Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников
консультация

Мартынова Анна Михайловна

В статье раскрыты современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_problemy_formirovaniya_zdorovya.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П.Левина г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение «Детский сад № 56»,

реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования

Консультация для педагогов по теме «Современные проблемы

 формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников»

подготовили:

Рангаева А. А. – инструктор по физической культуре

Мартынова А. М. – педагог-психолог

2022 г.

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий.  Поэтому целью нашей работы является повышение компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Актуальность проблемы позволила сформулировать направление системы коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию, связанное с организацией образовательного развивающего процесса. Он основан на системе личностных ценностей, главная из которых культура здоровья, обеспечивающая включение самого ребёнка с ОВЗ в построение здоровьесберегающего пространства, способствующего привлечению всех его личностных положительных ресурсов в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.

Значительно выросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаем важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

       Современные здоровьесберегающие технологии, используемые нами в коррекционно-развивающей работе по физическому воспитанию, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • Приобщение детей к физической культуре.
  • Использование развивающих форм оздоровительной работы.

       Принципы здоровьесберегающих технологий, используемые в нашем образовательном учреждении:

  • Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, представлений о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
  • Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов образовательного учреждения и валеологическому просвещению родителей.

Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья.

Для реализации этих принципов используется комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Принципы, лежащие в формировании единства:

  • Принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических  и медицинских воздействий.
  • Принцип формирования осмысленной моторики – становится произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело.
  • Принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при  различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы.
  • Принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию, повышению двигательной активности детей с ОВЗ ведётся нами на протяжении многих лет.

Этому способствует созданная  здоровьесберегающая предметно-развивающая среда:

  • Физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием (мячи фитбол, комплект мягких модулей: полоса препятствий, игровой модуль «Трансформер», тоннель мягкий модуль, игровое пособие «Парашют», массажная дорожка «Следочки», игровое пособие «Гамачок», игровое пособие «Цветные полоски» игровое пособие «Звучащая мишень») и другими спортивными атрибутами и тренажерами (батут, сухой бассейн, беговая дорожка и др.).
  • В группах созданы спортивные мини - центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесберегающими технологиями в нашем образовательном учреждении является одной из значимых и приоритетных.                     Они представляют собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и ребенка, ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Формы, методы и приемы работы с детьми  самые разнообразные.

В нашем образовательном учреждении физкультурно-оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.

В своей работе с детьми с речевыми нарушениями мы используем современные образовательные технологии и методики, так как педагогическая технология – важный фактор в модернизации обучения. Применение их в непосредственной образовательной деятельности помогает делать процесс  решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата. Тщательно продумываются условия реализации технологий,  предметная среда, необходимые атрибуты, материалы и оборудование.

Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ОВЗ, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей. 

Основные отличительные особенности здоровьесберегающих педагогических технологий заключаются в следующем:   

1. В процессе непосредственно - образовательной деятельности активизируются разные виды восприятия ребенка - зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное. Обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуются сенсомоторные координации.

2. Используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей.

3. Дети постоянно пребывают в движении, исключается статичная форма. Проводятся динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием деятельности.

4. В течение всей деятельности дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам - слуховым (на источник звука) и зрительным - предметным и знаково-символическим (в старшем дошкольном возрасте).

В своей работе мы используем следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии: 

Виды

здоровьесберегающих технологий

Время проведения

в режиме дня;

возраст детей

Особенности

методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1.Подвижные и спортивные игры

Как часть непосредственно-образовательной деятельности (НОД), на прогулке, ежедневно

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр

2.Физкультурные минутки

Во время НОД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах

Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики переутомления

3.Пальчиковая гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, ежедневно

Игры-упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение

4.Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы

Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса

5.Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка

6.Динамические паузы

Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2  младшей группы

В НОД  в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации

7.Ритмопластика

На утренней гимнастике (элементы) 2 раза в неделю по 30 мин, во время НОД

В ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом и музыкой

8.Логоритмика

Как часть непосредственно-образовательной деятельности

Направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение»

9.Гимнастика для глаз        

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

10.Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватях; ходьба по ребристым дощечкам и другие

11.Релаксация        

В любом подходящем помещении

В зависимости от состояния детей и целей, педагог-психолог определяет интенсивность технологии

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

1.Непосредственно – образовательная деятельность

2-3 раза в неделю в спортивном зале, на спортивной площадке

Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения

2.Проблемно-игровые ситуации

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

3.Оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями

1 раз в квартал

Поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Например: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Неделя здоровья»

4.Технология валеологической направленности

Серия игровых занятий «Азбука здоровья» - 1 раз в неделю по 30 мин

Используется  самостоятельно и в качестве вспомогательного средства

5.Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук

 

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Улучшает координацию движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, развивает внимание

6.Проектная деятельность

По мере планирования

Процесс направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Например: проект «Все на свете я смогу, я здоровье сберегу», «Туристическая тропа»

3. Коррекционные технологии

1.Игровые технологии

Игровой с (игровой стретчинг,                     игры-путешествия и др.)

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Преимущества физкультурных занятий с использованием игровых технологий в целях здоровьесбережения по сравнению с традиционными занятиями в том, что:

-повышается двигательная активность и степень участия в занятии каждого дошкольников формируется устойчивый интерес к двигательной активности, развивается двигательное творчество;

-ненавязчиво формируется культура здоровья, которая позволяет ребёнку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение и удовольствие;

-физическая нагрузка воспринимается детьми легко и с интересом (они не испытывают усталости);

-создается и поддерживается оптимальный психологический комфорт.

2. Игровая технология  - геокешинг

Используется в работе с детьми 5-7 лет на занятиях, развлечениях, а также во время свободной деятельности детей

Мы нашли современную форму работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности и образовательной, используя игровую технологию в стиле геокешинг, которая предполагает адаптированную версию для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, карт и схем. Это командная игра с элементами спортивного ориентирования. 

3. Музыкальная игра -сказка

Используется в работе с детьми 4-7 лет на занятиях, утренниках, развлечениях, а также во время свободной деятельности детей

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание

4.Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя

5. Мяч и речь

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, ежедневно

Включает в себя словесные, дидактические, подвижные игры с использованием мяча.

6. Песочная терапия

Используется в работе с детьми 2-7 лет на занятиях

Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя

7.Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи.

Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

Таким образом, применение в нашей работе  здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.