1. Адаптированы для педагогов и родителей разработанные коллективом ГБОУ НСО ОЦДК, дополненные материалами специалистов ПМПК г. Новосибирска МКОУ ДПО ГЦОиЗ «Магистр», кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ ДПО НСО
консультация

Ирина Михальченко

В  соответствии с действующим  федеральным  «Законом об  образовании  в РФ» для детей с  ограниченными  возможностями  здоровья    должны  быть  созданы  специальные  образовательные  условия, которые представлены  в  российском  образовательном  законодательстве  как  право  на  гарантированный  каждому  ребенку  с  проблемным  развитием  набор условий, «без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ  обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». 

Методические рекомендации включают в себя следующее:

Описание специально  организованной  работы  в группе для детей с ОВЗ (наличие  индивидуальных  правил  для  детей, использование  невербальных  средств  общения, предоставление  детям  права  покинуть  группу  и  уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства и т.д. 

Рекомендуемые методы работы с детьми (словесные,  наглядные, практические методы, методы  стимулирования учебно-познавательной  деятельности)

Методы  педагогической  защиты  ребенка  от  самого  себя (метод гашения переживаний, метод  рефлексивного  анализа, метод переключения …)

Методы,  с  помощью  которых  возбуждается  чувство  радости,  положительного  эмоционального настроя, веры в свои силы (метод радостной перспективы, метод самонаблюдения…).

Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка (метод увлечения добрым делом, метод  увлечения  героическим, метод увлечения  красивым и загадочным, метод  личного  примера…)

Методы укрепления чувства ответственности (метод доверия, метод  беседы…)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендуемые методы работы с детьми:

Словесные методы  (объяснение,  беседа,  рассказ…)  обязательно  в  сочетании  с  наглядными и практическими методами.  

Рассказ – небольшой по объему, не больше 10 минут, доступный по содержанию,  эмоционально  окрашенный,  иллюстрированный.

Объяснение  –  акцентировать  внимание  на  главных  моментах  темы  (выделяя  интонационно,  графически/цветом,  иллюстрациями/образами);  по  длительности  до 5 минут.

Беседа  –  качество  беседы  зависит  от  задаваемых  вопросов,  больше  задавать вопросов на сравнение. Темп беседы ниже, чем для обычных детей.

Наглядные методы (показ, демонстрация, наблюдения) - это  способствует  повышению  мотивации, развитию внимания, памяти.

Показ –  обеспечить возможность  зрительного  восприятия  (размер иллюстрации,  качество,  освещение).  

Демонстрация – показ предметов в движении.  

Наблюдение  –  наиболее  доступно  наблюдение  натуральных  предметов  или  явлений.  

Практические методы:  обязательно  связывать  изучаемый  материал  с  практической  деятельностью, личным опытом ребенка.

Упражнение – повторение в целях выработки навыка (осознанность действия,  систематичность, повторяемость, разнообразие, практическая направленность).  

Проблемно - поисковый  (создание    проблемных  ситуаций),  самостоятельная деятельность детей в малых  группах (объединять  детей  условной  нормы  и  с  ОВЗ) по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентаций.    

Методы  стимулирования учебно-познавательной  деятельности:  поощрения  любого  проявления  чувства  ответственности.    

Специальная  организация  работы  в группе:

  • наличие  индивидуальных  правил  для  детей;
  •  использование  невербальных  средств  общения,  напоминающих  о  данных  правилах;
  • использование поощрений для детей, которые выполняют правила;
  • предоставление  детям  права  покинуть  группу  и  уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства;  
  • игнорирование  незначительных  поведенческих  нарушений;  
  • разработка  мер  вмешательства  в  случае  недопустимого  поведения, которое является непреднамеренным.    

Учет  работоспособности  и  особенностей  психофизического  развития :  

  • замедленность  темпа  усвоения материала;
  •  рациональная  дозировка  содержания    материала;  
  • дробление  большого  задания  на  этапы;
  •  поэтапное  разъяснение  задач;
  • повторение детьми  инструкций к выполнению задания;  
  • предоставление дополнительного  времени;  
  • максимальная опора на практическую деятельность

   Методы  педагогической  поддержки  используются    с  одной  стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает,  как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку  не создавать проблем или уметь разрешать их.  

Методы  педагогической  защиты  ребенка  от  самого  себя,  включающие  методы  физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:  

  • метод ―угашения переживаний‖ (успокоение путем беседы-рационализации - превращения  обидной  ситуации  в  другую,  в  которой  ребенок  сохранил  бы  к  себе  самоуважение;
  •  невербальными  средствами:  рукопожатие,  прижать  к  себе,  погладить,  приласкать,  возможно  использование спокойной музыки);    
  • метод  ―прямого  действия‖  (остановка  ребенка  от  совершения  поступка,  направленного  против себя);    
  • метод  рефлексивного  анализа  (осмысление  с  ребенком  действий,  эмоциональных  состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья);  
  • метод ―переключения‖ - включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был  бы  успешен,  путем  замещения  (перенос  агрессии  на  допустимые  объекты,  например,  избить  подушку, ―грушу‖ в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие - нарисуй что-нибудь,  вылепи),  
  • метод  ―возбуждения  оптимизма‖  (раскрытие  перспектив  выхода  из  трудной  ситуации  и  дальнейших путей развития личности) и др.  

Методы,  с  помощью  которых  возбуждается  чувство  радости,  положительного  эмоционального настроя, веры в свои силы:  

  • метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых  для него людей в ближайшее время;    
  • метод  ―увлечения  весельем‖  -  юмор  всегда  помогает  преодолевать  трудности,  оптимизм  создает мажорный настрой жизни;    метод  поощрения  и  похвалы  -  этот  метод  возбуждает  у  ребенка  чувство  радости  от  сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой,  жестом, взглядом, словом);  
  • метод самонаблюдения за  своими эмоциями  - метод,  с помощью которого ребенок  может  понять,  под  воздействием  каких  причин  возникает  та  или  иная  эмоция,  чувство.  Это  необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:  

  • метод ―увлечения добрым делом‖;  
  • метод  ―увлечения  героическим‖  -  увлечение  нравственным  подвигом  во  имя  людей,  Этим методом  возбуждается  чувство гордости,  уважения к  своей  истории,  воспитывается  мужество,  способность  спокойно  и  стойко  переносить  трудности;  
  • метод  ―увлечения  красивым‖  -  возбуждается  чувство  эстетической  радости,  желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь ее;  
  • метод ―увлечения загадочным‖ - возбуждается чувство любознательности, желание  познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
  • метод  личного  примера  -  способ  развития  положительных  качеств  на  личном  примере педагога.    

Методы укрепления чувства ответственности:  

  • метод доверия - развивается вера в свои силы;
  • метод  просьбы  -  обращение  к  ребенку  за  помощью  с  целью  получения  им  удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;  
  • метод  беседы-размышления  -  обсуждение  вопросов,  направленных  на  поиск  и  принятие каждым участником нравственного решения;  
  • метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;  
  • метод  поручения  -  обращение  к  ребенку  с  заданием  творческого  характера  с  предоставлением ему права выбора способов его решения.  

Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:  

  • метод напоминания;
  • метод  ―сомнения‖  -  этим  методом  возбуждается  чувство  неудовлетворенности  собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;

Методы  педагогической  поддержки  развития  самостоятельной  личности включают  методы стимулирования развития личности:  

  • метод  поощрения  (устная  благодарность,  вручение   приза,    награждение  родителей);    
  • метод  наказания  (взглядом,  отстраненным  отношением,  порицанием  в  индивидуальной  беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе);    
  • метод  ―ролевой  игры  (представление  себя  в  ролях  отрицательных  и  положительных  персонажей);    
  • метод самоорганизации  -  обучение самостоятельному планированию  режима дня, питания,  физических  и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка  дня.);  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специально – организованная совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей с использованием технологии деятельностного подхода

В статье представлен  материал по применению технологии деятельностного подхода  в специально-организованной продуктивной деятельности детей, педагогов и родителей....

Методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности педагога ДОО" (в рамках календарно-тематического планирования тема дня "Специальный транспорт"

Методичесое обеспечение реализация ФГОС в практической деятельности педагога ДОО (в рамках календарно-тематического планирования тематического блока "Безопасность" в старшей группе)...

консультация для педагогов Тема: «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»

Данная консультация познакомит  педагогов с использованием  средств обучения с детьми  коррекционных групп ,имеющих различные нарушения в развитии...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ педагогики»

Задачи:- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;- Формировать ж...

Семинар-марафон для педагогов детского сада «Методы, приемы и игры ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании»

В ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Для того, что бы систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики, ...