Утренняя гимнастика в дошкольной организации
статья

Малина Татьяна Владимировна

Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима. Она обеспечивает хорошее настроение, повышает жизненный тонус. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Утренняя гимнастика в дошкольной организации

1. Значение утренней гимнастики

Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима. Она обеспечивает хорошее настроение, повышает жизненный тонус. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. У детей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

2 Структура и содержание утренней гимнастики

Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.

В дневных группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком.

В летний период утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе. Для закаливания детей старшего возраста в теплую погоду занимаются в спортивных костюмах (трусики, майка, тапочки), в прохладную – в свитерах, легких куртках, не стесняющих движений. Дети младшего возраста занимаются гимнастикой в повседневной одежде.

В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.

Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.

Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

В нашем детском саду широко используется утренняя гимнастика с кинезиологическими упражнениями. В данные комплексы утренней гимнастики входят упражнения для глаз, для активации жизненно важных точек (самомассаж), упражнения на коррекцию осанки, плоскостопия, дыхательные упражнения.

Предлагаю вашему вниманию комплекс кинезологической утреней гимнастики для средней группы.

Водная часть.

Ходьба в колонне. Ходьба на носках (руки в стороны). Ходьба на пятках (руки за головой). Ходьба «цаплей» (руки за спиной). Бег в умеренном темпе 30сек.

Основная часть.

Кинезиологические упражнения

1.Глазки – 6 раз.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз. И все сначала!

2.Запястье – 6 раз.

Чтоб сильней была рука,

Разотрем ее слегка.

(Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнять правой рукой).

Общеразвивающие упражнения

1.Тренировка рук – 8 раз.

И.п. – основная стойка. 1 – руки в стороны; 2 – согнуть руки к плечам; 3 – руки в стороны; 4 – И.п.

2.Вырастем большие – 8 раз.

И.п. – основная стойка. 1 – правая нога назад, потянуться вверх; 2 – И.п.; 3 – левая нога назад, потянуться вверх; 4 – И.п.

3.Спиралька – 8 раз.

И.п. – сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 – поворот туловиша вправо; 2 – И.п.; 3 – поворот туловища влево; 4 – И.п.

4.Заборчик – 6 раз.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – 2 – поднять ноги и руки параллельно ввех; 3 – 4 – И.п.

5.Попрыгаем на одной ноге – 2 повтора.

1 – 4 – прыжки на правой ноге;

5 – 8 – ходьба на месте;

9 – 12 – прыжки на левой ноге;

13 – 16 – ходьба на месте.

Дыхательное упражнение

1.Часики – 2 раза.

Часики – вперед идут,

За собою нас зовут.

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох).

Заключительная часть.

Ходьба в колонне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренних гимнастик.(старший дошкольный возраст)

Комплексы утренних гимнастик. По тематическим неделям ДОУ. Четыре комплекса по временнам года....

Методика проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении

Данная методика проведения утренней гинастики помогает молодым специалистам на раннем этапе их  становления как педагога дошкольного образовательного учреждения....

Проект «Нетрадиционные виды утренней гимнастики в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из задач  программы развития нашего учреждения является приобщение детей к здоровому образу жизни. В результате планомерной деятельности в нашем ДОУ была выработана целостная система...

Комплексы утренней гимнастики среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

Комплексы утренней гимнастики  среднего дошкольного возраста 4-5 лет....

Комплексы утренней гимнастики младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

Комплексы утренней гимнастики  младшего дошкольного возраста 3-4 лет....

Утренняя гимнастика младший дошкольный возраст

Утренняя гимнастика в общеобразовательной группе от 3 до 4 лет...

Методика проведения утренней гимнастики в дошкольной организации

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. ...