Главные вкладки

    "Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей"
    консультация

    Ткачева Марина Анатольевна

     

     

     

    в данной консультации показана необходимость развития двигательной активности в дошкольном возрасте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dvigatelnaya_aktivnost.docx18.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Известно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. «Здоровье- правильная, нормальная деятельность организма» (словарь русского языка С.И. Ожегова). В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье не только отсутствие болезней, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Какие же факторы влияют на здоровье ребенка?

    Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности гигиенической культуры населения, социально- экономической и экологической ситуации в стране.  Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.

    Исследования показывают, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети проводят большую часть времени в статичном положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что ведет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости и т.д.

     Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность.

    Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка

    Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Древний человек, чтобы обеспечить свое существование, должен был залезть на дерево и сбить с него плод, догнать добычу, перепрыгивать препятствия, балансировать на ограниченной площади, ориентироваться в пространстве. Основными движениями, которые активно развивает педагог на занятиях по физической культуре, являются ходьба, бег, лазанье, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое состояние человека, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.

    Основными задачами по охране здоровья и физического развития детей являются:

    • Создание условий для целесообразной двигательной активности и закаливания детского организма
    • Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня
    • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями
    • Развитие физических и нравственно- волевых качеств личности
    • Формирование доступных первоначальных представлений и знаний о влиянии физкультурно- оздоровительных занятий на организм человека и укрепление его здоровья
    • Воспитание потребности в здоровом образе жизни, в двигательной деятельности.

    Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск и т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

    Развитие двигательной сферы маленького ребенка подчинено основным физиологическим закономерностям развития детского организма и, в свою очередь, влияет на становление функциональных систем кровообращения, дыхания и т.д. При отсутствии достаточного количества движений развитие детского организма будет нарушено.

    Это положение подтверждается наблюдениями К. Д.Губерт, М.Г.Рысс, А.Ф.Тура, М.И.Фонарева, сравнивавших развитие детей, находившихся в разных условиях физического воспитания. Недостаточная двигательная деятельность вызывает нарушение баланса между высоким притоком энергетических веществ и расходом энергии в процессе мышечной работы.

    В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. П.Ф. Лесгафт считал, что использование физических упражнений позволяет формировать у ребенка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отношение к делу. Произвольность и осмысление движений позволяют успешно овладевать учебными навыками.

    Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности

    организма.

    Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, доступных дошкольникам. Свобода применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает большие возможности для проявления детьми активности, инициативы и творчества. Чрезвычайно велико прикладное значение бега, прыжков, метания, лазанья. Умение уверенно и ловко действовать в сложных и часто меняющихся условиях среды необходимо в игровых и жизненных ситуациях.

             Отсюда следует, что в течении дня необходимо обеспечить двигательную активность ребенка, удовлетворяя естественную потребность в движении, что является важнейшим условием его всестороннего развития.

    Модель двигательного режима должна содержать следующие компоненты:

    1.Ежедневная физкультурно-оздоровительная работа

    • Утренняя гимнастика
    • Гимнастика после дневного сна
    • Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
    • Прогулки-походы
    • Самостоятельная двигательная активность

    2.Учебные занятия

    • По физической культуре
    • По музыкальному развитию

    3.Физкультурно-массовые мероприятия:

    • Физкультурно-спортивные праздники
    • Игры-соревнования
    • Спартакиады
    • Недели здоровья

    Исследованиями педагогов, медиков установлено, что ребенку необходимо для нормального функционирования органов и систем организма определенное количество движений, что только на 20 мин. активных движений появляются позитивные изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной системах. Общее количество ежедневно производимых 3-х летним ребенком движений должно составлять от 6-8 тыс. шагов.

    Таким образом, правильная организация двигательной активности как в семье, так и в дошкольном учреждении является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.

    Список литературы:

    1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1985.
    2. Маханева М.Д. С физкультурой дружить-здоровым быть! Методическое пособие.М.,2009
    3. Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. -М.,2006
    4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2000.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Формы двигательной активности как средство оздоровления детей"

    В консультации перечислены формы двительной активности. Указываются способы их проведения, какое место в режиме дня занимают....

    "Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей"

    Консультация для родителей на тему: "Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей"...

    Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей.

    В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному ф...

    Консультация для воспитателей на тему: «Формы двигательной активности как средство оздоровления детей»

    Консультация для воспитателей на тему: «Формы двигательной активности как средство оздоровления детей»...

    Консультация для родителей по теме: «Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей»

    Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение ...