Здоровьесберегающая технология "Игровой массаж"
методическая разработка (старшая группа)

Кононова Любовь Николаевна

Здоровьесберегающая технология "Игровой массаж"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кононова Любовь Николаевна, воспитатель, МБДОУ д/с №26, 2-11-82

«Использование здоровьесберегающей технологии «Игровой массаж» в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

        «Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда»

Китайская пословица

1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера.

На педсовете мной был представлен опыт и результаты применения здоровьесберегающее технологии «Игровой массаж».

Представленный опыт получил положительный отклик коллег, которые приняли решение внедрить использование данной технологии в своих группах. Представленный опыт подтвердил, что игровой массаж можно включать в индивидуальную и подгрупповую совместную так и в самостоятельную деятельность с детьми, проводить в любое время дня (после утренней зарядки, во время игры, после сна), в любой удобной позе, 2 – 3 раза в день.

На сегодняшний день творческая группа подобрала и составила картотеку игрового массажа с использованием стихов (по А.Уманской, М.Картушиной, А. Галановой), записали аудио диск по методике Сергея и Екатерины Железновых.

Для родителей часто болеющих детей проведена консультация, разработаны памятки и проведен мастер – класс по использованию игрового массажа дома.

Совместно с родителями воспитатели обогащают физкультурные центры, приобретают оборудование для массажа.

1.4. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

Учебный год

Количество часто болеющих детей в группе

Человек

%

2013 – 2014

8

40

2014 – 2015

5

25

2015 – 2016

5

25

В 2013 – 2014 учебном году количество часто болеющих детей в группе составило 8 человек. В 2014 – 2015 учебном году число детей входящих, в группу часто болеющих сократилось на 15 %, а на сегодняшний день можно увидеть, что количество детей не изменилось, осталось на уровне 2015 – 2016 учебного года, что говорит о правильном направлении использования выбранной здоровьесберегающей технологии, как одной из составляющих физкультурно-оздоровительной работы.

1. Организационный момент.

Встреча и размещение участников.

2.Целевые установки. Содержание мастер-класса.

-Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса – «Использование элементов здоровьесберегающей технологии «Игровой массаж» в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Сегодня мы познакомим вас с разными видами игрового массажа, а в процессе практической деятельности кто не был знаком освоит азы данной технологии, а те, кому она знакома, сегодняшнее занятие поможет использовать в своей работе элементы нетрадиционной технологии для оздоровления детей.

II. Теоретическо - демонстрационная часть.

Итак, мы начинаем.

Цели в работе с детьми при применении данной технологии:

-сохранение и укрепление психического и физического здоровья, снятие  физического напряжения, нормализация эмоционального состояния детей, мышечного тонуса общей и мелкой моторики;

-формирование у дошкольников навыка оздоровления.

Задачи:

-развитие речи детей, формирование слухового восприятия, коммуникативной сферы, интонационной, темпо - ритмической и эмоциональной выразительности;

-стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания, знание названий пальцев, развитие движений рук с различными предметами;

-формирование работоспособности, усидчивости, развитие психических функций: мышления, воображения, внимания, памяти, пространственного восприятия (понятий «правая - левая рука» и т.д.);

-формирование положительных эмоций и взаимоотношений между детьми (дружелюбие, взаимопомощь), воспитание организованности, настойчивости, выдержки, умений выполнять правила игры.

Предлагаем вам просмотреть ролик с элементами данной технологии, которую мы используем в повседневной работе с детьми. 

ВИДЕО

Элементом здоровьесберегающей технологии является игра, которая выполняет две главные функции: 

-развлекательную и мотивационную (ради удовольствия детей от самого процесса, и с целью пробудить интерес к данной деятельности);    

-социально – коммуникативную (включение дошкольников в систему отношений, усвоение норм взаимодействия, управление которыми осуществляется через целенаправленно -  организованную коммуникацию). 

Принципы построения работы по обучению игровому массажу:

-игровая мотивация;

-от простого к сложному;

-учет индивидуального темпа детей;

-использования заданий на разных уровнях сложности:

*по подражанию,

*образцу,

*речевой инструкции;

*самостоятельное использование;

-использование аутокоманд (ребенок проговаривает все, что делает, в том числе помогает себе речевыми командами).

Продолжительность занятий в зависимости от возраста может составлять от 5 до 30 минут в день. От занятия к занятию увеличивать время и сложность.

Материалы, применяемые в работе:

Специализированные физкультурно-оздоровительные пособия:

-шарики Су-Джок, пружинки, массажные мячи разных размеров, различные массажёры, эспандеры.

Природный материал:

-грецкие орехи, горох, фасоль, сосновые, еловые, шишки.

Нетрадиционное оборудование:

-щётки, мочалки, шестигранные карандаши, коврики "Травка", веревка, бельевые прищепки и др.

2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает воспитатель, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самостоятельному выполнению.

Выполнение упражнений лучше сопровождать стихами или счетом. На начальном этапе используется от 3 до 5 упражнений, затем 5-7. После упражнений дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.

При проведении массажа обучаем детей не надавливать с силой на указанные зоны, а массировать их мягкими движениями, слегка надавливая или легко поглаживая. При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы:

-легкое вытягивание каждого пальца и надавливание на него;

-растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

При массаже других частей тела используем приемы:

-поглаживание,

-растирание,

-разминание,

- легкое поколачивание.

Противопоказания:

- гнойничковые и грибковые заболевания кожи у выполняемого или ребенка;

- гематомы на массируемом участке тела;

- активная форма туберкулеза;

- болезни крови и капилляров;

- тромбоз сосудов;

- острая крапивница, отек Квинке в анамнезе;

- онкологические заболевания;

- инфекционные раны;

- фурункулез;

- ОРЗ;

- гиперчувствительность;

- эпилепсия;

- если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления.

3-й шаг. Имитационная игра.

3.1.        Учитель-Мастер проводит совместную деятельность со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с воспитанниками.

        Ознакомление и самостоятельное выполнение слушателями следующих  видов массажа.

Аурикулярный массаж

Большинство ученых представляют аурикулу, как эмбрион человека в перевернутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).

Несложность выполнения, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить этот метод массажа в работу с детьми. Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Такой массаж (в том числе и самомассаж) можно применять ежедневно и всю жизнь, причем делать его можно в течение дня несколько раз. Обе ушные раковины массируют одновременно указательными и большими пальцами, в положении лежа или сидя. Массаж следует продолжать до покраснения ушной раковины и появления в ней ощущения тепла (5 – 7 минут).

Предлагаем выполнить массаж вместе с нами.

Взяли ушки за макушки     Потянули…

Пощипали…

Вниз до мочек добежали.        

Мочки надо пощипать:        

Пальцами скорей размять…

Вверх по ушкам проведём  

И к макушкам вновь придём.

(большим и указательным пальцами с обеих сторон)                         (несильно потянуть вверх)

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

(пощипывание в такт речи)

(приятным движением разминаем между пальцами) (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

указательным пальцами)

Массаж  кистей рук

На кисти руки расположены рефлексогенные зоны:

-позвоночника;

-верхних лимфатических путей;

-области головы;

-головного мозга;

-полости черепа.

Регулярный массаж этих зон улучшает кровообращение в области головы. Они помогают устранить невнимание и нервозность.

Аудио пособие из серии "Музыка с мамой", разработанные по уникальной авторской методике Сергея и Екатерины Железновых, уже успели полюбиться многим заботливым родителям. Используются педагогами ведущих детских центров Москвы и других городов России, ближнего и дальнего зарубежья.   

Стихи и песенки для игрового массажа  очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать.  Игровой массаж можно проводить с 12 месяцев. Он обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы  музыки.

При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.

Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи,  уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется.  Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает  терпение и чувство юмора, способствует развитию фантазии детей.  Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.  

Предлагаем выполнить массаж вместе с нами. (Зонтик, Ладошка, Пальчики - 1 растираем, 2 покручиваем, 3 сжимаем, 4 нажимаем на подушечки, встряхнуть)

Дети выполняют упражнения самомассажа с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру. Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Детям очень нравится, они с удовольствием выполняют упражнения, а также используют его в свободной деятельности.

4-й шаг. Моделирование.

Предлагаем участникам разделиться на 4 подгруппы по 3 человека.

Каждой подгруппе предлагается карточка – задание, содержащая игровой массаж, к которому они должны подобрать необходимое оборудование, с помощью которого демонстрируют предложенный массаж остальным участникам.

Варианты игрового массажа:

1. «Все узлы переберу»

Я хватаюсь за верёвку

Правой ловко, левой ловко.

За узлы её беру

И играю поутру.

Каждой подгруппе предлагается ответить на вопрос: «Имеет ли данный игровой массаж варианты использования другого оборудования, какого?».

Чувство ритма и координацию движений хорошо развивает ритмичный перехват узлов, завязанных на веревке натянутой горизонтально или связанной в кольцо.

2. «Котенок»

Кусается сильно котёнок – глупыш,

он думает: это не палец, а мышь (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

 а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Каждой подгруппе предлагается ответить на вопрос: «Имеет ли данный игровой массаж варианты использования другого оборудования, какого?».

3. «Кольцо»

Я сожму свое кольцо

Буду сильным молодцом

Буду младшим помогать,

Буду слабых защищать.

Крутят пальчики колечко,

Едем к маме на крылечко.

Каждой подгруппе предлагается ответить на вопрос: «Имеет ли данный игровой массаж варианты использования другого оборудования, какого?».

4. «Колючка»

Этот шарик непростой,

Он колючий, вот какой.      

Будем с шариком играть,

Своим ручкам помогать.

Раз катаем, два катаем         

И ладошки согреваем.

В ручку правую возьмём,      
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

В ручку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.                                                              

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

Есть у нас на них горошки?

Потрясём свои ладошки. 

Каждой подгруппе предлагается ответить на вопрос: «Имеет ли данный игровой массаж варианты использования другого оборудования, какого?».

4.2.        Обсуждение авторских моделей занятия.

Каждой подгруппе предлагается ответить на вопрос: «Имеет ли данный игровой массаж варианты использования другого оборудования, какого?».

5-й шаг. Рефлексия.

Литература

  1. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий/авт.-сост. М.А.Павлова, М.В.Лысогорская, канд.психол.наук.-Волгоград:Учитель, 2014.
  2. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников/авт.-сост.Л.Н.Волошина, Е.В. Гавришова, Н.М. Елецкая, Т.В.Курилова.-Волгоград:Учитель, 2013.

Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. Москва. Сфера.2004.

  1. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Москва. Сфера.2005.
  2. Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ.-СПб.:ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012.
  3. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост.О.Н.Арсеневская.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии Данный материал может быть использован при проведении консультаций с родителями, педагогами. Слайды использузуются при проведении самомассажа с детьми Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от ар

Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от арабского слова масс – касаться. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж является одни...

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)...

Мастер-класс. «Применение здоровьесберегающей методики - массажа БАТ на занятиях (с использованием нестандартных пособий).

Цель применения методики: активизировать работу по укреплению здоровья детей, поднятию их жизненного тонуса; учить ребят выполнять упражнения массажа БАТ в игровой форме с применением нестандартных по...

Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...

Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж

Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж...