Закаливание дошкольников в летний период
статья

Наталья Исланкина

Комплекс мероприятий для закаливания дошкольников  в летне-оздоровительный период в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_doshkolnikov.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями. В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды. Полезные последствия закаливания детей дошкольного возраста. Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на различные изменения в окружающей среде, механизмы терморегуляции еще работают не в полную меру для того, чтобы хорошо справляться с перегреванием или переохлаждением. Общие принципы закаливания. Перед закаливанием детей раннего возраста следует уяснить ряд правил, без соблюдения которых данная процедура не только не принесет пользы, но и может даже навредить. Без регулярности в проведении любое закаливание неэффективно. Только систематические закаливающие процедуры без привязки к времени года дают положительный результат. Закаливание детей следует начинать только в здоровом состоянии.

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливание организма детей служит той же целиЗакаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возрастаОздоровительное значение воздушных и солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений. При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер. Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью.

Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения. Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

Воздушные процедуры

Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

 1. Сон на открытом воздухе.

 2. Прогулки на свежем воздухе.

 3. Воздушные ванны.

Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.

Солнечные процедуры

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно: - в младших группах до 20-25 мин. – в старших группах до 30-40 мин. Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло, не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды. В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения, специальных мер закаливанияЗакаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему: а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении; б) рациональная одежда; в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;

г) воспитание привычки к холодной воде. Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей. Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Традиционные виды закаливания детей.

1. утренний прием на свежем воздухе, гимнастика

2. оздоровительная прогулка

3. воздушные ванны

4. воздушные ванны с упражнениями

5. сон с доступом свежего воздуха

6. умывание в течение дня прохладной водой

7. полоскание рта прохладной водой

8. хождение босиком до и после дневного сна

9. хождение босиком по «дорожке здоровья»

10. (массажные коврики) после дневного сна

11. солнечные ванны

Оздоровительная работа

1. Сквозное проветривание 2. Санитарный режим 3. + 20-22 t° 4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей 5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день) 6. Утренняя гимнастика 7. Физкультурные занятия 8. Подвижные игры 9. Закаливание: - оздоровительные прогулки; - умывание прохладной водой; - воздушные ванны: а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики); б) дорожка здоровья; в) облегченная одежда; г) сон с открытой фрамугой. 10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период 11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний 12. Витаминизация III блюда

"ВОДА"

Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее. При проведении водных процедур с детьми дошкольного возрастаследует придерживаться следующих правил:

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди. 2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты". 3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня. 2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30 t°, затем доводят до +18 t°, а в старших группах до +16 t°. Время обливания ног 20-30 секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детям, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала, возможно, большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания – растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании. 3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 t° воздуха и не ниже +22 t° воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 t° воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями почек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких. В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

"ВОЗДУХ"

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

"СОЛНЦЕ"

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому

надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно: - в младших группах до 20-25 мин. - в старших группах до 30-40 мин.

Организация закаливания летом

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста закаливанию принадлежит большое место. Сделать организм человека стойким, гибким и выносливым, обладающим высокой способностью к сопротивлению и борьбе с неблагоприятными условиями окружающей его среды - такова задача закаливанияЗакаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании и как о средстве физического воспитания, мы имеем ввиду, не только, приспособленность организма, происходящего под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывать способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать всю жизнь, изменяя формы и методы его в зависимости от возрастаЗакаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие конкретные задачи: - повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями (так называемыми "простудными" и другими); - приучать детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях; - воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать их не бояться холодной воды и других факторов закаливания; - воспитывать умение преодолевать трудности.

Наиболее широкие возможности для оздоровления предоставляются летом. Использование в полной мере таких естественных факторов природы, как солнце, воздух, вода, обогащение питания свежими фруктами, повышение двигательной активности, все это благоприятно влияет на здоровье детей.

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна

Воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик золотой, Он всегда, везде со мной. «Просыпайтесь, говорит!»«Закаляйтесь - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

Закаливание после сна. Лежа в кровати.

1. А щенята, как проснутся обязательно зевнут, потянутся потянутся, ловко хвостиком махнут. (потягивание поочередно на правом и левом боку руки перед собой, ладони вместе, показ махов)

2. А котята спинки выгнут, Перед тем, как прогуляться (выгнуть спину, стоя на руках и ногах)

3. Ну, а мишка косолапый Широко разводит лапы, То одну, то обе вместе, А когда зарядки мало, Начинает все сначала (руки опущены, ноги вместе поднять руки вверх и развести в стороны на счет два скрестить повторить только с ногами).

4. Все проснулись – улыбнулись, С боку на бок повернулись, Сладко-сладко потянулись. (и. п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок, потягивание поочередно на правом и левом боку)

5. Какие мы хорошие, Какие мы пригожие (руки поднять вверх массажные движения рук и ног)

6. Вот к нам солнышко пришло. Стало весело светло (ноги вместе, руки поднять и развести в стороны)

7. Громче музыка играй Нас на зарядку приглашай. (встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

Выход из спальни Воздушное закаливание, гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.

1. Зашагали ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ. Ну-ка веселее, топ, топ, топ. Вот как мы умеем, топ, топ, топ! (ходьба по змейке (дорожка зигзаг).

2. Вот лягушки по дорожке, Скачут, вытянувши ножки: Ква-ква, ква-ква. И. п. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах, через «ручеек», с продвижением вперед.

3. Тут прохожим не пройти, Тут веревка на пути. (руки опущены вдоль туловища, подлазиние под канат (скакалку).

4. Дети встали в кружок, Увидали флажок. Кому дать, кому флаг поднять? Встали детки в кружок, И подняли флажок! (ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены, стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки).

5. На одной ноге постой-ка. Буд-то ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди, Да смотри не упади. А теперь постой на левой Если ты солдатик смелый (ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу).

6. Вот как кружится волчок, Прожуж-ж-жал и на бочок! (руки опущены, кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны).

7. Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. (глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь).

8. Через прыгалки поскачем, По дорожке далеко, Не сумел бы даже мячик, Так подпрыгнуть высоко. (и. п. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед).

9. Широко раскинул ветки Возле дома старый клен Выгнул спину кот соседский, Физкультуру любит он. (руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, ходьба по ребристой доске, руки под головой, в стороны, нагнуться, прогнув спину, подлезть под скакалку).

 Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней. Не страшно, если детям придется пробежать по сырой траве, лужам или даже попасть во время прогулки под теплый летний дождь -- это еще больше повысит устойчивость их организма. Опасно только оставлять детей в мокрой одежде. Важно отметить, что, проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2−3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема и технология закаливания в летний период

Схема и технология закаливания в летний период...

Закаливание в летний период

«Это должен знать каждый родитель»...

Закаливание в летний период

ЛЕТО - САМАЯ ЛУЧШАЯ ПОРА ДЛЯ ЗАКАЛИВАНИЯСОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА!...

Консультация "Закаливание в летний период"

ЛЕТО - САМАЯ ЛУЧШАЯ ПОРА ДЛЯ ЗАКАЛИВАНИЯСОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА!...

Закаливание в летний период.

Информация для родителей...

Закаливание в летний период

РУБРИКА «Это должен знать каждый родитель»ЛЕТО - САМАЯ ЛУЧШАЯ ПОРА ДЛЯ ЗАКАЛИВАНИЯСОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА!           Воздушные процедуры - самая легкая форма закалива...