мастер класс для педагогов: "Такие разные мячи"
методическая разработка (старшая группа)

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мяча в работе с детьми. познакомить участиников  мастер - класса с методами и приемами использования мяча в различных образовательных областях. заботиться об укреплении физического и психического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_zhavoronkova_n.v.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс на тему «Такие разные мячи»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мяча в работе с детьми.

Задачи: познакомить участников мастер-класса с эффективными методами и приемами использования мяча в различных образовательных областях образовательного процесса. Заботиться о сохранении и укреплении  физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, удовлетворять потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.

Вызвать интерес к многообразию мячей, познакомить с подвижными играми с мячом, применять полученные знания в своей работе.

Оборудование: мячи, изготовленные из различных материалов: тряпичный, металлический, деревянный, массажный, стеклянный, пластмассовый,  бумажный, из пластилина.

Схема – карта «школа мяча», макет игры: «Задуй мяч в лунку», макет: «футбольное поле», 2 картинки животных, 2 трубочки для коктейля, альбом с фотографиями на тему: «как я играю с мячом дома», картинки: «правила безопасности при игре с мячом», «чудесный мешочек». Листы цветной бумаги квадратной формы  по кол-ву участников. Несколько магнитиков.

Загадка:

Он лежать совсем не хочет,

Если бросишь, он подскочит,

Чуть ударишь, сразу вскачь,

ну, конечно, это мяч!

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Такие разные мячи» Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер-класса. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.

Мяч - одна из самых древних  и любимых игрушек. Слово мяч произошло от слова «мягкий», «мякиш», т е мягкий шар. Придумали его много лет назад. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с ним. Известно, что мяч за свою историю существования претерпел много изменений. В старые времена его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти шкуры  животных.  Дети играли мячами из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, бубенчики, получался одновременно и мячик и погремушка. Материалы для мячей использовались разные. Зато форма всегда была одинаковая — круглая.  Современные мячи различаются по размерам и назначению. Разные мячи применяются для игры в волейбол, баскетбол, футбол, теннис, водное поло, регби и другие игры.

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. В этом возрасте  формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка.

На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Движения с мячом развивают глазомер, координацию движений развивают кисти руки, а, следовательно, и  совершенствуют кору головного мозга. Чем больше сигналов поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие.  Особо важное значение имеют игры, в которых действия с мячом сопровождаются словами. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняют разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подбрасывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Игры с мячом влияют и на нравственное воспитание ребенка: повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля, решительность;

Ход: - А сейчас я приведу примеры, как использовать мяч в различных образовательных областях. Образовательная область «Физическое развитие» интегрируется с  другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие».

Речевое развитие.

Можно назвать много речевых игр с мячом, когда дети, стоя в кругу, бросают друг другу мяч и при этом выполняют задания. Например,

  • «Назови, что бывает круглым»,
  •  «Мяч бросай и виды спорта называй»,
  •  «Подскажи словечко» и др.

Игра «Опиши мяч». Обращаю внимание на разнообразные мячи и задаю вопросы: «Из какого материала сделан мяч? Мяч какой?» (из дерева - деревянный, тряпичный, металлический, массажный, стеклянный, пластмассовый, бумажный, из пластилина).  

 «Узнай мяч по описанию» - учить составлять описательные рассказы, обогащать словарь новыми прилагательными (участник называет признаки и назначения мяча, остальные отгадывают, о каком мяче загадка).

«Назови, что можно делать с мячом?» - в руках у инструктора резиновый мяч, педагоги называют действия с мячом.

Познавательное развитие 

Рассказываем детям об истории развития мяча, о том, как он используется в современном мире, показываем возможности его использования, знакомим с играми и упражнениями. Для этого смотрим с детьми познавательные видеофильмы, создаем соответствующие презентации, играем в игры:

Дидактическая игра: «Угадай на ощупь». Цель: способствовать  развитию образной памяти, воображения и мышления, тактильные ощущения (не заглядывая в мешочек, определить из какого материала  сделан мяч).

Ориентировка на плоскости. Хотите поиграть в футбол?

Дидактическая игра «Мяч на поле» (использовать макет Футбольного поля,  Выполните задание:

Положите мяч в центр поля,

мяч отправляется в левый верхний угол

Гол! Мяч в правых воротах!

Мяч в правом нижнем углу!

Гол! Мяч в левых воротах!

Мяч в левом нижнем углу!

Социально-коммуникативное

«Правила  безопасности при игре с мячом» (показ картинок)

1. Не играйте с мячом возле окон, витрин магазинов.  Почему? (мяч может их  разбить)

2Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!

3. Нельзя играть в мяч, если на улице грязь и лужи. Можно испачкать свою одежду, окружающих!

4Нельзя бросать мяч в лицо и голову людей. Почему? Человек может получить серьезную травму!

5. Не играй с мячом около водоема, реки! Почему? От удара мяч может упасть в воду, его унесет течением!

Физическое развитие 

Фотовыставка (альбом) «Как я играю с мячом дома» - помочь ребенку выбрать упражнение с мячом, разнообразить двигательную деятельность.

Игры с массажным мячом. Ребенок, играя с мячом, получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредоточиться. Мяч можно прокатывать между ладонями вперед-назад, по кругу, перебрасывать из ладони в ладонь. Можно организовать игры со словами (картотека).

Схема-карта «Школа мяча» - совершенствовать умения и навыки в упражнениях с мячом. Развивать ориентировку в пространстве, силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, добиваться лучших результатов. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выполнять задание в парах, по подгруппам.

 «Физическое развитие» улучшать функцию дыхания, быстроту, ловкость, доставить радость от игры. Игра: «Задуй мяч в лунку» (с помощью трубочки задуть мяч, сделанный из бумаги в лунку противника).

Художественно-эстетичное развитие

Рисование, лепка, аппликация

«Практическое» изготовление мяча из бумаги. Оригами.

- Мяч можно изготовить в технике оригами. Посмотрите на последовательность выполнения. Я сделала заготовки. Выберите, пожалуйста, заготовку любого цвета. Продолжаем работу… (завершают работу).

У вас в руках мячи разного цвета. А мы знаем, что каждый цвет соответствует определенному настроению. Давайте определим ваше настроение.

Красный – радостное настроение, активность, восторг

Оранжевый – радостное, веселое, солнечное настроение

Желтый – светлое, приятное, цветущее  настроение

Зеленый – спокойное, ровное, уравновешенное, весеннее настроение

Голубой, синий – спокойное, нежное настроение, близкое к сентиментальности, грусти.

Я всем вам желаю хорошего настроения и подвожу итог мастер-класса.

Таким образом, для повышения эффективности использования воспитанниками спортивного оборудования необходимо разнообразить образовательную деятельность: рассказывать об истории, о том, как используется в современном мире, показывать его возможности, знакомить с играми и упражнениями. И сегодня на примере использования мяча были продемонстрированы разнообразные виды деятельности с дошкольниками, которые способствуют не только физическому, но и всестороннему развитию.