Доклад "Формы работы по развитию двигательной активности в ДОУ"
материал

Белоусова Наталья Дмитриевна

В докладе отражены основные направления работы по развитию двигательной активности детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы по развитию двигательной активности в ДОУ

 Создание условий для двигательной активности детей.

        Актуальность моего  исследования обусловлена тем, что образ жизни современных детей стал менее подвижен. Согласно многим исследованиям,  дети уже с дошкольного возраста большую часть времени предпочитают  проводить в статичном положении – за чтением книг, за компьютером, играми с приставками, в то время как подвижные игры,  эстафеты и физические упражнения стали отходить даже не на второй план. В процессе обучения в школе и дошкольных учреждениях больше времени и внимания уделяется интеллектуальному развитию детей, что приводит к нарушениям в физическом развитии детей, гиподинамии. Известно, что в детском саду мало абсолютно здоровых детей, в школе их еще меньше, а после нее – почти нет здоровых подростков.

        С этой позиции в центре внимания по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во – первых, семья, включая всех ее членов  и условия  проживания; во – вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые определяют уровень здоровья детей.

        Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться  первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем  станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и  правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения.

        В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир и общается со сверстниками. Подвижные игры и физические упражнения являются одним из средств полноценного развития ребенка, формирования позитивных отношений дошкольника со сверстниками и важнейшим элементом повышения двигательной активности детей.

В литературе о  теории и методике  физического развития ребенка (В.Г.Гришин,1982;Т.И.Дмитренко,1973; Л.В.Карманова , 1980; Т.И.Осокина, 1986) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ему овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыты содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений

         Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. От того,  как проведет ребенок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть очень многое. Именно поэтому задача всех работников дошкольного учреждения  - обеспечить условия для всестороннего развития ребенка и подготовки его к систематическому обучению в школе.  Использование физических упражнений в образовательном процессе способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребенку полноценно проявлять себя в жизни. Систематические физические упражнения активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых – важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем.

        В детском саду при формировании двигательной активности дошкольников мы ставим перед собой следующие цели и задачи: 

- формировать потребности в физических упражнениях, движениях, в физическом саморазвитии через освоение  подвижных игр,  умения четко их выполнять, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность; 
- развивать физические качества дошкольников в соответствии с функциональными возможностями их организма;

- развивать резервные возможности организма через вооружение детей практическими способами улучшения своего физического и психического самочувствия;

- формировать умения делать свободный самостоятельный выбор движения, формы двигательной активности, используя знания о своих физических способностях и желание заботиться о своем физическом совершенствовании;

- воспитывать стойкий интерес к активному, здоровому образу жизни;

Исходя из этого, нами поставлена цель: создать систему работы по формированию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Организация двигательной активности на прогулке.

        Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко  проявляются особенности двигательной активности детей. Прогулка способствует повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Она учит детей преодолевать  различные препятствия, дети становятся более подвижными, ловкими, смелыми, также укрепляют мышечную систему, повышает жизненный тонус, развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем мире.

        Так как игра – основной вид деятельности, то для того, чтобы активизировать двигательную активность детей на прогулке я использовала в своей работе следующие направления и приемы:

  1. ведется опрос детей, для определения игры, в которую они хотят поиграть, что способствует лучшему овладению игровыми умениями. Непосредственное участие педагога в игровой деятельности способствует повышению интереса к игре.  Таким образом, у ребят не возникает чувство, что в детском саду надо играть как велят, а не как хочется;
  2. использование на прогулках нетрадиционного физкультурного оборудования, а так же  различных атрибутов  для подвижных игр и другой двигательной активности - использование  обручей в качестве кольца, при изучении элементов баскетбола; плоскостные изображения на асфальте, это игра в классики, разметка для ходьбы, прыжков, передвижения;
  3. речевое сопровождение наполняет игру положительными эмоциями, повышает интерес к происходящему, поэтому  используется личный пример в игре, когда  демонстрируются и называются соответствующие движения, например:

Подвижная игра "Попляши и покружись"

«Попляши и покружись,

самым ловким окажись»

Подвижная игра "Солнышко и дождик"

Дождик, дождик, что ты льешь, погулять нам не даешь?

 Также представляется возможность детям не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Например,  предлагается в движениях передавать явления неживой природы: показать листопад, сильный ветер, как гнуться деревья и кусты;  имитировать повадки различных животных.

4) использование приема взаимообучения, где роль воспитателя играют сами дети, а воспитатель выступает в качестве ребенка и зачастую специально ошибается в выполнении определенного движения. В этом случае опыт, накопленный детьми при овладении играми с элементами спорта, становится востребованным,  кроме того, дети получают уникальную возможность сравнивать действия ребенка-воспитателя со своими действиями, выделять его ошибки, помогать исправлять их.  Выполнять роль взрослого – несказанная радость для ребенка старшего возраста, интерес этот очевиден, т.к. детям хочется поскорее повзрослеть.

   Значение подвижных игр и упражнений в разное время года.

           Большое значение для развития двигательной активности на прогулке имеет украшенный участок, что вызывает у детей положительные эмоции. Например,  вывешивание зимой снежинок и льдинок между деревьями и на веранде. Украшение снежных валунов цветными льдинками в форме разнообразных орнаментов, а так же  дорожек цветными лентами. Использование бубна на глухой стене веранды. Его звучание ребенок может услышать допрыгнув до него. И наоборот, подвешенные между деревьями колокольчики помогают развивать гибкость так как, для того чтобы пройти под колокольчиками  детям приходится очень низко наклониться и пригнуться, чтоб не задеть их.

        Использование снежных валунов в качестве подставки помогают в развитии меткости, точности. Зимой основными пособиями на участке являются санки,  лыжи, лопатки, клюшки. Использование для катания на санках  широкого участка дороги. Передвижение "двойками", "тройками", "паровозиком"   с выполнением заданий (проехать в «воротики», попасть снежком в цель и др.).

        Ходьба на лыжах – тоже одно из основных занятий зимой. Обучение детей ходьбе скользящим шагом, поворотам переступанием на месте.

Привлекая  детей к участию в играх, необходимо с уважением  относимся к детскому игровому творчеству, и если кто-то был  увлеченно занят реализацией своих игровых замыслов в другом виде игры, не настаивать на немедленном включении ребенка в двигательную деятельность.  

        Содержание игр целесообразно сочетать с предшествующей и последующей деятельностью. После спокойных занятий  проводить игры более  подвижного характера и организовывать их в начале прогулки, а после музыкальных и физкультурных – игры средней подвижности. В дальнейшем, связи с возрастающими двигательными возможностями детей, игры необходимо усложнять, включать более разнообразные и сложные движения, требующие проявления выдержки, волевого усилия, настойчивости и вместе с тем, быстроты и ловкости движений. Например в таких играх как, "Совушка", "Быстро возьми - быстро положи". Особенностью является то, что детям больше нравятся игры, где движения выполняются как можно быстрее или результат игры зависит от взаимодействия нескольких играющих (в эстафетах)

        К подготовительной группе дети знают уже много подвижных игр,  поэтому детям дается возможность проявить самостоятельность, свои организаторские способности при определении хода игры и основных правил.

         Основная задача в летний период – общее оздоровление организма.

Двигательная активность  детей в летний период состоит  в основном из подвижных игр, спортивных игр, спортивных упражнений. В процессе игр дети совершенствуют ранее изученные упражнения, учатся применять их в самостоятельной деятельности. Учитывая, что   летом на прогулке  имеется больше времени и пространства для самостоятельных творческих игр детей  им предоставляется разнообразный инвентарь (скакалки, обручи, мячи разных размеров,  ракетки и воланы, кегли флажки. Эти пособия способствуют выработке у  детей силы и выносливости. В летнее время в подготовительной группе дополнительно используются велосипеды и самокаты.

        Физкультурные досуги и развлечения на свежем воздухе также вносят разнообразие в развитие двигательной активности детей, вызывает у них  желание расти здоровыми, заниматься спортом.

Взаимодействие с семьей.

Для развития  двигательной активности детей необходимо подключать и родителей. Устные  консультации, оформление информационных уголков для родителей, тематические родительские собрания, участие семейных команд в спортивных мероприятиях различного уровня, привлечение родителей  к участию в создании снежных построек для детей, оформлению участка способствует более продуктивной работе в данном направлении.  

Заключение:

Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и  любая  другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно-нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.

Национальные подвижные игры прививают  ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к  выходу в большой мир.

Приобщение ребенка к двигательной активности   важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом.

Многим детям  тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но, проходит неделя-другая, и ребенок бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки, сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается  условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных трудовых усилий.

Систематическое проведение оздоровительных мероприятий и рационально организованный двигательный режим в группе позволил добиться улучшения состояния здоровья детей, повысил уровень их функциональных возможностей и моторного развития.

Таким образом, с позиции изучаемой  проблемы, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребенком огромного количества двигательных умений и навыков будет  достигнуто при целенаправленном,  грамотно организованном двигательном режиме.