Здоровый образ жизни, как биологическая и социальная проблема
статья

Радюкова Татьяна Григорьевна

Ни для кого не секрет, что лучший способ поддерживать тело в прекрасной форме вести здоровый образ жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zozh1.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.

Радюкова Татьяна Григорьевна

Воспитатель, ГБДОУ детский сад № 108  Выборгского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.

Компоненты здоровья это:

  • Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями.
  • Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
  • Психологическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
  • Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Признаками здоровья являются:

  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Ни для кого не секрет, что лучший способ поддерживать тело в прекрасной форме, настроение – в прекрасном состоянии, а здоровье – на высшем уровне – вести здоровый образ жизни. В этом нет ничего сложного. Достаточно соблюдать несколько правил, которые должны войти в привычку, и можно забыть о проблемах со здоровьем, лишнем весе и плохом настроении.

Человек – это целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из природного и социального, наследственного и приобретенного при жизни, т.е. человек является целостной многосложной биосоциальной системой. При этом человеческий индивид – это не простая сумма (наложение, суперпозиция) биологического, психического и социального, а их интегральное единство, совокупность, приводящая к возникновению качественной новой ступени, сущности – человеческой личности.

Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В процессе трудовой деятельности человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека: языка, мышления, общения, убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения и др. В психологическом отношении труд способствовал преобразованию инстинктов в двух аспектах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности – интуицию.

Требования ФГОС к организации здоровьесбережения в ОУ.

В Стандарте учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

Стандарт направлен на решение следующих задач:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-  формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие требования:

- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребёнка в течение всего его последующего развития. В период дошкольного детства происходят основные перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьёзную опасность для здоровья детей. Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребёнка формируется на протяжении всей его жизни.     Отношение ребёнка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни.

-активно развиваются психические процессы;

-заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии, дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;

-дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью ещё не могут.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как  «не болели». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть. Многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги.  Из этих ответов следует. Что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги).

В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Дети  начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя ещё интуитивно. Начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали и у меня голова заболела».  При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

Итак, активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а с другой — подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных к простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей

Реализация важнейших положений концепций, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых эффективных здоровьесберегающих технологий, которые используются в современных до...

Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 4-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи здорового образа жизни детей....

Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».

Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна"....

Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников

В статье раскрыты современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников....

Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников

Раскрывается понятие здоровьесберегающие образовательные технологии. Речь идет не о какой-то одной универсальной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушен...