«Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»
статья по теме

Консультация раскрывает вопрос о средствах обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sredstva_obucheniya_detey_s_nar.zreniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Хрусталик» компенсирующего вида города Белово»

Консультация для педагогов

Тема: «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»

подготовила:

Гончарова Надежда Ивановна,

старший воспитатель

2011

Учебно-познавательная деятельность человека с особыми об разовательными потребностями не всегда возможна и эффективна, при использовании традиционных, применяемых в обучении нор мально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических приёмов и средств обучения и воспитания.

Любой учебный предмет характеризуется большим разнообразием содержания. Это обстоятельство вызывает необходимость; применения при его усвоении различных и в каждом отдельном случае специфических приёмов и средств обучения, бесконечного варьирования способов их сочетания. Принимая во внимание факт, что содержание должно быть усвоено детьми с тем или иным отклонением в развитии, спектр и комбинации приёмов и средств обучения приобретают особое своеобразие.

Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах; обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала; приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний; предоставляет возможность для учёта индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы, дифференцированного подхода к обучению; содействует развитию речи, мышления; обеспечивает деятельностную, наглядно-практическую основу освоения материала; обеспечивает коррекционно-компенсирующую направленность обуче ния; содействует развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации; ведет не только к усвоению знаний и фор мированию способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности.

Слово воспитателя является средством передачи детям знаний. Оно должно быть воспринято детьми.

Поэтому к речи педагога предъ являются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчет ливо, естественно. Педагог должен уметь прогнозировать содержание и ритм учебного занятия как речевого события, владеть техникой речевой импро визации, находить и использовать ситуации, способствующие ак тивизации речевой деятельности детей, обладать бездефект ным произношением, умением строить краткие и точные фразы.

В специальном образовании используются и другие её виды. К ним относятся дактильная и жёстовая речь, применяемые в обучении лиц, имеющих нарушения слуха.

Еще одно средство, упрощающее процесс восприятия неслыша щими информации - зрительное восприятие устной речи - «чтение с лица». Зрительное восприятие устной речи в большинстве литера турных источников принято называть чтением с губ.

В некоторых случаях затрудненного общения (например, с лица ми, имеющими тяжелые нарушения зрения исполь зуется пиктографическое (символьное) письмо ШРИФТ БРАЙЛЯ.

Гуманистическая направленность специального образования заставляет искать такие средства образования и коррекции откло нений в развитии, которые были бы близки детям с ограниченны ми возможностями, а также давали бы положительный и доста точно быстрый эффект.

Современная специальная педагогика в поиске таких форм и средств все чаще обращается к различным видам искусства как к средству развития и коррекции.

Существует несколько направлений в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе: пси хофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоционально-волевую сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникатив ную функции), социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практиче ской художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, кото рые используются в артпедагогике и в арттерапии.

Коррекционно-развивающая работа строится с учётом особых образовательных потребностей каждого ребенка и особенностей каждого вида искусства.

Широкое распространение в системе специального образования получило использование музыкальных средств воспитания. Во всех типах образовательных учреждений как в учебное, так и во внеучебное время существуют разные формы организации работы с детьми, основанные на использовании разнообразных му зыкальных средств.

Занятия оказывают положительное влияние на совершенство вание ритмико-мелодической стороны устной речи детей с нарушением зрения, развитие их слухового восприятия. Улучшение слуховой памяти учащихся в процессе обучения восприятию музыки помогает им в усвоении языка.

Музыкальная деятельность имеет место не только на занятиях, но и вне занятий, в культурно-досуговых формах работы (празд никах и развлечениях, тематических вечерах, концертах и др.).

Изобразительные средства выступают не только как богатей ший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов, но и как способ выражения своих чувств, впечат лений, эмоций, своего внутреннего мира.

Ручной труд как вид декоративно-прикладного искусства раз вивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, края, страны, знакомит с искусством художественных ремесел, расширяет кру гозор и речевой запас.

Художественно-речевая деятельность помогает детям с откло нениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, пре одолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, развивает способность чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова, духовно обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению.

Театрализованно-игровая деятельность. Основной язык теат рального искусства - действие, основные признаки - диалог и иг ра. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, так как игра и общение и для дошкольников, и для млад ших школьников, и для подростков - ведущая деятельность. Ве лики возможности этой деятельности в плане коррекционно-педагогического воздействия. Приобщение к миру театра позво ляет воспитывать положительные личностные качества, нравст венно-этические основы, развивать психические функции (внима ние, воображение, речь, память).

Использование средств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизации познаватель ных интересов, приобщению к духовной культуре, освоению раз личных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека с ограниченными возможностями, активному участию в общественной, культурной и досуговой деятельности в социаль ной среде.

Применение наглядности в системе специального образования не самоцель, а средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, понимания устного слова, сказанного педагогом. Особенностями применения наглядных средств в специальном образовании являются: во-первых, стремление к возможно боль шей естественности, натуральности предлагаемых для ознакомле ния и исследования объектов и предметов; во-вторых, наглядно-действенный характер знакомства и исследования предъявляемых предметов, объектов (ребенок по возможности должен получить максимально полную информацию об объекте, с использованием всех сохранных анализаторов, включая осязание, обоняние и вкус); в-третьих, воспринимаемые чувственно-наглядные образы, признаки предметов, явлений должны быть закреплены в слове.

Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения в специальном образовании является дидакти ческий материал. Это средство обучения предназначено для прак тической деятельности ребенка с расчетом на максимально воз можную степень самостоятельности. Его использование позволя ет детям легче усваивать учебный материал, он может быть по добран в наиболее полном соответствии с индивидуальными осо бенностями и возможностями каждого ребенка.

Дидактический материал, используемый в коррекционно-образовательном процессе, бывает предметным, изобразительным и словесным.

Применение предметного дидактического материала вызывает живой интерес и обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрои, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим, обеспечивает взаимосвязь умственной работы, практической деятельностью, а также формирование необходи мых умений и навыков, устойчивого произвольного внимания.

Применение изобразительного дидактического материала (рисунки, серии картинок, предметные карты) способ ствуют развитию наблюдательности и внимания, умению сравнивать, анализировать, выстраивать логическую последовательность.

Словесный дидактический материал развивает самостоятельность, обеспечивает выбор оптимального уровня сложности задания и темпа его выполнения, позволяет рационально организовать индивидуальную самостоятельную работу. Этот вид дидактического материала способствует развитию речи детей.

Достаточно широкое использование в системе специального образования получили технические  средства  обучения  (ТСО). Применение их играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития детей.

К ТСО относится аппаратура, предназначенная для более эф фективного и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого детьми материала. Использование ТСО позволяет: знакомить детей с окружающим миром во всем его многообразии, развитии; выделить в сложном отдельные компо ненты, раскрыть их взаимосвязь; обеспечивать наглядность обучения; создавать дейст венные мотивы к получению знаний, а также к использованию их в практической деятельности.

В ходе организации коррекционно-образовательного процесса используются разнообразные аудиовизуальные средства: кинофиль мы, диафильмы, кодопозитивы, диапозитивы и др.; а также сред ства, корригирующие проявления дефекта:  лупы, очки, монокуляры, и бинокуляры для детей с нарушениями зрения.

В обучении различных категорий лиц, имеющих особые образовательные потребности, все шире применяется новое мощное многообещающее средство - персональные компьютеры (ПК).

В отличие от массовой системы образования ПК является специальном образовании эффективным средством преодолении вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.

Так, компьютерные средства можно использовать для боле эффективного развития навыков чтения и письма, обучения математике, иностранному языку, в том числе и для развития коррекции психических процессов.

При обучении слепых используются компьютеры, оснащенные дополнительной специфической периферией: клавиатурой, позво ляющей при нажатии на клавишу с буквенным или цифровым обозначением услышать, какая клавиша нажата, и в случае обна ружения ошибки внести соответствующие исправления; печатаю щим устройством, выводящим текст по системе Брайля.

Опыт использования компьютерной техники в специальном образовании позволяет говорить о значительных положительных результатах, касающихся как учебной деятельности, так и кор рекции многих психофизических особенностей развития.


Список литературы

  1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарвоа Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-248с.
  2. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-400с.
  3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения.-М.: Издательство «Экзамен», 2006.-159с.
  4. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. - М.: Издательство "Город", 1998 - 56 с.