Картотека подвижных игр для детей с нарушением осанки
картотека (средняя группа)

Ефименко Иоланта Витаутовна

В детском возрасте, как правило, отличаются подвижностью и активностью в восприятии окружающего мира. Они с удовольствием занимаются подвижными играми и находятся в постоянном движении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osanka_podv.igry_.docx372.92 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр для детей с нарушением осанки

В детском возрасте, как правило, отличаются подвижностью и активностью в восприятии окружающего мира. Они с удовольствием занимаются подвижными играми и находятся в постоянном движении. Если при выборе игр ориентироваться на те, которые формируют правильную осанку, то это будет приносить двойную пользу. Ведь здоровый ребенок - это счастливый ребенок. Даже если ваш ребенок здоров, профилактические игры помогут сохранить и укрепить осанку. Особенное значение эти игры имеют для тех, кто собирается в школу. Ведь ребенку придется подолгу пребывать в сидячем положении. Тут как нельзя кстати будут всевозможные подвижные игры и разминки. Даже играя с ребенком, можно заботиться о его здоровье.

Игры для формирования хорошей осанки выполняют в положении лежа, стоя, а также на четвереньках. Для занятий рекомендуется подбирать игры, воздействующие на различные группы мышц и выполняемые из различных исходных положений. Это позволяет избежать чрезмерной нагрузки на одну группу мышц.

1. Игра "Меткий бросок".

Цель: Укрепление мышц плечевого пояса, формирование правильной осанки, развитие глазомера. Рекомендуемый возраст 3-7 лет.

На расстоянии 2м ставиться корзина или коробка (корзину лучше повесить чуть выше головы). Игроки по очереди подходят к корзине и бросают мяч в цель. Бросок совершают двумя руками из-за головы. Выигрывает тот, у кого больше попаданий.

2. Игра "Дерево".

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки. Рекомендуемый возраст - 3-4 года.

Предложите малышу помочь семечку превратить в большое крепкое дерево. Для этого, сидя на корточках, обхватывает руками колени, прячет в них голову. Ведущий говорит: "Упало семечко осенью в землю, перезимовало там, а с первыми весенними лучами проклюнулось и потянулось к солнцу". После этих слов малыш медленно поднимается на ноги, выпрямляет туловище и выпрямляет руки вверх. Полностью распрямившись, ребенок напрягает тело и тянется как можно выше. Повторить 5-6 раз.

3. Игра "Канатоходцы".

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Рекомендуемый возраст - 4-7 лет.

На полу раскладывается веревка - это цирковой кант. Дети - канатоходцы. От них требуется пройти по канату и не упасть. Для этого они должны принять правильную осанку - расправить плечи, подтянуть живот, голову слегка приподнять, для равновесия развести руки в стороны. Ведущий при этом может читать стихи:

Мы ребята - акробаты,

Смело ходим по канату,

Прямо, боком, с поворотом,

И, закрыв глаза, с подскоком.

Чтобы делать это ловко,

Нам нужна всем тренировка.

Дети ходят по веревке прямо, потом боком, приставным шагом. Можно усложнить игру, если ребята будут дополнительно носить на голове груз в виде мешочка с песком.

4. Игра "Передай мячик"

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки. Рекомендуемый возраст 3-5 лет.

Одновременно в игре могут участвовать от 3 до 10 человек. Дети садятся на скамейку и принимают исходное положение: спина прямая, плечи разведены, руки согнуты в локтях. Сохраняя такое положение рук и прямую спину, дети передают мяч из одного конца ряда в другой. Проигравшим становится тот, кто либо уронит мяч, либо изменит исходное положение.

5. Игра "Щука"

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки. Рекомендуемый возраст 3-6 лет.

Участвует от 2 до 10 человек. Один игрок изображает щуку. Он должен охотиться на остальных - "мальков". Щука бегает за другими рыбками. Если она ловит малька, коснувшись его рукой - он сам становится щукой. Для того чтобы спастись от такой участи у ребенка только один выход: в тот момент, когда приближается щука, спрятаться в "домике" - встать прямо, вытянувшись, ноги вместе , руки подняты вверх, ладони сложены.

6. Игра: "Серсо"

Цель: укрепление мышечного корсета, развитие координации движений, ловкости, глазомера. Рекомендуемый возраст 5-7 лет.

Одному игроку дается кольцо, другому палка. Участники встают на расстояние 2-3 метра друг от друга. Игрок с кольцами бросает их в сторону другого игрока, а тому нужно поймать их на палку. Когда игра будет усвоена, расстояние между игроками можно увеличить до 4 метров. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся кольца. Итоги подводятся по количеству пойманных колец, потом игроки меняются местами.

7. Игра "Самолетик"

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Рекомендуемый возраст 2-3 лет.

Ребенок наклоняется вперед, разводя руки в стороны, изображая самолет. Взрослый кладет ему на спину небольшую мягкую игрушку и предлагает доставить ее в аэропорт. Если играют много детей, то можно устроить состязание, кто "долетит" быстрее. Главное, чтобы игрушки не упали со спины. Во время выполнения задания, необходимо следить за тем, что бы голова ребенка была приподнята, а спина оставалась прямой.



Игры для детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Главный недуг — повышение тонуса мышц, спастика, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению двигательной деятельности — ходьбы и бега. Следствием этого является ограничение возможностей передвижения, что влечет за собой нарушения функций дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т.д.

Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции.

«Быстрый и ловкий»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.

Играют от трех пар, состоящих из взрослого и ребенка.

Инвентарь: 6—8 стульев.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, плотно один к другому, сиденьями внутрь, на них садятся участники игры. Половина детей — половина взрослых. Водящий встает в середину круга. Его стул свободный. По сигналу водящий старается сесть на этот стул, но сидящие перемещаются вправо или влево и мешают ему найти свободное место. Игрок, не успевший передвинуться на соседний стул, сменяет водящего, и игра продолжается.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.

«Вокруг стульев»

Цель: развитие быстроты реакции и движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: два стула, шнур длиною 3,5—4 метра.

Инструкция. Стулья ставят спинками кдруг другу на расстоянии 6—8 шагов. На них садится пара играющих. По сигналу оба встают и начинают передвижение вправо (влево), вокруг противоположного стула. Кто первый сядет на свой стул, тот победитель.

                                                             

 

                                                         

Варианты

1. Игровое задание можно усложнить — написать мелом на полу свое имя, завязать бантик из подвешенной ленточки, бросить мяч в цель, выдернуть первым шнур, протянутый под стульями, и т. д.

2. На каждом стуле может сидеть ребенок вместе с мамой, тогда соревнование проводится пара на пару, и все действия выполняются вдвоем.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.

«Кто быстрей»

Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений.

Количество игроков должно быть четным.

Инвентарь: 6 метров веревки, две палочки, лента.

Инструкция. К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цветную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую — второй. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит его до середины.

Методические указания. Если играют несколько пар детей, игру можно продолжать до тех пор, пока не будет выявлен один, самый ловкий, игрок.

«Мяч по кругу»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков — 5—15.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые номера — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2—3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

                                                            

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.

«Продвинь дальше»

Цель: та же, что и в предыдущей игре.

Количество игроков может быть любым, но только четным.

Инвентарь: кубик, мяч.

Инструкция. Играют по два участника. Перед каждым из них на расстоянии одного метра стоит небольшой кубик. Необходимо прокатить мяч к кубику так, чтобы тот продвинулся вперед. Игрокам дастся пять попыток. У кого кубик в конце игры будет продвинут дальше, тот и победил.

Методические указания. Такие малоподвижные игры желательно включать после активных игр для восстановления сил.

«Горячий мяч»

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.

Варианты

1. По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.

2. При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям об осанке.

«Веселый мяч»

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:

Ты катись, веселый мяч,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мяч,

                                                     

          Тот исполнит песню нам.

Методические указания. Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.

«Запрещенное движение»

Цель: развитие внимания, координации движений и пространственного ориентирования.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Игра выполняется в исходном положении лежа. Педагог обозначает «Запрещенное движение», так, например, фитбол в руках, опущенных вниз. Дети повторяют все движения преподавателя, кроме «запрещенного». Выбывают из игры тс, кто ошибся, остается один выигравший ребенок.

«Ладушки»

Цель: развитие мелкой моторики, равновесия, координации движений, внимания. Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети сидят на фитболах парами, напротив друг друга. По команде педагога то одновременно, то попеременно соприкасаются с ладонями партнера.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям о правильной осанке.

 


 Подвижные игры для детей с нарушением осанки

 «Море волнуется» – дети свободно передвигаются по залу, произнося: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри», после чего каждый из играющих принимает любую позу в исходном положении стоя, сидя, лежа с правильной осанкой и самовытяжением (рис. 1).C:\Users\Валентина\Desktop\фото для пособ\игры\DSCN0685.JPG

Рис. 1

«Не расплескай воду». И.п. – стоя, ноги вместе. Руками палка удерживается на лопатках (коромысло). Ребенок представляет, что необходимо зачерпнуть ведрами воду из колодца и донести ее до дома. Наклон в правую, а затем в левую сторону (импровизация зачерпывания воды). Гордой, легкой походкой он передвигается с коромыслом по залу (рис. 2).C:\Users\Валентина\Desktop\фото для пособ\игры\DSCN0692.JPG

Рис. 2

«Тише едешь – дальше будешь»  после этих

слов, когда водящий отворачивается, нужно остановиться, держа руки в положении «крылышек» (рис. 3). C:\Users\Валентина\Desktop\фото для пособ\игры\DSCN0688.JPG

Рис. 3

«Пятнашки» – мешочки с песком на голове (условие – во время игры не уронить мешочек) (рис. 4).

Рис.4C:\Users\Валентина\Desktop\фото для пособ\игры\DSCN0696.JPG

«Горячий мяч» – лежа на животе в кругу, руки в «крылышки», разогнув верхнюю часть спины, не касаясь локтями пола, передавать двумя руками мяч, откатывая его любому из играющих и возвращаясь в и.п.

«Пятнашки» в коленно-кистевом положении.

«Гимнастика для ежика» – в положении «лежа на спине» ребенок поднимает руки за голову, максимально вытягивается и говорит: «Ежик вытянулся». Затем, поднимая верхнюю часть туловища, ребенок переносит ее к коленям, т.е. группируется, обхватывая руками колени, и произносит: «Я как ежик свернулся». Повторить 5–6 раз (рис. 5).C:\Users\Валентина\Desktop\фото для пособ\игры\DSCN0713.JPG

Рис. 5

«Охотники и утки» – все играющие делятся на две команды. Одна команда – охотники, другая – утки. У охотников мячи, которыми они «стреляют» в уток, утки разбегаются, увертываются от мяча (рис. 6).C:\Users\Валентина\Desktop\фото для пособ\игры\DSCN0717.JPG

Рис. 6

«Лягушки и цапля» – лягушки прыгают по лугу в положении на четвереньках. По сигналу «Цапля идет!» все замирают в той позе, в которой их застал сигнал. Цапля шагает между лягушками, высоко поднимая ноги и сохраняя правильную осанку. Пошевелившуюся лягушку цапля пятнает, эта лягушка тоже становится цаплей. Веселье на лугу 
возобновляется до следующего сигнала 
(рис. 7).C:\Users\Валентина\Desktop\фото для пособ\игры\DSCN0737.JPG

Рис. 7

«Выше земли» – по сигналу все дети, бегающие по залу, должны найти себе место «выше земли» (на скамейке, гимнастической стенке, стуле и пр.), сохраняя при этом правильную осанку. Водящий пятнает того, кто не успел занять место «выше земли».

«Восточный официант»  педагог показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку, положить мешочек с песком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста

В статье  раскрыта актуальность проблемы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста и предупреждение дефектов осанки. Анализ литературы по этой проблеме.Роль подвижных игр на форм...

Картотека подвижных игр для детей с нарушением осанки, сколиозом и плоскостопием.

Комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия, формирования осанки и исправлоения сколиоза....

Картотека подвижных игр для детей с нарушением слуха

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психическ...

Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения

Картотека подвижных игр малой и большой подвижностижности для детей с нарушением зрения....

Картотека подвижных игр для детей с нарушением осанки, сколиозом и плоскостопием.

1. «Филины и вороны» (4 — 7 лет). Инструктор предлагает детям принять исходное положение, сидя на пятках, ладони на бедрах, спина прямая, плечи слегка отведены назад, глаза зак...

Картотека подвижных игр для детей с нарушением интеллекта

Картотека "Подвижные игры для детей с нарушением интеллекта"...

Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения.

Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения....