Консультация для педагогов. Тема: «Использование персонального компьютера в специальном образовании»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Белозерова Зинаида Владимировна

Консультация для педагогов.

Тема: «Использование персонального компьютера в специальном образовании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pk_v_spetsobrazovanii.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Тема: «Использование персонального компьютера в специальном образовании»

                                         

        


В ХХІ веке информационно-коммуникационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества. Информатизация государственного управления, экономической и социальной сфер, общественной и индивидуальной жизни граждан является необходимым условием, выполнение которого позволяет любой стране претендовать на достойное место в современной информационной цивилизации.

С каждым гoдoм в нaшей стрaне увеличивaется количество детей с различными нaрушениями развития, к ним относятся нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта, а также речевые патологии. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на получение образования, но далеко не всегда они имеют равные возможности для этого. Поэтому всё актуальнее становится проблема внедрения средств информационных компьютерных технологий в процесс коррекции нарушений и общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование специальных средств ИКТ позволяет снять основные ограничения, которые препятствуют получению образования детьми со слабым здоровьем: невозможность посещения школы, частые пропуски занятий по болезни, необходимость щадящего режима обучения, отсутствие специального педагогического подхода, информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе.

Создание педагогических условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств является одной из основных целей коррекционного обучения и воспитания. Использование современных информационных компьютерных технологий позволяет это сделать наиболее эффективно.


Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Персональный компьютер, ПК — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем, то есть для личного использования. К ПК условно можно отнести также и любой другой компьютер, используемый конкретным человеком в качестве своего личного компьютера. Подавляющее большинство людей используют в качестве ПК настольные и различные переносные компьютеры. Использование персонального компьютера так или иначе подразумевает использование компьютерных технологий.

Компьютерные (новые информационные) технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его качества и эффективности. 

Различают три варианта компьютерных технологий:

  • «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
  • основная – определяющая, наиболее значимая из использованных в данной технологии частей;
  • монотехнология – обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Компьютерные технологии открывают большие перспективы в специальном образовании.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых не всегда позволяет освоить образовательные программы вне специальных условий обучения, а использование современных информационных компьютерных технологий значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию школьников, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Поэтому одним из актуальных направлений развития специальной педагогики является разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей.     

Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна, можно выделить три основные сферы их использования в области образования лиц с ОПФР.

  • Компенсаторная сфера. Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и оптимизировать процесс получения знаний учащимися.
  • Дидактическая сфера. Способствуют оптимизации учебно-воспитательного процесса, стимулируют появление новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития.
  • Коммуникативная сфера. Облегчают процесс коммуникации, позволяют реализовать свои способности, содействуют расширению социальных связей.

Трудности на пути внедрения информационных технологий и пути их преодоления

Применение и использование современных информационных ресурсов сопряжено с определенными трудностями, одна из которых – функциональные ограничения учащихся.

К основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно отнести трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений; недостаточность контроля и координации произвольных движений; недостаточность вспомогательных функций рук; синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук;

У лиц с нарушениями слуха – сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков.
    У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей, знаков и символов и др.

У лиц с нарушениями зрения сложность или невозможность восприятия световых ощущений, формы, размера, очертаний и цвета визуального раздражителя.

Информационные технологии помогают решить наиболее острые проблемы современной коррекционной педагогики: разработку инструментов педагога для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание новых «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей специального образования; разработку новых способов качественной индивидуализации обучения; разработку специальных педагогических технологий нового типа на основе широкого применения компьютерного моделирования объектов и явлений в любых знаковых.формах».
    В качестве «обходного пути» к современным информационным ресурсам, информация для людей с нарушениями зрения представляется в слуховой и тактильной модальности (программы экранного чтения, речевые синтезаторы, тактильные дисплеи с брайлевской строкой, средства вывода рельефно-графической информации), для людей с ослабленным зрением предназначены технологии экранного увеличения. В сурдопедагогике и логопедии информационные ресурсы используются для формирования и коррекции произносительной стороны речи. Существуют также информационные ресурсы, предназначенные для коррекции развития психических функций при обучении детей с ОПФР математике, чтению, письму.

Преимущества компьютерных технологий

Дети с ОВЗ, не имеющие возможности обучаться в обычных учебных заведениях, обучаются дистанционно, здесь им на помощь приходят компьютерные технологии.

В этом направлении ведутся различные разработки.

Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики. 

Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация, так называемый «Экранный чтец».

Компьютерные технологии разработаны также для людей с заиканием, алалией, афазией, дислексией и дисграфией и, дислалией, дизартрией, ринолалией и др.

Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь, учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.

Специальные компьютерные программы для детей с ОВЗ

Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» созданного в 1998 году в Санкт-Петербурге. Данная технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка.

Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речевых нарушений различной степени тяжести.

При коррекции произносительной стороны речи у детей с заиканием создана специализированная компьютерная программа развития речи «Демосфен». Работа с системой «Демосфен» направлена на выработку визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей в центральной нервной системе, позволяющих сознательно контролировать темп, ритм и эмоционально-интонационную окраску речи в ситуациях общения. Визуализация речевых компонентов в данной программе производится в виде открывающихся в процессе речи картинок, анимационного движения автомобиля, аудиограммы.

Очень распространенной программой в логопедии является коррекционная программа «Игры для Тигры» (2008г.). Данная программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения (дизартрия, дислалия, ринолалия, заикание, а также вторичные речевые нарушения при сенсорных и интеллектуальных нарушениях). Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка, построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой и увидеть успехи ребенка.

Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создаётся проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы.

Для глухих и слабослышащих детей предназначена программа «Видимая речь». Данная программа разрабатывалась с 1991 года в Институте коррекционной педагогики. Программа позволяет проводить с ребенком индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, по развитию устной речи, а также помогает контролировать и демонстрировать ребенку изменения произносительных навыков.

Для детей с сенсорными нарушениями была разработана программа «Мир за твоим окном». Она адресована детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения развития познавательных психических процессов (проблемы речевого характера, сложности анализа, систематизации, обобщения представлений и впечатлений об окружающем мире). Программы «Видимая речь» и «Мир за твоим окном» были адаптированы в Институте коррекционной педагогики г. Москва для использования в работе с подростками, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости.

Современные технологии не стоят на месте, а постоянно совершенствуются, появляются новые компьютерные программы, облегчающие процесс обучения детям с ОВЗ.

Разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей – это одно из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Доказано, что использование ПК на уроках дает высокие результаты, развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность. У учеников вырабатывается довольно устойчивый интерес к занятиям в компьютерном классе, меньше рассеивается внимание, т.к. существует обратная связь компьютера с обучаемым. Ребятам нравится непринужденность обстановки, общение с компьютером, возможность работать группами и индивидуально, возможность повторить программу, если что-то не получается.

Наглядность материала повышает его усвоение школьниками, так как задействованы все каналы восприятия информации учащимися – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций, интерактивных досок целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока, это позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, а также облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Например, при работе с онлайн досками IDroo или Twiddla дети становятся активными участниками урока, с увлечением и интересом работают на уроке, видят плоды своего труда и могут их оценить.

Вывод: При помощи компьютерных технологий можно совершить виртуальную экскурсию в музей, пройти контрольное тестирование, сделать эффектную презентацию, таблицу, график и не только. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.


За компьютерными технологиями будущее. Уже сегодня компьютер нашел применение практически во всех областях деятельности человека, и владение им становится неотъемлемой чертой культурного человека. Поэтому перспективным направлением является не только использование компьютеров в обучении учащихся, но и овладение самими учащимися навыками информационных пользователей, что откроет перед ними перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, расширению сфер будущей трудовой деятельности, жизнеспособности.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3.

2. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Дефектология. – 1997. – № 4.

3. Материалы республиканского практического семинара «Современные информационные технологии как средство создания среды для развития личности ребенка с особенностями психофизического развития», 2007.

4. Новое техническое решение в помощь детям с нарушенным слухом / Н.Д. Шматко, С.А. Лузгин, Т.Б. Ясинская // Дефектология : научно-методический журнал : издается с 1969 года / ред. Н.Н. Малофеев, И.А. Коробейников. – 2012. – № 3 . – С. 90-92

5. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.А.Никольская. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 144 с.

6. Селюкова Е.А., Герасимова В.Н., Ильядис С.А. Система воспитания и обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.) – Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011.

7. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития: учеб.- метод. пособие / сост. Н.В. Савенок М.Н..: АПО, 2006.

8. Швед М. В. Информационное обеспечение педагогических технологий в интегрированном обучении. Электронный ресурс.

9. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор. Электронный ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

     В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационн...

Консультация – для педагогов Тема: Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению детей рассказыванию

Консультация – для педагоговТема: Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению детей рассказыванию...

Консультация для педагогов по использованию интерактивных технологий в дошкольном образовании

Актуальность использования интерактивных технологий в дошкольном образовании вызвана возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, в том числе и к уровню подготовки детей к обучению в шк...

Консультации для педагогов. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ»

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обуч...

Консультация для педагогов Тема: «Использование проектного метода в нравственно- патриотическом воспитании младших дошкольников»

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается  добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовь...