Главные вкладки

    консультация для педагогов Тема: «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»
    консультация ( группа) на тему

    Домашеч Татьяна Петровна

    Данная консультация познакомит  педагогов с использованием  средств обучения с детьми  коррекционных групп ,имеющих различные нарушения в развитии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    Тема: «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»

    подготовила:

    учитель-логопед

                                                     Домашеч Т. П

    Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна, при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических приёмов и средств обучения и воспитания. особенно в группах компенсирующей направленности

    Любая деятельность характеризуется большим разнообразием содержания. Это обстоятельство вызывает необходимость; применения при его усвоении различных и в каждом отдельном случае специфических приёмов и средств обучения, бесконечного варьирования способов их сочетания. Принимая во внимание факт, что содержание должно быть усвоено детьми с тем или иным отклонением в развитии, спектр и комбинации приёмов и средств обучения приобретают особое своеобразие.

    Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах; обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала; приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний; предоставляет возможность для учёта индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы, дифференцированного подхода к обучению; содействует развитию речи, мышления; обеспечивает деятельностную, наглядно-практическую основу освоения материала; обеспечивает коррекционно-компенсирующую направленность обучения; содействует развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации; ведет не только к усвоению знаний и формированию способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности.

    Слово воспитателя является средством передачи детям знаний. Оно должно быть воспринято детьми.

    Поэтому к речи педагога предъявляются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно. Педагог должен уметь прогнозировать содержание и ритм учебного занятия как речевого события, владеть техникой речевой импровизации, находить и использовать ситуации, способствующие активизации речевой деятельности детей, обладать бездефектным произношением, умением строить краткие и точные фразы.

    Гуманистическая направленность специального образования заставляет искать такие средства образования и коррекции отклонений в развитии, которые были бы близки детям с ограниченными возможностями, а также давали бы положительный и достаточно быстрый эффект.

    Современная специальная педагогика в поиске таких форм и средств все чаще обращается к различным видам искусства как к средству развития и коррекции.

    Существует несколько направлений в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоционально-волевую сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.

    Коррекционно-развивающая работа строится с учётом особых образовательных потребностей каждого ребенка и особенностей каждого вида искусства.

    Широкое распространение в системе специального образования получило использование музыкальных средств воспитания. Во всех типах образовательных учреждений как в учебное, так и во внеучебное время существуют разные формы организации работы с детьми, основанные на использовании разнообразных музыкальных средств.

    Занятия оказывают положительное влияние на совершенствование ритмико-мелодической стороны устной речи детей с нарушением зрения, развитие их слухового восприятия. Улучшение слуховой памяти учащихся в процессе обучения восприятию музыки помогает им в усвоении языка.

    Музыкальная деятельность имеет место не только на занятиях, но и вне занятий, в культурно-досуговых формах работы (праздниках и развлечениях, тематических вечерах, концертах и др.).

    Изобразительные средства выступают не только как богатейший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов, но и как способ выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего внутреннего мира.

    Ручной труд как вид декоративно-прикладного искусства развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, края, страны, знакомит с искусством художественных ремесел, расширяет кругозор и речевой запас.

    Художественно-речевая деятельность помогает детям с отклонениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, развивает способность чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова, духовно обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению.

    Театрализованно-игровая деятельность. Основной язык театрального искусства - действие, основные признаки - диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, так как игра и общение и для дошкольников, и для младших школьников, и для подростков - ведущая деятельность. Велики возможности этой деятельности в плане коррекционно-педагогического воздействия. Приобщение к миру театра позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические основы, развивать психические функции (внимание, воображение, речь, память).

    Использование средств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизации познавательных интересов, приобщению к духовной культуре, освоению различных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека с ограниченными возможностями, активному участию в общественной, культурной и досуговой деятельности в социальной среде.

    Применение наглядности в системе специального образования не самоцель, а средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, понимания устного слова, сказанного педагогом. Особенностями применения наглядных средств в специальном образовании являются: во-первых, стремление к возможно большей естественности, натуральности предлагаемых для ознакомления и исследования объектов и предметов; во-вторых, наглядно-действенный характер знакомства и исследования предъявляемых предметов, объектов (ребенок по возможности должен получить максимально полную информацию об объекте, с использованием всех сохранных анализаторов, включая осязание, обоняние и вкус); в-третьих, воспринимаемые чувственно-наглядные образы, признаки предметов, явлений должны быть закреплены в слове.

    Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения в специальном образовании является дидактический материал. Это средство обучения предназначено для практической деятельности ребенка с расчетом на максимально возможную степень самостоятельности. Его использование позволяет детям легче усваивать учебный материал, он может быть подобран в наиболее полном соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.

    Дидактический материал, используемый в коррекционно-образовательном процессе, бывает предметным, изобразительным и словесным.

    Применение предметного дидактического материала вызывает живой интерес и обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрои, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим, обеспечивает взаимосвязь умственной работы, практической деятельностью, а также формирование необходимых умений и навыков, устойчивого произвольного внимания.

    Применение изобразительного дидактического материала (рисунки, серии картинок, предметные карты) способствуют развитию наблюдательности и внимания, умению сравнивать, анализировать, выстраивать логическую последовательность.

    Словесный дидактический материал развивает самостоятельность, обеспечивает выбор оптимального уровня сложности задания и темпа его выполнения, позволяет рационально организовать индивидуальную самостоятельную работу. Этот вид дидактического материала способствует развитию речи детей.

    Достаточно широкое использование в системе специального образования получили технические  средства  обучения  (ТСО). Применение их играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития детей.

    К ТСО относится аппаратура, предназначенная для более эффективного и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого детьми материала. Использование ТСО позволяет: знакомить детей с окружающим миром во всем его многообразии, развитии; выделить в сложном отдельные компоненты, раскрыть их взаимосвязь; обеспечивать наглядность обучения; создавать действенные мотивы к получению знаний, а также к использованию их в практической деятельности.

    В ходе организации коррекционно-образовательного процесса используются разнообразные аудиовизуальные средства: кинофильмы, диафильмы, кодопозитивы, диапозитивы и др.; а также средства, корригирующие проявления дефекта:  лупы, очки, монокуляры, и бинокуляры для детей с нарушениями зрения.

    В обучении различных категорий лиц, имеющих особые образовательные потребности, все шире применяется новое мощное многообещающее средство - персональные компьютеры (ПК).

    В отличие от массовой системы образования ПК является специальном образовании эффективным средством преодолении вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.

    Так, компьютерные средства можно использовать для более эффективного развития навыков чтения и письма, обучения математике, и т.п в том числе и для развития коррекции психических процессов.

    Опыт использования компьютерной техники в специальном образовании позволяет говорить о значительных положительных результатах, касающихся как учебной деятельности, так и коррекции многих психофизических особенностей развития.


    Список литературы

    1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-248с.
    2. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-400с.
    3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения.-М.: Издательство «Экзамен», 2006.-159с.
    4. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. - М.: Издательство "Город", 1998 - 56 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»

    Консультация раскрывает вопрос о средствах обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала....

    Консультация для воспитателей. Тема: «Средства обучения в системе специального образования»

    Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств. Поэтому необходимо применение специфических...

    Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе"

    Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя  в коррекционно-образовательной работе"...

    Законодательство в системе специального образования

    Краткий обзор законадательных актов в системе специального образования...

    Консультация для педагогов ДОУ "Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ".

    В консультации рассмотрены недостатки и преемущества работы педагога в разновозрастной группе детского сада, а так же даны рекомендации по организации НОД и режимных моментов ....

    Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"

    Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразова...