Самообразование по теме: Развитие мелкой моторики детей младшей группы дошкольного возраста через продуктивную деятельность
методическая разработка (младшая группа)

Матвеева Людмила Анатольевна

Материал может быть полезен для воспитателей группы общеобразовательной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0_rabota_nad_samoobrazovaniem.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Колосок» с. Ходынино»

СИСТЕМЕ РАБОТЫ

Тема: «Развитие мелкой моторики рук

у детей младшего дошкольного возраста

в продуктивных видах деятельности»

2я младшая группа

Воспитателя

Матвеевой Людмилы Анатольевны

Педагогический стаж 9 лет

Высшая квалификационная категория

2020 – 2021 учебного года

Информационная справка.

Ф.И.О.:    Матвеева Людмила Анатольевна

Занимаемая должность:   воспитатель 2 младшей группы «Солнышко»

Дата назначения на должность:  01. 2012

Образование:    высшее педагогическое

Дата прохождения аттестации: 12. 2017

Квалификационная категория:    высшая

Дата прохождения курсов повышения квалификации:  02. 2018

Педагогический стаж:  9 лет

Тема самообразования:  «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»

Цель педагога – систематическое повышение своего профессионального уровня.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Наблюдая за детьми в младшей группе, я отметила, что многие дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникли затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке и рисованию. Конечно, дети еще малы, многие первый год как посещают детский сад, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют точного действия работы рук. Поэтому я и выбрала эту тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности».

     Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал «Истоки особенностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

      Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, координацией, зрительной и подвижной памятью. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, рисовать, одеваться, вязать, а также выполнять немало других действий.

     

    То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях рук и пальцев.

     Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают крупную моторику и мелкую моторику.

    Мелкая  моторика – волшебное словосочетание, о котором известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Я как педагог начала развивать мелкую моторику рук у детей в младшей группе. Помогла мне в этом продуктивная деятельность.

ПРОБЛЕМАТИКА

    Проведенный мониторинг по определению мелкой моторики и координации рук показал недостаточный уровень развития. В результате проведенного мониторинга возникла необходимость уделить особое внимание данному вопросу и спланировать свою работу.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

   Актуальность темы обусловлена тем, что именно развитие мелкой моторики рук имеет важное значение в развитии ребенка.

    Мелкая моторика рук – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

    Развивая мелкую моторику рук, мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем руку к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики рук имеет огромное значение.

    Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: рисунок, поделка, постройка, придуманный детьми рассказ или стихотворение, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, лепка, аппликация, конструирование, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.

    При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, сгибание, прищипывание, раскатывание, вырезывание, а так же развивается эстетический  вкус. Дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.

    Для совершенствования ручной умелости я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», мини-паззлы, настольные игры, книжки-тренажеры «Одеваюсь сам» и «Гномики в домике», очень важное значение имеют пальчиковые игры: «Семья», «Пальчик мальчик…», «Сорока», «Ладушки» и другие.

    Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

     Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легкой и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи «рука – глаз». Все это будет хорошим помощником в школе.

      В младшей группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, ватной палочкой, ладошкой.

      В лепке использовались разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание.

      На занятиях по аппликации использовала разные техники: обрывная из салфеток, наклеивание готовых фигур, аппликация из круп, пластилинография. Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на отдельные места.

ЦЕЛЬ:

создать условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности.

ЗАДАЧИ:

  1. Создать условия для развития мелкой моторики.
  2. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.
  3. Организовать различные виды продуктивной деятельности.
  4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:

  • От простого к сложному
  • Наглядности
  • Научности
  • Доступности
  • Активности и сознательности
  • Систематичности
  • Последовательности
  • Преемственности

ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ:

  • Игровой
  • Наглядный
  • Словесный
  • Практический

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  • Образовательная деятельность
  • Индивидуальные занятия
  • Групповые занятия
  • Деятельность вне занятий

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Открытые занятия
  • Интернет-занятия онлайн
  • Анкетирование

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап. Организационно – подготовительный.

  1. Изучение требований к организации и содержанию работы по развитию мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Анализ и подбор методической литературы.
  3. Подбор консультаций для родителей.
  4. Создание развивающей среды и условий для успешного развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
  5. Определение уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с помощью мониторинга и наблюдений.
  6. Составление перспективного плана работы, разработка занятий.

II этап. Основной.

Работа с детьми:

  1. Работа по умелости рук

а) игры с пирамидками

б) игры – шнуровки

в) мини – паззлы

г) книжки-тренажеры «Одеваюсь сам» и «Гномики в домике»

д) пальчиковые игры «Семья», «Пальчик мальчик…», «Сорока», «Ладушки» и другие.

2. Самостоятельные игры детей

Работа с родителями:

  1. Консультации, рекомендации
  2. Индивидуальные беседы
  3. Привлечение к изготовлению игр и пособий для развития мелкой моторики рук.

III этап. Заключительный.

На этом этапе проводится итоговый мониторинг, по выявлению уровня развития детей. На основании данных делается вывод о результативности проведенной работы, динамике развития детей, уровня усвоения ими программного содержания. Также выявляются недостатки, трудности и проблемы в работе.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

К концу учебного года ребенок:

  • Повторяет за взрослым упражнения пальчиковой гимнастики
  • Рисует пальчиком в воздухе
  • Режет ножницами (отрезать полоски, вырезать простые фигуры)
  • Лепит из пластилина шарики, колбаски и различные предметы из этих деталей
  • Застегивает и расстегивает пуговицы, молнии, липучки, кнопки
  • Продевает шнурок в отверстие, завязывает узлы
  • Перебирает мелкие предметы
  • Хлопает в ладоши тихо и громко
  • Правильно держит ручку, карандаш и кисточку
  • Обводит пунктирную линию
  • Рисует карандашами и кисточкой

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук дает возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.

    Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задание №1

- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:

  • Вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»)
  • Вытянуть вперед второй и третий пальцы («ножницы»)
  • Сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца

Задание №2

- координация движений обеих рук «кулак – ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами. Одновременно изменить положение обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Задание №3

Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:

  • С закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика», «козу»
  • Открыть глаза – повтор движений на левой руке.

Оценка результатов:

  • 0 баллов – ребенок не справился  заданием
  • 1 балл – ребенок  справился с помощью взрослого
  • 2 балл – ребенок справился с заданием

Диагностика развития мелкой моторики рук и глаз

на начало учебного года у детей 2й младшей группы

Фамилия Имя ребенка

№1

№2

№3

Итог

Уровень развития

Андреев Егор

1

0

0

1

Недостаточный

Афонин Максим

1

0

0

1

Недостаточный

Бухова Зоя

0

0

0

0

Недостаточный

Диденко Игорь

0

0

0

0

Недостаточный

Илларионова Есения

0

0

0

0

Недостаточный

Каскина Милана

1

0

0

1

Недостаточный

Карпин Артем

0

0

0

0

Недостаточный

Косоногов Матвей

0

0

0

0

Недостаточный

Краснослободцева Лера

0

0

0

0

Недостаточный

Кузнецов Матвей

1

0

0

1

Недостаточный

Минаев Женя

1

0

0

1

Недостаточный

Мохначева Арина

0

0

0

0

Недостаточный

Мурадова Ника

1

0

0

1

Недостаточный

Павлов Дима

2

0

0

2

Недостаточный

Павлов Женя

0

0

0

0

Недостаточный

Поляков Максим

0

0

0

0

Недостаточный

Правенко Максим

1

0

0

1

Недостаточный

Романова Вика

0

0

0

0

Недостаточный

Улин Глеб

1

0

0

1

Недостаточный

Фокина Оля

1

0

0

1

Недостаточный

Хрипякова Ева

0

0

0

0

Недостаточный

5-6 баллов – высокий уровень развития

3-4 балла – достаточный уровень развития

0-2 балла – недостаточный уровень развития

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

   По результатам мониторинга в начале учебного года выяснилось, что дети пришли малоподготовленные, мелкая моторика рук и глаз развита слабо. Мышцы рук «не слушаются» малышей. На основании мониторинга я сделала вывод, что развитие мелкой моторики является приоритетной задачей, для реализации данной задачи требуется серьезная работа по развитию мелкой моторики рук и глаз в образовательной деятельности и в режимных моментах. На занятиях решила больше времени уделять тому, как дети держат карандаши и кисточку в руке, как правильно используют пластилин и держат ложку и вилку за столом во время приема пищи, приучаю самостоятельно застегивать молнию и пуговицы на одежде, застегивать «липучку» на сандалиях. Обращаю внимание на игру с конструктором и кубиками. Учу собирать картинки-паззлы.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Аппликация в детском саду/А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева; худож. Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 144 с.
  • Аппликация в детском саду. Конспект занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, З. М. Поварченкова; художники Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.
  • Аппликация с детьми раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
  • Дерягина Л.Б. Игры, чистоговорки, песенки, потешки. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с.
  • Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  • Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет./ Н.В. Бородкина – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 160 с.
  • Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48.
  • Лыкова И.А., Шипунова В.А. Загадки божьей коровки: интеграция познавательного и художественного развития. Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 128 с.
  • Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.
  • Рисуем без кисточки/ А.А. Фатеева; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.
  • Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 64 с.

 

Перспективный план работы

с детьми 2 младшей группы по самообразованию

Месяц

Название и тема мероприятия

Сентябрь

Разучивание подборки пальчиковых гимнастик, игр для пальчиков, чистоговорок, потешек.

Октябрь

Конспект занятия по рисованию «Осеннее дерево»

Ноябрь

Конспект занятия по объемной аппликации с элементами рисования «Тучка долго плакала»

декабрь

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Цепочка на ёлочку»

Январь

Конспект занятия по рисованию «Солнышко»

Февраль

Конспект занятия по аппликации «Вот это башня!»

Март

Конспект занятия по объемной аппликации с элементами рисования «Букет для мамули»

Апрель

Конспект занятия по рисованию «Разноцветная вселенная»

Май

Конспект занятия по рисованию «Веселые цыплята»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

1.                Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошко...

Перспективный план работы по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»....

Проект на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшей группы»

Современные дети очень часто имеют проблемы в речевом развитии. Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.Задачи самообразования:1. Улучшать моторику, координацию движений кис...