Комплексы дыхательной гимнастики
картотека (старшая группа)

Представлены комплексы дыхательных упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексы дыхательной гимнастики

№1

Послушаем свое дыхание

Цель: Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п. – стоя, сидя, лежа (как удобно). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют :

  • Куда попадает воздушная струя и откуда выходит
  • Какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно)
  • Какое дыхание : поверхностное (легкое) или глубокое
  • Какова частота дыхания : часто происходит вздох – выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой)
  • Тихое, неслышное дыхание или шумное.

Можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим  тихо, спокойно и плавно

Цель: Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения, регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п. – стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, медленным вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный вдох через нос (повт. 5 -10 раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель: Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п. – стоя, сидя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. И всей ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиваем диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

3 – 4. то же другими ноздрями.

Повторить 3 – 6 раз.

Примечание : После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6 – 10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного  и переходить на глубокий.

Воздушный шар  (дышим животом – нижнее дыхание)

Цель: Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуть, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка : на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1. медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается как круглый шар.

2. медленный, плавный вдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4 – 10 раз.

Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель: Учить детей укреплять межреберное мышцы, концентрировать свое внимание на их движения, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

И.п. – лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и концентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный вдох , сжимая руками  ребра грудной клетки.

1.медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание  грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2.на выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается 2 – мя руками в нижней части ребер.

Примечание: Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторять 6 – 10 раз.

 

Воздушный шар поднимается вверх

Цель: Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

И.п. – лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4 – 8 раз.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель: Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех органах.

И.п. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный вдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. сделать полный вдох, выпячивая в себя живот и ребра, грудную клетку

2. задержать дыхание на 3 – 4 секунды.

3.сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3 – 4 раза.

Примечание: Упражнение не только великолепно очищает легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель: та же.

И.п. – стоя или в движении.

1. сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны

2. задержать дыхание на 3 – 4 секунды.

3. растягивать губы в улыбке, произносить звук «С», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи : одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3 – 4 раза.

Повторить 3 – 5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно»

№2

Цель: укрепить носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

Все упражнения выполняются стоя или в движении.

Подыши одной ноздрей

Повторить упражнение из комплекса №1, с меньшей дозировкой.

 Ежик  

 

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом : короткий, шумный (как ежик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются). Выдох мягкий, произвольный через полуоткрытые губы.

Губы «Трубочкой»

  1. полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
  2. губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
  3. сделать глотательное движение (как бы глотать воздух)
  4. пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Ушки  

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Вдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

Пускаем мыльные пузыри  

  1. при наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
  2. поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
  3. не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
  4. выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

Язык «трубкой»  

  1. губы сложены «трубкой», как при произношении звука «О», язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
  2. медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
  3. закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 секунд.
  4. поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8 раз.

Нанос  

  1. руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
  2. выполнять наклоны вперед - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов)
  3. выдох произвольный.

Повторить 3-5 раз.

Примечание: Повторить 3 раза упражнение , затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

№3

Проводится в игровой форме.

Ветер на планете

Повторить упражнение «Ветер» из комплекса №1.

Планета «Сат-Нам» - отзовись!

Цель: Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

И.п. – сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки поняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-Нам»

Повторить 3-5 раз.

Примечание: «Сат» - произносить резко, как свист, пожимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» - произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Цикл дыхания : выдох «сан» - пауза – вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища : ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи, «нам» все расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат-Нам», взрослый говорит «Позывные принял!»

На планете дышится тихо, спокойно и плавно  

Повтор упражнения из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

Инопланетяне  

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета Сат-Нам» - отзовись!

Разница в выполнении : напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И.п. – 3-4 раза из положения на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т.д.

  1. спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
  2. медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
  3. задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая : «Я сильный (ая) ».
  4. спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики

В процессе воспитательно-образовательных процессов в детском саду в своей коррекционной группе мы проводим комплексы дыхательной гимнастики  с целью укрепления здоровья....

Консультация для педагоговМетодика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей.

Методика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей....

Комплексы дыхательной гимнастики

Комплексы дыхательной гимнастики...

Комплексы дыхательной гимнастики

Комплексы дыхательной гимнастики...

Комплексы дыхательной гимнастики

данный материал   предназначен для педагогов и родителей....

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...