ и ‏ интеллектуальной ‏ работоспособности, состояния ‏ здоровья.

Список литературы

  1. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века [Текст]  / авт. сост. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. М.: АРКТИ, 2000.  – 88 с.
  2. Митяева,  А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст] / А.М. Митяева. М.: Академия, 2008. –  192 с.
  3. Мониторинг физического развития и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях. Методические рекомендации. Москва: 2016. –  45 с.
  4. Тимошкина,  О.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] /  О.В. Тимошкина // Инструктор по физической культуре. – 2015. – № 2. – С. 76-77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации...

Статья МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ»

В статье обосновывается проблема применения инновационной деятельности в дошкольном образовании. Она посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в дошкольных учреждениях, так как инновации в обр...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"

Статья "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"...

Статья. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...

Рекомендую статью "ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"

https://www.defectologiya.pro/Очень интересная статья!Демакова И.Г. Учитель – логопед высшей квалификационной категории...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Забота о своем здоровье – первостепенная задача каждого взрослого человека....