КАРТОТЕКА для родителей ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5 – 3 лет РАЗВИТИЕ БЕГА, ПРЫЖКОВ
картотека

Будвитис Виктория Вячеславовна
Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА  ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5 – 3 лет
РАЗВИТИЕ  БЕГА, ПРЫЖКОВ

Медведь и дети (1 год 6 месяцев — 2 года)
Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответ ствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных дей ствий; поощрять самостоятельность детей.

Содержание игры. Роль медведя исполняет помощник воспи тателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

Мишка по лесу гулял,         Долго, долго он искал,

Мишка деточек искал,          Сел на травку, задремал.
Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:

Стали деточки плясать,         Мишка, Мишка, вставай,

Стали ножками стучать.      Наших деток догоняй.

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их

Поезд (1 год 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Учить двигаться в определенном направлении, согласовы вать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

Содержание игры. Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».

Варианты игры (2 года 6 месяцев — 3 года)
1. Роль паровоза выполняет ребенок.

2. Детям предлагают выйти на остановку, где они играют, собирают цветы и т. п.                                                                                   

3. Игра может проводиться под пение следующей песенки:


Вот поезд наш едет,          Ребят он повез

Колеса стучат,                  Далеко-далеко.

А в поезде этом                Но вот остановка,        

Ребята сидят.                    Кто хочет слезать?      

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!            Вставайте, ребята,

Бежит паровоз                  Пойдемте гулять!

Далеко-далеко.


После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики.


Куры и кошка (I год 8 месяцев — 3 года)

Задачи. Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры. Дети изображают курочек. Роль кошки ис полняет помощник воспитателя. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место, где живут курочки и где они будут прятаться от кошки. Затем воспитатель произносит следующие слова:


Выходите, курочки,         Жучков, паучков

Собирайте крошки,         На зеленой дорожке.  


Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:


Куры крыльями махали:         Куры клювиком стучали:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!                Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!»
Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя):


Выйду, выйду на дорожку,         Там, где куры ищут крошки,

Мяу-мяу-мяу!                            Мяу-мяу-мяу!


Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!»  — и убегают в свои домики.


Варианты игры 1. Задачи. Совершенствовать умение подлезать под веревку, натя нутую на высоте 30—35 см от пола. Куры должны подлезать под нее. 2. Задачи. Совершенствовать умение влезать на предмет высотой 10—15 см (кубы) и слезать с него. Куры, убегая от кошки, взбираются на кубы, ящики.


Уточки и собачка (1 год 8 месяцев — 3 года)
Задачи. Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и свер стниками.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка -игрушка.

Содержание игры. Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:


Рано-рано утречком         Уж она их учит, учит!

Вышла мама-уточка         Вы плывите, ути-деточки,

Поучить утят.                   Плавно в ряд.

 (А. Барто)


Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит де ток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребе нок старшей группы). Утка-мама говорит:


Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Утки наши белые

Без того не смелые.

                  (И. Токмакова)


Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. За тем утка-мама говорит:


Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Лучше с нами поиграй.


Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)


Я люблю свою лошадку (2—3 года)

Задачи. Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действо вать по сигналу; развивать воображение, подражание.

Содержание игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих ло шадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый по ощряет их.


Вороны (2—3 года)

Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с движениями рук; побуждать к подражанию взрослому; учить действовать в соответствии с текстом.

Содержание игры. Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который поет или говорит нарас пев:

 

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

Кар-кар-кар!
(Дети бегают по комнате, размахи вая руками, как крыльями, произ нося «Кар-кар-кар!».)

 

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали,

Кар-кар-кар! 
(Продолжают бегать.)

 Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают,

Кар-кар-кар!
(Садятся на корточки, ручки под щечку и засыпают, тихо произнося «Кар-кар-кар!».)


Воронята (2—3 года)

Задачи. Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением воронят, иг рушка-собачка.

Содержание игры. Дети изображают воронят. Взрослый пока зывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнез дышки, а взрослый читает стихи:


Воронята крепко спят,               А проснутся на заре,

Все по гнездышкам сидят,         Будут каркать во дворе.


В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, скло няют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просы паются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:


Полетели, полетели,                    Воронята прилетали,       

Воронята полетели,                      Все до крошки поклевали.  

Кар-кар, кар-кар!                         Тук-тук-тук, тук-тук-туй,

Вышла Таня на дорожку,             Клювами стучали.    

Воронятам сыплет крошки.                                            

Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!»

Взрослый берет собачку и говорит:                                        


Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал:

«Ав-ав, ав-ав!»


Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.


Солнечные зайчики (2—3 года)

Задачи. Повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

Содержание игры. Воспитатель пускает с помощью зеркала солнечных зайчиков и одновременно произносит текст стихотворения А. Бродского:


Скачут побегайчики —             Прыг, прыг по углам,

Солнечные зайчики,                  Были там — и нет их там.

Мы зовем их — не идут.           Где же зайчики? Ушли.

Были тут — и нет их тут.          Мы нигде их не нашли.    


В соответствии со словами текста дети манят зайчиков, разводят руки в стороны, прыгают за солнечными зайчиками. Взрослый направ ляет зайчиков в разные стороны комнаты.


Птички (2—3 года)

Задачи. Обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выпол нению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызы вать чувство удовольствия от общения со взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек.

Содержание игры. Дети изображают птичек. Взрослый обо значает гнезда для них. По сигналу взрослого «Птички захотели поле тать!» птички вылетают из гнездышек, машут крыльями, приседают, клюют зерна, летают по всему обозначенному участку. По сигналу «Птич ки, в свои гнездышки!» птички занимают свои гнезда.

Примечание. Вначале взрослый проделывает все действия вместе с детьми. Когда дети запомнят игру, взрослый может с помощью слов руководить действиями детей.


Пчелки (2—3 года)

Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.

Содержание игры. Дети изображают пчел, они бегают по ком нате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Воспитатель-пчела говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет,

Пчелки, домой!

Пчелки летят в определенный угол комнаты — улей. Медведь, пере валиваясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:


Этот улей — домик наш,

Уходи, медведь, от нас,

 Ж-ж-ж-ж!


Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.


Мой веселый, звонкий мяч (2 года 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.

Содержание   игры. Взрослый читает стихи:


Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!             

(С. Маршак)

Дети имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».


Зайчик в домике (2—3 года)

Задаачи. Упражнять детей в прыжках; учить сильно отталкиваться от пола; побуждать действовать по сигналу.

Содержание игры. Обручи лежат на полу — это домики зай чиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. По сигналу взрослого «Серый волк!» бегут в свои домики. Затем игра продолжается. В игре может участвовать один ребенок или несколько детей. Воспитатель хва лит детей: «Молодцы, зайчата! Все убежали от волка!»


Птички в гнездышках (2—3 года)

Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассып ную; развивать внимание.

Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвы шения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной сто роне комнаты, площадки.

Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!- рас крывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся и гнездышки.


Гуси (2—3 года)

Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вы зывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совмест ных действий.

Содержание   игры. Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди гово рят:

Взрослый. Гуси-гуси!      

Дети. Га-га-га!

Взрослый   Есть хотите?                                                              

Дети. Да-да-да!

Взрослый. Идите ко мне!

Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш»

Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.


Кот Васька (2—3 года)

Задачи. Повысить двигательную активность; способствовать воз никновению положительных эмоций от совместных действий.

Содержание игры. Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота Ваську. Он прогуливается перед детьми-мышками, подражая коту (идет на носочках, оглядывается впра во, влево, мяукает).

Взрослый и дети поют или говорят:

Ходит Васька беленький,            А бежит стрелой,

Хвост у Васьки серенький,         А бежит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится па него, засыпает. Взрослый и дети поют:                                  


Глазки закрываются,               Зубы у кота —                   

Спит иль притворяется?         Острая игла.

Взрослый идет посмотреть, спит ли котик, и приглашает детей-мышек погулять. Мышки подбегают к стулу и скребут по нему. Взрослый говорит:

Только мышки заскребут,

Серый Васька — тут как тут.

Всех поймает он!

Кот догоняет мышек, а они убегают от него.


У медведя во бору (2—3 года)

Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных напряжениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действий детой.

Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведи вна чале может выполнять взрослый, например помощник нос миттеля. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель гово рит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихо творение:

У медведя во бору         А медведь сидит

Грибы, ягоды беру,         И на нас рычит.


Когда воспитатель скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.


Догони мяч (2 года 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Совершенствовать бег в разном направлении; вызывать оживление, радость у ребенка; поощрять самостоятельность.

Содержание игры. Взрослый бросает мяч и говорит: «Раз, два, три, беги!» Ребенок должен побежать только после слова «беги» и догнать мяч. Взрослый бросает мяч в разных направлениях.


ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ


Колокольчик (1 год 6 месяцев — 2 года)

Задачи. Учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры. Взрослый привлекает внимание детей зву чанием колокольчика, показывает его детям, звенит им и быстро прячет за спину (повторяет это несколько раз). Дети могут приговаривать: «Динь-динь». Затем взрослый бежит в противоположную сторону, зве ня колокольчиком и напевая: «Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я зве ню». Добежав до противоположной стороны комнаты, взрослый быстро поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда ко мне бегите, колокольчик мой найдите».

Ребенок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит и отдает его взрослому. Игра повторяется. Взрослый дает воз можность всем позвонить в колокольчик


Прятки (1 год 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Учить самостоятельно ориентироваться в пространстве; развивать и поддерживать интерес к общению со взрослыми; совершен ствовать ходьбу.

Варианты игры

1.  Взрослый прячется от ребенка и кричит: «Ay, ay!» Ребенок нахо дит его (для детей 1 года 6 месяцев — 2 лет).

2.  Взрослый прячется от ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок по звонку находит его (для детей 1 года 6 месяцев — 2 лет).

3.  Ребенок прячется, а взрослый ищет его и поет песенку:

 Я по комнате хожу,         Ну куда же мне идти?

 Машу я не нахожу.          Где мне Машеньку найти?

После этих слов ребенок кричит: «Ay, ay!» Взрослый находит его (для детей 2 лет 6 месяцев — 3 лет).


Лиса и цыплята (3 года)

Задачи. Совершенствовать ходьбу и бег в определенном направле нии; развивать внимание; побуждать к самостоятельности; поощрять действия детей, вызывать у них чувство радости от успешных действий.

Содержание игры. Дети изображают цыплят, вышедших на прогулку. Цыплята весело бегают, машут крылышками, клюют зерныш ки. Взрослый говорит, а дети выполняют действия:


Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса. 
(Цыплята настораживаются.)                


Мы лису обхитрим,

Тихо-тихо убежим. 

(Цыплята бегут на носочках за обозна ченную черту.)

 Взрослый следит, чтобы цыплята убегали только после слов «Тихо-тихо убежим».

Вариант игры. Во время прогулки цыплята могут прыгать, взбирать ся на бревнышко, подлезать под веревку, сетку и т. п.

Иногда дети возбуждаются после проведения подвижных игр с бе гом, прыжками. В этом случае целесообразно провести игру малой под вижности, которая успокоит детей, расслабит, приведет их организм в норму.

Мы предлагаем следующие игры малой подвижности.                


Автомобили (2—3 года)

Задачи. Учить двигаться, сохраняя направление; выполнять дей ствия в разных условиях; поддерживать интерес к движениям; развивать внимание, умение действовать в коллективе; закреплять представления о цвете, форме предмета; вызывать чувство радости от общения со взрослыми и со сверстниками.

Материал. Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих), дорожки разного типа, круги, квадраты, треугольники из картона (гараж).

Содержание игры. Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой — гаражом. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге, соблюдая элементарные правила (ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга). По сигналу взрослого «Автомобили, в гараж!» дети меняют направление и едут в гараж.
Варианты игры

1.  Автомобили могут ехать по мосту (доске, лежащей на полу), по извилистой дорожке, по мягкой дорожке (болото) и т. п.

2.   У каждого автомобиля может быть свой гараж в  виде круга, треугольника,    квадрата.    Гараж    может    быть   обозначен    цветным флажком, в этом случае дети запоминают, какой формы или цвета их гараж.


Птички и автомобили (2—3 года)

Задачи. Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по огра ниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сиг нал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек, эмб лемы автомобиля, скамейка, кубы или другие предметы.

Содержание игры. Все дети изображают птичек. Роль авто мобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зер на. По сигналу взрослого «Автомобиль!» птички быстро убегают с до роги.

Вариант игры. Одна часть детей размещается на одной стороне груп пы, площадки — это птички. На другой стороне размещается другая часть детей — это автомобили. Взрослый говорит: «Птички летят!» —

птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по доро ге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.


РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ

По ровненькой дорожке (1 год 6 месяцев — 2 года)

Задачи. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать равновесие; укреплять стопу; учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения; поощрять самостоятельность, поддерживать уверенность в своих действиях.

Материал. Дорожки разной длины (1—2,5 м) и ширины (15— 30—60 см); мягкая, твердая, извилистая дорожка длиной 2 м, шириной 30—40 см.

Содержание игры. Взрослый произносит текст, а дети выпол няют движения в соответствии с текстом:

1. По ровненькой дорожке,         (Идут по дорожке.)               

По ровненькой дорожке                   

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два.

2.  По камешкам, по камешкам,             (Прыгают.)

     По камешкам, по камешкам,

     Раз-два, раз-два.

3.  По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

В нем мы живем.      (Останавливаются.)

Вариант игры. Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твердую дорожку. Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например: «По мяг кой дорожке шагают наши ножки...» И т. д.


Снежинки кружатся (2—3 года)

Задачи. Развивать равновесие; вызывать чувство радости, удоволь ствия.

Содержание игры. Дети изображают снежинок. Взрослый го ворит: «Вот снежинки спустились с неба на землю». Снежинки летают по группе и садятся на корточки. На слова взрослого «Вдруг подул ветер, поднял их в воздух и закружил!» снежинки поднимаются и кру жатся вначале медленно. Взрослый говорит: «Но вот ветер дует все сильнее». Дети кружатся сильнее, но каждый в своем темпе. По сигналу взрослого «Вот ветер стал утихать!» замедляют движение и присажива ются на корточки.


УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА, МЫШЦ ТУЛОВИЩА

Попади в обруч (1 год 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Учить бросать в цель, выдерживать направление броска; вызывать удовольствие от выполненного движения.

Содержание игры. Взрослый размещает обруч на расстоянии 1 —1,5 м в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Детям предлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять его и опять бросить.


Мышки спрятались (3 года)

Задачи. Развивать мышцы позвоночника и плечевого пояса; побуждать к самостоятельности; развивать подражание; вызывать чувство радости от выполненных движений.

Содержание игры. Ставится скамейка, дети изображают мы шек, встают на колени за скамейкой на некотором расстоянии от нее. По сигналу взрослого «Кошка спит» они кладут кисти рук и предплечья на скамейку (позвоночник прогибается) и находятся в этом положении 1,5—2 с. Затем взрослый дает сигнал: «Кошка проснулась!», мышки опять прячутся за скамейку. Игра повторяется 4—5 раз.


ИГРЫ НА ПОДРАЖАНИЕ

Птичка (1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев)

Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать уско ренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточ ках. Взрослый поет:

Села птичка на окошко.   '      Посиди, не улетай, Посиди у нас немножко,          Улетела птичка — аи!

После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышка ми-руками.

 Зайка беленький (2—3 года)

Задачи. Обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; закреплять знания о цвете, форме; развивать внимание; под держивать интересу движениям; побуждать к самостоятельному выпол нению движений; вызывать положительные эмоции.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги, квадраты из плотного картона или линолеума.

Содержание игры. Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначить кружками, квадратами, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики выполняют движения руками в соответствии со сло вами:

 
1.Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

 (Дети присаживаются на корточки свободном построении и шевелят/ру ками, изображая ими уши зайца.)

 2.  Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

 (На слова «Хлоп, хлоп, хлоп,/хлоп» дети хлопают в ладоши.)

 3.  Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

 (На слова «Скок, скок, скок, скок» дети прыгают на месте.)

 4.  Кто-то зайку испугал, Зайка прыг... и убежал.

 (Взрослый хлопает в ладоши. Зайки бегут в свои домики.)

 Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли свои домики.

Вариант игры. Когда дети будут различать цвета и форму, взрослый может незаметно поменять местами домики.


Мышки

Задачи. Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; разви вать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.

Содержание игры. Дети изображают мышек-трусишек. Ни сло ва взрослого (дети могут повторять) «Вышли мышки как-то рн.) посмот реть, который час» мышки идут по группе. «Раз-два, три-четыре, мыш ки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен), убежали мышки вон» — дети убегают. Дети должны стяряться действовать в соответствии со словами взрослого. 

Кошечка (1 год 6 месяцев — 3 года)              

Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавлива ется и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову (кошечка пьет молоко). После двух лет можно усложнить игру. Кошечка может проползать между ног взрослого, под стул, взбираться на диван, ложиться, мурлыкать «мур-мур-мур» (кошечка довольна) и т. п.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛАЗАНИЯ

Перелезь через бревно (2 года—2 года 6 месяцев)

Задачи. Совершенствовать лазанье и умение преодолевать препят ствия; развивать крупные мышцы туловища; развивать умение ориентироваться в пространстве; вызывать положительные эмоции от игры/и общения со взрослым и сверстниками.                                                /

Содержание игры. Детям предлагают пойти в гости к зайчику. Взрослый объясняет, что, для того чтобы попасть к нему, надо пере лезть через бревно. Дети перелезают через бревно, играют с зайчиком (прыгают, играют в догонялки), но вот приходит время возвращаться домой, и малыши опять перелезают через бревно.

Игра повторяется 3—4 раза.

Вариант игры. За забором может жить медведь, собака, кошка и др. В зависимости от этого дети производят разные движения: ходят как мишка, ползают, прогибая спинку как кошка, и т. п.

Заинька (2—3 года)

Задачи. Приучать детей слушать пение, понимать содержание пес ни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подра жание взрослому.

Содержание игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:


Заинька, топни ножкой,              Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!         Вот так, топни ножкой!

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:


Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись, Серенький, повернись!

Вот так, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши!

Вот так, повернись, Вот так, повернись!


Дети поворачиваются 1—2 раза, руки держат на поясе.


Заинька, попляши,                      Вот так, попляши,

Серенький, попляши!                  Вот так, попляши!


Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!

Вот так, поклонись, Вот так, поклонись!

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

При проведении игры количество куплетов можно сократить, осо бенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома детям. Вначале мож но взять только первый, второй и четвертый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов. Кроме того, когда малыши хорошо будут знать содержание песенки, можно выбрать одного ребенка — Заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движе ния по тексту песенки.

Роль Заиньки нужно поручить смелому и активному ребенку, который не будет смущаться, выполняя движения. Если введена роль Заинь ки, можно добавить еще один куплет:


Заинька, выбирай,             Вот так, выбирай,

Серенький, выбирай!         Вот так, выбирай!


Ребенок выбирает другого Заиньку, и игра повторяется. Песню вос питатель должен петь не очень быстро, но и не медленно, так, чтобы пение соответствовало темпу движений детей.

 Проползи в воротики (2—3 года)                

Задачи. Учить детей ползать под предметами, не задевая их; по буждать к самостоятельному выполнению движений; поощрять малы шей за успешные действия.

Содержание игры. На расстоянии 4 м от детей располагается стойка с подвешенной на уровне роста ребенка сеткой. У стойки на полу лежит большой мат. На расстоянии 2,5 м от ребенка располагается ду га — ворота. Взрослый предлагает малышу проползти на четвереньках под дугой, доползти до мяча, поднять его и положить в сетку.

Вариант игры. Можно расставить двое-трое ворот для включения в игру сразу 2—3 детей.


Кошка и цыплята (2 года 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать ин терес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.

Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) — действуют по своему усмотрению.

Курочка квохчет: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продол жает:

На скамейке у окошка                Кошка глазки открывает          

Улеглась и дремлет кошка.         И цыпляток догоняет.   

На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.

Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки мож но поручить наиболее активным из них.

Варианты игры

1.  Для обогащения двигательного опыта детей можно включать раз нообразные, но уже знакомые им движения, например подлезание под веревку.

2.  Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету, ко торые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно свой домик.

Лови мяч (2 года 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Учить бросать мяч двумя руками снизу в определенном направлении; развивать внимание; побуждать к самостоятельным дей ствиям; поддерживать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры. Дети стоят в круг, взрослый с большим мячом в центре круга произносит слова: «Миша, лови мяч!», «Ира, лови мяч!» и т. д. Ребенок, поймав мяч, бросает его взрослому.

Вариант игры. Когда дети научатся бросать мяч в определенном направлении, ловить его, можно предложить бросать мяч друг другу (расстояние 1,5—2 м).

По кочкам (2 года 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Совершенствовать умение детей влезать на предметы и спускаться с них (высота предметов увеличивается постепенно: 10—15—20 см); поддерживать самостоятельность, интерес к дейст вию.

Содержание игры. На полу размещаются 2—3 ящика или куба шириной 40—60 см, высотой 5—20 см (кочки). Между кочками можно разместить мягкие дорожки или поролоновый мат (болото). Взрослый предлагает детям пойти в гости к мишке или зайчику. Дети отправляют ся в путь, а на пути встречается болото. Они взбираются на кочки и спускаются с них, таким образом переходя болото и попадая к мишке или зайчику. С мишкой можно поиграть в догонялки или прятки, а затем вернуться через болото по кочкам домой.

Правило. С кочки нельзя спрыгивать, надо спокойно спускаться.


 
ИГРЫ  НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Комарики и лягушка (1 год 8 месяцев — 2 года)

Задачи. Учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от со вместных действий.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением ко мариков и лягушки, стулья, на которых лежат платочки (по числу де тей).

Содержание игры. Дети-комарики летают по группе, произно ся звук «з-з-з», присаживаются, опуская руки-крылья после слов взрос лого:

Сел комарик на кусточек,         Свесил ножки под листочек,

На еловый на пенечек,              Спрятался!

Комарики садятся на стулья и прячутся за платочками. Выходит во дящий в шапочке или с эмблемой лягушки и говорит: «Где же кома рики? Я их сейчас найду! Ква-ква-ква!» Ищет, но не находит. Иг ра повторяется. Затем водящий-лягушка со словами «Вот они!» нахо дит комариков. Но комарики разлетаются, и лягушка пытается их пой мать.

Найди свой домик (2—3 года)

Задачи. Учить детей сочетать ходьбу с другими видами движений; развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать дей ствия с другими детьми; закреплять знание цвета, формы, величины; поддерживать самостоятельность, инициативу детей.

Материал. Круги или квадраты разной величины или цвета.

Содержание игры. Дети размещаются в своих домиках, кото рые могут в зависимости от цели иметь разную величину, цвет или форму. Когда малыши будут хорошо ориентироваться во всех свойствах предметов (величина, цвет, форма), можно объединить два свойства, например форму и цвет или величину и цвет.

Дети запоминают свои домики и по сигналу взрослого выходят гулять на поляну. Они выполняют самостоятельно по своему усмотрению раз ные движения (ходят, собирают цветы, бегают, влезают на пеньки, бро сают шишки в цель, перешагивают через ручейки). По сигналу взросло го «Дождь!» дети бегут в свои домики. Взрослый вместе с ними прове ряет, все ли заняли свои домики, помогает детям найти свои домики, если они их не запомнили.

Вариант игры. Если игра проводится на участке, домики можно обозначить около разных деревьев. Дети запоминают названия деревь ев, учатся ориентироваться в пространстве в условиях участка детского сада.

Путешествие в лес (2—3 года)

Задачи. Совершенствовать основные движения; учить подражанию животным; учить действовать в коллективе; стимулировать самостоя тельность; вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал. Эмблемы с изображением животных, размещенные на стойках на расстоянии 4—5 м друг от друга.

Содержание игры. Взрослый предлагает детям поехать в лес на поезде. Дети встают друг за другом и по сигналу взрослого двигают ся, произнося: «Чу-чу-чу-чу!» По сигналу взрослого «Стоп, вагончики остановились!» дети останавливаются. Взрослый обращает внимание ребят на эмблему с изображением зайчика и спрашивает: «Кто это?» Дети отвечают: «Зайчик». Взрослый предлагает всем выйти на поляну и попрыгать как зайчики. Затем по сигналу взрослого дети опять строятся друг за другом и едут до следующей остановки, где на эмблеме изобра жен медведь. Затем все опять выходят на поляну и подражают медве дям, ходят, переваливаясь с боку на бок.

Примечание. Игру лучше проводить на улице. Эмблемы со стойками могут распола-!(>   гаться по кругу или по прямой. Количество эмблем с изображением зверей берется gj     с учетом уровня развития и возраста детей, но не более 6 штук.

Найди домик (2 года 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Закреплять знания детей о форме (круг, квадрат, треуголь ник); развивать мелкую моторику; поощрять самостоятельность и ини циативу.

Содержание игры. Воспитатель готовит фигурки разной фор мы из картона и коробки такой же формы или с наклейкой соответству ющей формы. В начале игры он разбрасывает фигурки по полу и пред лагает детям собрать их и разместить по своим домикам. Затем вместе с детьми смотрит, все ли фигурки попали в свои домики. Спрашивает малышей, какая фигурка заняла чужой домик и куда ее надо поместить.

Вариант игры. Воспитатель готовит домики разной формы (из кле енки, плотного картона, линолеума), раздает детям фигурки. Малыши бегают по комнате, резвятся, а по сигналу воспитателя «Все в свои домики!» занимают соответствующий домик. Затем вместе с воспитате лем проверяют, все ли заняли свои домики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека русских народных подвижных игр для детей 5 – 7 лет

Картотека руских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека коммуникативных и подвижных игр для детей 2,5-4 лет

Играя, ребенок активно развивается. В игре активируется возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, логическое мышление, коммуникабельность. И с...

Картотека пальчиковых и подвижных игр для детей подготовительной группы

laquo;Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».Д.В.Менджерицкая...

Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, их можно использовать в работе со школьниками и дошкольниками, оздоро...

Картотека для родителей "Подвижные игры в зимний период с детьми младшего возраста"

Главная задача каждой семьи – вырастить здорового, закалённого, жизнерадостного, сильного и ловкого ребёнка. Для этого необходимо воспитывать у малыша потребность ежедневно выполнять утреннюю ги...