Консультация для воспитателей "Закаливание детей дошкольного возраста"
консультация
Закаливание детей дошкольного возраста
Учебное пособие Т.А. Тарасова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdushnoe_zakalivanie.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливание детей дошкольного возраста
Учебное пособие Т.А. Тарасова
Воздушное закаливание.
Издавна известны воздушные ванны, которые проводят при температуре воздуха в помещении в пределах + 190…+220С. Постепенно температуру понижают путем проветривания до +170…+180С для детей в возрасте 1-2 лет и до +150…+160С для детей 2-3 лет. Начальную продолжительность ванн, равную – 2-5 минутам, увеличивают через 2-3 дня на 1-2 минуты и доводят до 10-15 минут. Важно сладить за тем, чтобы ребёнок не переохлаждался. Ванна прекращается при появлении «гусиной кожи». Ежедневно можно проводить 2-3 воздушные ванны. Такие воздушные ванны менее эффективны, чем контрастные.
При рассеянном солнечном облучении можно принимать воздушные ванны на открытом воздухе, но время приема ванн сокращается, если температура воздуха ниже +180С и скорость ветра больше 5 м/с. Наибольшее оздоровительное значение имеют подвижные игры с циклическими физическими упражнениями (бег, прыжки, марш).
Дети в возрасте 4-6 лет могут с пользой для здоровья принимать воздушные ванны в более охлаждённых условиях, начиная с температуры воздуха +170…+180С с постепенным снижением и доведением до +120…+130С. При условии хорошей переносимости детьми охлаждения продолжительность первой ванны равна 5 минутам, затем увеличивается до 8-10 минут и более. Тело при этом постепенно освобождается от одежды, начиная с рук и ног.
Воздушное закаливание предусматривает выполнение основных методических принципов проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. В одной из комнат группового помещения (спальне, групповой или раздевалке) температура воздуха снижается до +130…+160С. В 15 часов дети просыпаются после дневного сна под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон и, лёжа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения. Набор упражнений должен охватывать все группы мышц. Это «подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками» и последующим выпрямлением, «перекрёстное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища», «покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движение рук, а также различные упражнения в положении «лежа на боку», «сидя», «лежа на животе». Затем по команде ведущего дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь в трусах или майках и трусах, выполняют в течение 1-1,5 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения) попеременно в «холодном» и «теплом» помещениях. Разница температуры в двух помещениях, составляет вначале 3-50С (в «теплом» +210…+240С, а в «холодном»- на 3-50С ниже), увеличивается в течение 1,5-2 месяцев до 12-150С за счет снижения температуры в «холодной» комнате.
Инвентарь располагают так, чтобы вся группа детей могла заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. Использование подвижных игр дает детям возможность активно участвовать в проведении процедуры, развивает их воображение, находчивость.
Положительную эмоциональную реакцию поддерживают и интересные физические упражнения, их сменяемость по мере овладения ими большинством людей. Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность, которая играет роль своеобразного фона активации физиологических систем, совершенствующих терморегуляторную функцию. Поэтому качество выполнения упражнений играет здесь второстепенную роль, первостепенное же значение имеет количественная сторона, - степень энергичности и продолжительность их выполнения.
Одежда детей при проведении воздушно-контрастного закаливания в период реконвалесценции после перенесённого ОРЗ должна быть щадящей (гольфы или чешки, майка), а продолжительность процедуры – 5-7 дней – вдвое сокращается.
«Дорожки здоровья»
Используются с целью повышения двигательной активности, для оздоровления детей раннего возраста в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна. «Игровую дорожку» обозначают в групповом помещении (спальне, игровой, раздевалке) импровизированными спортивными снарядами и инвентарём. К 15.00 – времени подъема детей после дневного сна ставят лоток с галькой и водой, махровый коврик, ребристую доску, банкетку, лесенку или стремянку, массажеры для стоп, коврики - резиновые, шерстяные, теплые, холодные, сухие, влажные. Этот инвентарь располагаю так, чтобы дети всей группы могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому, включая в работу все мышечные группы. Введение в режим дня детей раннего возраста общеразвивающих упражнений и подвижных игр повышает двигательную активность, способствует правильному формированию стопы, развивает координацию движений, совершенствует физическое развитие и хорошо вписывается в общий комплекс оздоровления.
Хождение босиком.
Действенный «исторический» метод, являющийся также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Этот технически самый простой для реализации нетрадиционный метод закаливания мало используется в дошкольных учреждениях. Хождение босиком начинают при температуре пола не ниже +180С в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1-2 минуты и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком может применяться во всех группах, начиная со второй ясельной. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми. Дети средних и старших групп могут босиком выполнять утреннюю зарядку, физкультурные упражнения, играть в подвижные игры, проводить праздники.
Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп под действием пониженных температур главным образом пола, земли. Именно данное действие является определяющим, если не единственным в этом виде закаливания, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется. Хождение босиком является хорошим и необременительным для персонала способом закаливания детей в дошкольном учреждении, проводимом на фоне выполнения других общережимных разделов.
Факторы закаливания детей раннего возраста.
Основным фактором закаливания детей раннего возраста являются воздух, вода, солнце.
Закаливание воздухом. Закаливание детей в дошкольном учреждении осуществляется, прежде всего, путем создания гигиенических условий их жизни, обеспечения чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание, одностороннее и сквозное), а также температурного режима: в помещении для детей младших групп температура должна 22-200С.
Малышей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствие детей, допуская снижение температуры в групповой комнате до 160С, и прекращают его за 20-30 мин до их возвращения.
При любом виде закаливания воздухом очень важно правильно одевать ребёнка – соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.
- Температура в помещении 22-200С
- Дневной сон на открытом воздухе при температуре воздуха от -150 до +300СС.
- Воздушная ванна – при смене белья после дневного сна; для детей старше 2 лет – во время утренней гигиенической гимнастики и умывания.
- Прогулка 2 раза день при температуре воздуха от -150 до +300С.
- Умывание – вначале водой. В дальнейшем температуру постепенно снижают до 18-160С. Детям старше 2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя.
- Общее обливание – после прогулки; начальная температура воды 35-340С. В дальнейшем ее постепенно снижают до 26-240С.
- Обливание ног - -перед дневным сном, начальная температура воды 280, в дальнейшем ее постепенно снижают до 180. Купание при температуре воды 360 продолжительностью 5 мин с последующим обливанием водой 340.Проводится перед ночным сном 2 раза в неделю.
- Летом - пребывание под лучами солнца, начиная с 5-6 до 3-10 мин 2-3 раза в день.
Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с ребёнком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть малыша.
Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении. На музыкальных занятиях и в подвижной игре детям можно облегчать одежду (только на время занятия), например, закатать рукава, снять теплую кофточку, надеть носки и т.п.
Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18-200, а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени - при температуре выше 180 (в пределах 19-220)
Санитарные правила, нормы и закаливания.
В соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» закаливание детей включает систему мероприятий:
- Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация (регулируемый естественный воздухообмен и насыщение свежим воздухом) помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
- Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцирован но в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, строгим соблюдением методических рекомендаций. Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки. Медицинских отводов от закаливания не должно быть, исключение составляют лишь острые заболевания.
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ – 35-40%.
Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а так же пешеходные прогулки по маршруту (простейший туризм).
При организации специальных закаливающих мероприятий в соответствии с «Методическими рекомендациями по закаливанию детей в дошкольных учреждениях» весь контингент детей целесообразно разбить на группы.
1 группа. Дети здоровые, ранее закаливаемые.
2 группа. Дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья.
3 группа. Дети, имеющие хронические заболевания, или дети, вернувшиеся в дошкольные учреждения после длительных заболеваний.
По мере закаливания, но не менее чем через 2 месяца, дети могут быть переведены из одной группы в другую. Критерием для этого должно быть отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовой раздражитель (выраженная отдышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»).
Прогулка
В соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 ч.
Прогулку организовывают 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -150С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -150С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет – при температуре воздуха ниже -200С и скорости ветра ботее15 м/с (для средней полосы). Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.
В зимний сезон дети должны находиться на свежем воздухе не менее 4-5 ч. ежедневно.
Воздушные ванны
Закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем. Наиболее мягкой специальной закаливающей процедурой считаются воздушные ванны. Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде (оставляющей обнаженными руки и ноги), во время физкультурных и музыкальных занятий, ежедневной утренней гимнастики, общую воздушную ванну - при смене белья после дневного сна.
Дети 1 года жизни получают воздушную ванну при проведении массажа и гимнастики. Продолжительность воздушной ванны увеличивается с 2-3 до 5-8 мин.
Солнечные ванны
Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весеннее - летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со свето-воздушных ванн в тени деревьев, потом переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги, на голове при этом всегда должна быть светлая шапочка. Для проведения солнечных ванн игру детей перемещают под прямые лучи солнца на 5-6 мин. и вновь уводят в тень. По мере проявления загара солнечные ванны становятся общими, для этого детей раздеваю до трусов и маек, а затем до одних трусов. Солнечные ванны начинают с 5 мин. и доводят до 10 мин. одномоментного пребывания детей на солнце, а в течение дня это может составить суммарно 40-50 мин.
Имеется ряд противопоказаний к использованию солнца в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста, страдающим резким отставанием физического развития, малокровием, повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянными и отраженными солнечными лучами.
Полоскание рта
Хорошим средством закаливания и предупреждения заболеваний зубов, слизистой рта и носоглотки является систематическое простое полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры. Приучать детей полоскать рот можно с 2-3 лет. С 4-5 лет можно приучать полоскать голо. На полоскание используют ½-1/3 стакана воды: бульканье воды в горле нужно проводить как можно дольше. Полоскание горла после сна. Полоскание рта после каждого приема пищи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"
Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....
Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста.»
Уважаемые родители! Интенсивность ростовых процессов после 3 лет снижается, Пропорции тела продолжают изменяться, ребенок вытягивается, его туловище пос...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Сенсорное развитие детей»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. И...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста" Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста" Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в нар...