План по самообразованию " Развитие мелкой моторики детей 1 младшей группы"
методическая разработка (младшая группа)

Слюсарь Наталия Владимировна

Чтобы научить малыша говорить,необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат,но и развивать мелкую моторику рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

«Развитие мелкой моторики детей 1 младшей группы»

Выполнила: Слюсарь Наталия Владимировна

                     Воспитатель ФК ДОУ «Детский сад №1 ФСО России»

                                                    Руки учат голову, затем поумневшая        

                                                          голова учит руки, а умелые руки

        снова способствуют развитию мозга".

        И.П.Павлов

Актуальность темы:

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

         Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

          Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

          Физиолог И.П. Павлов писал: "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".

          Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

         Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

         -  в связи с развитием познавательных способностей;

         -  в связи с развитием речи;

         - развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

          Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).
          С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

           Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

            В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.


          Роль развития мелкой моторики в процессе подготовки к обучению в школе.
Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей, проведено много и доказано, что развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем – в трудностях овладения письмом. Всё сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию мелкой моторики детей в дошкольном возрасте. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам созреванием соответствующих зон головного мозга заканчивается развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться до поступления ребёнка в школу.

Если уделять должное внимание развитию мелкой моторики и координации движения рук, решаются сразу две задачи:

• во-первых, косвенным образом это влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка,

• во-вторых, происходит подготовка к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Срок реализации: 1 год (2018-2019 учебный год).

Информационно-аналитический этап работы:

1. Изучение методической литературы по теме: сентябрь – май.

Работа с родителями:

1. Информационно-аналитическая работа.

- сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение образовательных потребностей семьи.

- анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах и особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях.

2. Практическая работа.

а) просвещение родителей:

- индивидуальное и подгрупповое консультирование: 

•«Пальчиковый театр для развития мелкой моторики
       у детей»

• «Пальчиковые игры в развитии речи детей»,

• «Пальцы помогают говорить»,

• «Развиваем мелкую моторику»,

• «Играя, учимся говорить»,

• «Мелкая моторика – развивает малыша»

• «Су-джок массажеры»  и т. д.

- памятки для родителей:

• «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости»,

• «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего    обихода»,

• «Как развить мелкую мускулатуру рук»,

• «Упражнения для развития тактильной чувствительности и    сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук»,

• «Игровой  самомассаж  для кистей и пальцев»,

• «Чтобы пальчики писали».

- наглядная агитация очень важна для родителей, т. к. большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.

Оформление стенда:

• «Наши пальчики»;

• «Пальчиковые игры для малышей»;

• «Развитие различных видов восприятия»;

• «Упражнения для подвижности» и т. д.

б) Организация продуктивного обучения:

- конкурсы для родителей по изготовлению пособий, дидактических игр;

- организовать выставку нетрадиционных пособий, изготовленных своими руками «Мир в ладошках».

- семинар-практикум и практические занятия – ознакомление родителей и детей с играми и упражнениями, направленными на развития мелкой моторики с которыми можно заниматься в домашних условиях.

         Семинар – практикум для родителей в 1 младшей группе
«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

3. Контрольно-оценочная работа.

- совместные мероприятия: «Круглый стол» – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях с конкретными развивающими пособиями, но и в домашних условиях. Продуктивность занятия возрастет, если родители не ограничатся заданием и уйдут в другую комнату, а вместе с ребенком возьмутся за решение совместной задачи.

Форма отчётности:

• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».

• Провести анкетирование родителей.

• Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

• массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина и соленого теста

• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО

• различные виды аппликаций

• рисование по трафаретам

• штриховка

• дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• пазлы, мозаика.

Изучение методической литературы по теме.

Сентябрь

2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

3. Консультация для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи детей».

Октябрь

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и   упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009. - 143 с.

Ноябрь

1. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд.        дом «Литера», 2006.

2. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПБ. : Литера, 2005. - 220 с.

Декабрь

1. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2. Консультация для родителей «Играя, учимся говорить».

Январь

1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

2. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М. : ЭКСМО, 2010. - 234 с.

3. Консультация для родителей «Мелкая моторика – развивает малыша».

Февраль

1. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М. : Дом ХХI век, 2014. - 187 с.

Март

1. Узорова О. В. Игры с пальчиками. - М. : Астрель, 2008. - 154 с.

2. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. - М. : Астрель, 2005. - 183 с.

3. Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику».

Апрель

1. Плутaeвa E. - 2011. - № 3. - с. 28-35

2. Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить».

Май

1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

2. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М. : ЭКСМО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Веселые ладошки" по развитию мелкой моторики детей младшей группы

Кружок по развитию мелкой моторики детей младшей группы...

Перспективный план работы по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

презентация "Развитие речи и мелкой моторики детей младшей группы с использованием игровых упражнений"

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием им...

Самообразование по теме: Развитие мелкой моторики детей младшей группы дошкольного возраста через продуктивную деятельность

Материал может быть полезен для воспитателей группы общеобразовательной направленности...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальныхспособностях. Дети с плохо...

«Формирование навыков самообслуживания через развитие мелкой моторики детей младшей группы»

Консультация предназначена для родителей детей младшей группы...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Консультация с родителями: работа над мелкой моторикой детей младшей группы»

quot;Уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук" Д. Эльконин•Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными материалами для развития мелкой мо...